Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:28, реферат
Современная ситуация предъявляет особые требования к молодому поколению, актуализируя такие социальные качества, как конкурентоспособность, инициативность, умение быстро адаптироваться к новым социальным условиям, способность принимать решения в быстро меняющейся обстановке, брать ответственность на себя в критических обстоятельствах и пр. Значительную роль в становлении этих качеств играет школа. Молодые люди ожидают от учителей ответов и способов поведения в таком сложном мире. Поэтому представляется важным выяснить соответствие социальным ожиданиям ценностных ориентаций учителей, и в частности избираемых ими профессиональных стратегий деятельности.
Полывянная выделяет в своей работе18 индикаторы измерения степени конкурентоспособности – это вопросы об использовании компьютера и участии в профессиональных конкурсах.
Всеобщую компьютеризацию,
внедрение информационных технологий
Полывянная называет одним из основных
сдвигов в современном
По данным исследования, применение компьютерных технологий постепенно входит в практику учителей, растет их компьютерная грамотность. Учительство начинает активно приобретать навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
На вопросы, заданные респондентам по поводу участия в профессиональных конкурсах были выявлены следующие тенденции, которые раскрывают отношение учителей к инновациям, стремление к повышению профессионального статуса – большинство ответило, что не участвовало и не собирается участвовать в профессиональных конкурсах. Учителя со стажем 6-10 лет более открыты для педагогических инноваций. Из них 40,3% в последние 5 лет участвовали в инновационной деятельности. Но как показало исследование, учителя пока предпочитают роль исполнителей, лишь 18,8% участвовали в инновации как ее организаторы. Большинство учителей стремятся избегать ответственнлсти, отказываясь от поста председателя методического объединения ,от должности завуча.
Итак ,по мнению Полывянной, профессиональная мобильность учителей остается еще достаточно низкой. Учительство ,как отмечалось выше , заинтересованно в раскрытии потенциала учащихся, но лишь около трети опрошенных учителей проявляет инициативу положительного позиционирования себя как специалиста высокой квалификации, готовность участвовать в проектной деятельности.19
Проанализировав профессиональную деятельность учительства, Полывянная обозначает и охарактеризовывает ее основные векторы20:
Для большей части учителей характерна традиционная направленность профессиональной деятельности. У трети учителей проявляется смешанный тип, комбинирующий второй и третий векторы, который Полывянная называет как «индивидуально-инициативный». Он характеризуется хорошей способностью к адаптации, конкурентоспособностью и позиционирует учительство как профессиональную группу, закладывающую стандарты современного общества.
Обозначенные направления
профессиональной деятельности соответствуют
свои профессиональные стратегии.
Для учителей ,следующих в основном
исторической традиции, характерен тип
стратегии»Традиционный», характеризующийся
ориентацией на реализацию традиционных
целей обучения и развития. Другой
группе учительства соответствует
тип стратегии «Активный, развивающийся»,
характеризующийся
Исследования показало, что обстоятельствами, способствующими включенности учителя в новую ситуацию, выбору адекватной профессиональной стратегии, являются социально-демографические характеристики, материальное положение, тип и вид учебного заведения, месторасположение школы. Молодые учителя, учителя, работающие в школах повеенного статуса, частных, городских (в сравнении с сельскими), быстрее адаптируются к новомуи более нацелены на создание условий для развития у учеников качеств ,востребованных современностью.21
Глава 2. Социальные проблемы учительства (материальное положение, уровень жизни)
Повышается роль социальных институтов, осуществляющих социализацию личности в полезном для обществе направлении. Сегодня это образовательные учреждения, ибо другие социальные институты, в том числе и семья, утрачивают в условиях трансформирующегося общества свои воспитательные функции. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас учительство является щитом, защищающим детей и подростков от негативного влияния окружающей среды, помогающим разобраться в происходящих событиях и ориентироваться при определении жизненных ценностей.
