Профессиональные стратегии и мотивация труда учительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Современная ситуация предъявляет особые требования к молодому поколению, актуализируя такие социальные качества, как конкурентоспособность, инициативность, умение быстро адаптироваться к новым социальным условиям, способность принимать решения в быстро меняющейся обстановке, брать ответственность на себя в критических обстоятельствах и пр. Значительную роль в становлении этих качеств играет школа. Молодые люди ожидают от учителей ответов и способов поведения в таком сложном мире. Поэтому представляется важным выяснить соответствие социальным ожиданиям ценностных ориентаций учителей, и в частности избираемых ими профессиональных стратегий деятельности.

Работа содержит 1 файл

Профессиональные стратегии и мотивация труда учительства.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

 Полывянная выделяет  в своей работе18 индикаторы измерения степени конкурентоспособности – это вопросы об использовании компьютера и участии в профессиональных конкурсах.

Всеобщую компьютеризацию, внедрение информационных технологий  Полывянная называет одним из основных сдвигов в современном образовании. В период перехода к информационному  обществу на смену «книжной» культуре приходит распространение «экранной» культуры, на смену «галактике Гуттенберга» приходит «галактика Интернета». Если «книжный» тип образования и самообразования, как считает Полывянная, реализуется в рамках взаимодействия с педагогом, книгой, печатным либо письменным текстом, то «экранный» тип предполагает комплексный вид коммуникации. Компьютерные технологии, обеспечивают доступность и разнообразие информации, активизируют образовательные процессы, сопутствуют производственной, научной, управленческой, бытовой, досуговой и любой другой деятельности.

По данным исследования, применение компьютерных технологий постепенно входит в практику учителей, растет их компьютерная грамотность. Учительство  начинает активно приобретать навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

На  вопросы, заданные респондентам по поводу участия в профессиональных конкурсах были выявлены следующие тенденции, которые раскрывают отношение учителей к инновациям, стремление к повышению профессионального статуса – большинство ответило, что не участвовало и не собирается участвовать в профессиональных конкурсах. Учителя со стажем 6-10 лет более открыты для педагогических инноваций. Из них 40,3% в последние 5 лет участвовали в инновационной деятельности. Но как показало исследование, учителя пока предпочитают роль исполнителей, лишь 18,8% участвовали в инновации как ее организаторы. Большинство учителей стремятся избегать ответственнлсти, отказываясь от поста председателя методического объединения ,от должности завуча.

Итак ,по мнению Полывянной, профессиональная мобильность учителей остается еще достаточно низкой. Учительство ,как отмечалось выше , заинтересованно  в раскрытии потенциала учащихся, но лишь около трети опрошенных учителей проявляет инициативу положительного позиционирования себя как специалиста  высокой квалификации, готовность участвовать  в проектной деятельности.19

Проанализировав профессиональную деятельность учительства, Полывянная обозначает и охарактеризовывает ее основные векторы20:

  1. Следование исторической традиции, просветительсткий долг перед обществом;
  2. Стабильность и инвестиции в будущее;
  3. Высокий риск и достижение.

Для большей части учителей характерна традиционная направленность профессиональной деятельности. У трети  учителей проявляется смешанный  тип, комбинирующий второй и третий векторы, который Полывянная называет как «индивидуально-инициативный». Он характеризуется хорошей способностью к адаптации, конкурентоспособностью и позиционирует учительство как профессиональную группу, закладывающую стандарты современного общества.

Обозначенные направления  профессиональной деятельности соответствуют  свои профессиональные стратегии.  Для учителей ,следующих в основном исторической традиции, характерен тип  стратегии»Традиционный», характеризующийся  ориентацией на реализацию традиционных целей обучения и развития. Другой группе учительства соответствует  тип стратегии «Активный, развивающийся», характеризующийся инициативностью, ответственностью, участием в проектной  деятельности, заинтересованностью  в раскрытии собственного потенциала и потенциала детей, позиционированием  себя как специалиста высокой  квалификации. Эти учителя ориентированы  на признание своих заслуг профессиональным сообществом.

