Профилактика нервозов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Цели и задачи работы с родителями:

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.52 Кб (Скачать)
 

 В условиях кардинальных изменений в социальной жизни  нашей страны, перемен в области  просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги –  две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем  старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в  воспитании и образовании подрастающего  поколения. 

   Цели  и задачи работы с  родителями:

  1. Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  2. Изучение воспитательных  возможностей семей.
  3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи.
  4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
  5. Предупреждение наиболее распространенных  ошибок родителей в воспитании детей.
  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
 

 Семья,  как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание. 

   Основное  назначение собраний – повысить уровень  психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к  научным путям решения проблем  семейного воспитания, побудить к  анализу и коррекции своих  взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.  

   Значительное  место в системе работы школы  с родителями относится к их  психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано  с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

   Планируя  психолого – педагогическое просвещение   родителей. Нужно исходить из следующих задач:

  • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
  • нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

   Принципы  проектирования  родительского всеобуча: 

  • учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;
  • включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
  • постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;
  • культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
  • увязывание  содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.
 

 Можно выделять некоторые  основные направления, внутри которых  создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического  самообразования родителей:  

  • психолого – педагогическое образование родителей;
  • проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
  • планирование,   реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
  • разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);
  • совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
 

                 

   Формы работы с родителями  

   1. Научно – практическая  родительская конференция  – форма сочетания пропаганды  педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам. 

   Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как  требуют тщательной подготовки. Ход  конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин  распространения.

   Успех конференций  зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования  форм и методов сотрудничества с  детьми.

   Условиями успешного проведения родительских конференций являются  следующие:

  • актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
  • тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
  • организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
  • создание благоприятного эмоционального  климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
 

 

   Порядок работы конференции  может быть определен  следующим образом:

  1. Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
  2. Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
  3. Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.

   Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные  выставки по обсуждаемой проблеме. 

   Примерные темы для совместного  обсуждения на конференции:

  • «Основы построения общения с ребенком»
  • «Права и обязанности ребенка в семье»
  • «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
  • «Психология  ребенка»
  • «Особенности адаптации  ребенка в школе»
  • «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

   2. Наиболее распространенной  формой работы  с родителями является  классное родительское  собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

   На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов:  

  1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
  2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).  
  3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
  4. Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

   На организационных  собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается  план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

   Первое родительское собрание является, как правило, организационным  и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.    

   Эти предложения могут  быть такими:

  • поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
  • поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
  • поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
 

 

   Родительское  собрание включает в  себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.
 

 

   Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

Информация о работе Профилактика нервозов