В этой ситуации тем более важно проанализировать социальные проблемы системы образования как результат осуществляемой по отношению к ней социальной политики государства.22
Размер учительской
По результатам исследований
,проведенных Ф.Г. Зиятдиновой, 12-15% старшеклассников
начала 90-х годов были готовы рассматривать
профессию учителя как
Общество уже привыкло к забастовкам учителей разных регионов Российской Федерации, месяцами, а иногда и годами не получающих заработную плату. Даже массовые голодные забастовки учителей не меняют эту ситуацию.25
Специальная межправительственная
комиссия ЮНЕСКО по вопросу о статусе
учителей признала их решающую роль в
развитии одного из важнейших прав
человека – на образование. На конференции
ЮНЕСКО (Париж, 1966 г.) были разработаны
и приняты государствами-
Высокая пропорция женской занятости в профессии также является важным показателем статуса профессии. В рамках международных тенденций феминность российского образования, свидетельствует о принадлежности России к странам со средним уровнем дохода на душу населения. Наименьших значений показатель доли женщин среди преподавателей увеличивается благодаря высокому престижу и уровню оплаты труда в сфере образования, в наименее – из-за недостаточного уровня эмансипации и занятости женщин в целом. Россия по доле женщин среди преподавателей занимает первое место в мире на всех уровнях образования, кроме высшего профессионального.27
Учительство может быть высоко
престижным занятием среди женщин и
даже становится «женской профессией»,
но в представлении общества –
оно сопряжено с низкими
По данным многочисленных социологических исследований, современная общеобразовательная школа не выполняет ни одну из основных функций, которые были ей традиционно присущи: она не способствует духовному воспроизводству, как личности, так и общества, чему свидетельство рост преступности среди ее питомцев и их девиантного поведения; школа не формирует необходимого общеобразовательного потенциала базы знаний для продвижения ее выпускников на вузовскую ступень образовательной системы ,вследствие чего и процветают репетиторство ,всевозможные подготовительные курсы; школа не воспитывает у своих питомцев потребности в непрерывном образовании, которое стало велением времени и условием успешной адаптации человека к новой социально-экономической среде.
Развитие вариативных
форм образования, в том числе
коммерческих, возможность выбора программ,
методов, технологий обучения значительно
усложняют и актуализируют
Государственная политика и тенденция развития общества видятся учителями только как основания для дальнейшего снижения статуса их профессии. Государство не демонстрирует поддержки статуса учителя (хотя бы в качестве моральных компенсации) – «Особенно в СМИ, когда показывают фильмы в день учителя, в которых учителя показаны в не очень приятном свете. Когда учитель показываетчся в фильмах с глобусом в руке и с пучком на голове, в сером костюме. Это приводит к тому, что статус учителя упал достаточно низко. К сожалению, в последнее время, «учитель» - это скорее минус, чем плюс. Мне кажется, что государствоне обращает на нас должного внимания»
1 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
2 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
3 Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново, 2004. С. 23.)
4 С.И.Железнякова «Социокультурные ориентации учителей», 2001
5 Общественные науки и современность // Ж. 2001 №1
6 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
7 Николас Аберкромби, Стивен Хилл ,Брайан С. Тернер «Социологический словарь» 1997
8 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
9 Железнякова С.И. Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность// Автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. социол. наук. Екатеренбург, 1997
10 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства , 2008
11 Там же, с 135
12 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
13 Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социол. исслед. 1996. №6
14 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учтельства, 2008
15 Исследование было публиковано в работе М.Т.Полывянной Профессиональные стратегии учительства ,2008
16 Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна, 2001
Социальная компетентность классового руковолителя: режиссура современных действии/ Под ред./ А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. М., 2006
17 Тамарская Н. Конкурентоспособность будущего педагога // Высшие образование в россии. 2004. №3.
18 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
19 М.Т.Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
20 Там же, с. 145
21 М.Т. Полывянная Профессиональные стратегии учительства, 2008
22 Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования, М. 1999, с. 10
23 Е.М. Колесникова Учительство: факторы, профессионализм, отношения (взгляд на проблему)
24 Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования, М. 1999
25Там же, с. 11
26 Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. Париж, 21 сентября – 5 октября 1966 г. С. 1.2 – 1.3.
27 Российское образование в контекстемеждународных показателей 2004: Сопоставительный доклад / М.Л. Агранович, А.В.Полетаев, А.В.Фатеева. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 29.
28 Рос Я. Ванн дер. Реализация политики равенства на местном уровне: опыт Норвегии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под. ред. Ф.Гардинер. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 209
Информация о работе Профессиональные стратегии и мотивация труда учительства