Исследования показало, что  обстоятельствами, способствующими включенности учителя в новую ситуацию, выбору адекватной профессиональной стратегии, являются социально-демографические характеристики, материальное положение, тип и вид учебного заведения, месторасположение школы. Молодые учителя, учителя, работающие в школах повеенного статуса, частных, городских (в сравнении с сельскими), быстрее адаптируются к новомуи более нацелены на создание условий для развития у учеников качеств ,востребованных современностью.21

 

Глава 2. Социальные проблемы учительства (материальное положение, уровень жизни)

 

Повышается роль социальных институтов, осуществляющих социализацию личности в полезном для обществе направлении. Сегодня это образовательные учреждения, ибо другие социальные институты, в том числе и семья, утрачивают в условиях трансформирующегося общества свои воспитательные функции. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас учительство является щитом, защищающим детей и подростков от негативного влияния окружающей среды, помогающим разобраться в происходящих событиях и ориентироваться  при определении жизненных ценностей.

В этой ситуации тем более  важно проанализировать социальные проблемы системы образования как  результат осуществляемой по отношению  к ней социальной политики государства.22

Размер учительской профессиональной группы по сравнению с другими  сам по себе имеет большое значение. Многие изменения в образовательной  политике (увеличение деятельности образования, уменьшение количества учеников в классах и т.д.), демографические скачки провоцируют ее рост. Такое постоянное увеличение группы может снижать уровень требований «на входе», возможность качественного повышения уровня квалификации практикующих специалистов. Это приводит к необходимости принимать в профессию и в дальнейшем в профессиональную практику людей с низким уровнем приверженности профессии. Второе последствие увеличения профессиональной группы – снижение уровня заработной платы, особенно в сфере государственного сектора найма. Появляется необходимость в дополнительной занятости (репетиторстве, в работе по профессии). По данным Мосгорстата на март 2005 г. средняя заработная платав промышленности составляла 17184 руб., а в общеобразовательной школе – 9103 руб. Третьим следствием является снижение престижа профессионального занятия – учительства. Размер группы напрямую связан со скромным престижем учительства – высоким статусом обладают только эксклюзивные виды занятости и специалисты.23

По результатам исследований ,проведенных Ф.Г. Зиятдиновой, 12-15% старшеклассников начала 90-х годов были готовы рассматривать  профессию учителя как возможный  выбор. Однако, если вспомнить, что почти треть первокурсников страны составляют студенты педагогических вузов и педагогических факультетов университетов, то возникает вопрос о мотивации выбора выпускниками «незапланированной» профессии. Причиной, объясняющей выбор ими педагогического института, почти треть называет отсутствие в местности их проживания других высших учебных заведений, неимение средств для обучения там, где хотелось бы. О том, что в педагогические вузы поступают не самые талантливые, свидетельствуют, кроме данных аттестатов, и оценки самих школьников, считающих, что «там учатся средние», поступают в основном те, кто боится не выдержать конкурс в более престижные вузы.24

 

Общество уже привыкло к забастовкам учителей разных регионов Российской Федерации, месяцами, а иногда и годами не получающих заработную плату. Даже массовые голодные забастовки учителей не меняют эту ситуацию.25

Специальная межправительственная комиссия ЮНЕСКО по вопросу о статусе  учителей признала их решающую роль в  развитии одного из важнейших прав человека – на образование. На конференции  ЮНЕСКО (Париж, 1966 г.) были разработаны  и приняты государствами-членами  ООН рекомендации о статусе учителя. Термин «положение» в применении к учителям, согласно этому авторитетному документу ,означает одновременно общественное положение ,которое за ними признано в силу уважения ,связанного с важностью их функций и умением выполнять данные функции ,а также взятые в сравнении с другими профессиональными группами условия труда, вознаграждение и другие материальные льготы ,которыми пользуются учителя. Признавая, что развитие образования в значительной степени зависит от квалификации и мастерства учителя, от его человеческих, педагогических, профессиональных качеств, конференция ЮНЕСКО уточнила, что «положение учителй должно соответствовать потребностям в образвании, определяемом его целями и задачами»26

Высокая пропорция женской  занятости в профессии также  является важным показателем статуса  профессии. В рамках международных  тенденций феминность российского  образования, свидетельствует о  принадлежности России к странам  со средним уровнем дохода на душу населения. Наименьших значений показатель доли женщин среди преподавателей увеличивается  благодаря высокому престижу и уровню оплаты труда в сфере образования, в наименее – из-за недостаточного уровня эмансипации и занятости  женщин в целом. Россия по доле женщин среди преподавателей занимает первое место в мире на всех уровнях образования, кроме высшего профессионального.27

Учительство может быть высоко престижным занятием среди женщин и  даже становится «женской профессией», но в представлении общества –  оно сопряжено с низкими карьерными ожиданиями и возможностью уделять  больше времени семье и детям. Бюрократическая природа профессии, сочетаемая с низким уровнем автономии, также чаще всего ассоциируется  с женской занятостью. Частичная  занятость, частый уход и возвращение  в профессию делают ее «неорганизуемой», или профессией с нежестко организованным членством. Это ставит под вопрос преданность профессии. Вместе с тем в рамках гендерной концепции мы имеем возможность посмотреть на проблему специфики женской занятости. «Мужское» деление на статусные и нестатусные профессии, основывающееся на карьерном росте и заработной плате, снижает статус тех сфер занятости, которые допускают частичную занятость, возможность совмещать профессиональную нагрузку с обслуживающим трудом и делает их «женскими». Сегрегированность рынка труда по полу может преодолеваться повышением социального статуса преимущественно женских специальностей.28

По данным многочисленных социологических исследований, современная общеобразовательная школа не выполняет ни одну из основных функций, которые были ей традиционно присущи: она не способствует духовному воспроизводству, как личности, так и общества, чему свидетельство рост преступности среди ее питомцев и их девиантного поведения; школа не формирует необходимого общеобразовательного потенциала базы знаний для продвижения ее выпускников на вузовскую ступень образовательной системы ,вследствие чего и процветают репетиторство ,всевозможные подготовительные курсы; школа не воспитывает у своих питомцев потребности в непрерывном образовании, которое стало велением времени и условием успешной адаптации человека к новой социально-экономической среде.

Развитие вариативных  форм образования, в том числе  коммерческих, возможность выбора программ, методов, технологий обучения значительно  усложняют и актуализируют проблемы самоопределения, профессиональной ориентации и адаптации молодежи. Заранее  запрограммированное неконкурентоспособность  и невостребованность на рынке труда  вследствие непродуманного профессионального выбора, предотвращением чего должна заниматься средняя общеобразовательная школа, оборачиваются для личности гораздо большей ценой издержек, чем это было раньше.

Государственная политика и  тенденция развития общества видятся  учителями только как основания  для дальнейшего снижения статуса  их профессии. Государство не демонстрирует  поддержки статуса учителя (хотя бы в качестве моральных компенсации) – «Особенно в СМИ, когда показывают фильмы в день учителя, в которых  учителя показаны в не очень приятном свете. Когда учитель показываетчся  в фильмах с глобусом в руке и с пучком на голове, в сером костюме. Это приводит к тому, что статус учителя упал достаточно низко. К сожалению, в последнее время, «учитель» - это скорее минус, чем плюс. Мне кажется, что государствоне обращает на нас должного внимания»

 

 

1 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

2 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

3 Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново, 2004. С. 23.)

4 С.И.Железнякова «Социокультурные ориентации учителей», 2001

5 Общественные науки и современность // Ж. 2001 №1

6 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

7 Николас Аберкромби, Стивен Хилл ,Брайан С. Тернер «Социологический словарь» 1997

8 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

9 Железнякова С.И. Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность// Автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. социол. наук. Екатеренбург, 1997

10 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства , 2008

11 Там же, с 135

12 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

13 Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социол. исслед. 1996. №6

14 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учтельства, 2008

15 Исследование было публиковано в работе М.Т.Полывянной Профессиональные стратегии учительства ,2008

16 Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна, 2001

Социальная компетентность классового руковолителя: режиссура  современных действии/ Под ред./ А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. М., 2006

17 Тамарская Н. Конкурентоспособность будущего педагога // Высшие образование в россии. 2004. №3.

18 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

19 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

20 Там же, с. 145

21 М.Т. Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008

22 Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования, М. 1999, с. 10

23 Е.М. Колесникова Учительство: факторы, профессионализм, отношения (взгляд на проблему)

24 Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования, М. 1999

25Там же, с. 11

26 Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. Париж, 21 сентября – 5 октября 1966 г. С.  1.2 – 1.3.

27 Российское образование в контекстемеждународных показателей 2004: Сопоставительный доклад / М.Л. Агранович, А.В.Полетаев, А.В.Фатеева. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 29.

28 Рос Я. Ванн дер. Реализация политики равенства на местном уровне: опыт Норвегии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под. ред.  Ф.Гардинер. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 209


Информация о работе Профессиональные стратегии и мотивация труда учительства