Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:17, реферат
Цель данной работы – исследование содержания профессионального воспитания студентов медицинского колледжа. В связи с указанной целью поставлено решение следующих задач:
- раскрыть понятие профессионального воспитания студентов;
- рассмотреть технологии профессионального воспитания;
- определить цели и задачи профессионального воспитания в медицинском колледже;
- рассмотреть концепцию профессионального воспитания и её составляющие;
- определить программу повышения эффективности профессионального воспитания.
I. Введение……………………………………………………….3
II. Профессиональное воспитание студентов
медицинского колледжа………………………………………4-13
1) Понятие профессионального воспитания.
2) Технологии, цели и задачи профессионального воспитания студентов.
3) Концепция профессионального воспитания.
4) Организация воспитательной работы в медицинском колледже.
5) Эффективность воспитательной работы.
III. Заключение……………………………………………………13-15
IV. Литература …………………………………………………...16
1)Признание приоритета личности, её жизненного опыта и самоценности;
2)Гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-
3)Принятие личностью ответственности за своё социальное и профессиональное становление.
Педагогическая технология – систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Личностно – ориентированные технологии профессионального образования – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов воспитания и обучения при взаимодействии студентов и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности. Личностно – ориентированное образование представляет собой интеграцию воспитания, обучения и развития. Поэтому технологии должны быть направлены на достижение этих трёх составляющих, обеспечивающих становление личности.
3.Концепция профессионального воспитания студентов
Теоретическими основами концепции профессионального воспитания студентов, являются следующие закономерные процессы:
1. Главным методологическим основанием для организации и развития профессионального воспитания служат тенденции гуманизации, интеграции, дифференциации и экологичности социальных процессов, взаимообогащающие основные сферы жизнедеятельности личности и требующие структурных, качественных преобразований в педагогическом процессе подготовки квалифицированного специалиста-профессионала.
2. Основными идеями профессионального воспитания как педагогического процесса являются: его соответствие внутренним (психологическим) закономерностям социально-профессионального становления студентов; педагогическая технологичность инновационных систем воспитания и обучения в новых социально-экономических условиях; субъект-субъектные отношения в процессе воспитания, детерминированные представлениями о целостной ситуации развития студента на разных этапах его вхождения в профессию; возрастающая значимость способностей в самооценке субъекта профессионального труда и профессиональной карьеры; стимулирование мотивов и разнообразных способов самовыражения и самоутверждения в социуме через развитие индивидуальности; приобщение к профессиональному мастерству как социокультурное развитие молодого человека.
3. В качестве исходных сущностных характеристик выступают следующие понятия:
а)Социально-профессиональное становление - процесс поэтапного преобразования сознания и самосознания студента с позиции школьника на позицию медицинского работника, включенного в принципиально иные отношения на основе усиления значимости способностей в структуре "Образа-Я" студента и принятия себя как представителя определенной социальной и профессиональной общности.
б)Субъект профессиональной деятельности - выпускник профессионального учебного заведения, обладающий сформированной в процессе обучения, воспитания и самовоспитания способностью к самостоятельной постановке целей профессионального труда, выбору способов и средств организации деятельности и взаимоотношений, стремящийся к профессиональному совершенствованию.
в)Индивидуализация профессионального воспитания - процесс развития индивидуального своеобразия субъекта профессиональной деятельности, обеспечивающий формирование индивидуальных способов самоутверждения и самовыражения через профессиональный труд, в частности, индивидуального стиля деятельности, мышления, общения, адекватной самооценки, общих и специальных способностей; реализуется как основное средство развития индивидуальности будущего специалиста.
4. Педагогическая система профессионального воспитания имеет структурную организацию, состоящую из социально-профессиональных, психолого-педагогических, личностно-деятельностных и субъективно-ситуационных компонентов. Ее модель в соответствии с этапами может быть представлена в двух частях: обобщенная - охватывает целостный педагогический процесс подготовки специалиста и специальная - представляет процесс профессионального воспитания, что обусловлено разнообразием педагогических задач, видов деятельности, логикой системных связей и этапами овладения профессией.
Основными педагогическими закономерностями, обеспечивающими фундаментальный теоретический базис педагогического процесса профессионального воспитания, являются:
- социально-профессиональная обусловленность как стратегия процесса формирования специалиста в профессиональном учебном заведении;
- взаимосвязь социализации, индивидуализации и профессионализации личности в процессе профессионального воспитания;
- единство внешних (социально-профессиональных) и внутренних (личностно-деятельностных) факторов, обусловливающих построение педагогической системы профессионального воспитания;
- взаимосвязь сознания, самооценки, саморегуляции и базовых потребностей в самоутверждении и самовыражении в процессе развития индивидуального потенциала каждой личности;
- оптимальность соотношения субъективных индивидуальных проблем личности с особенностями педагогического процесса профессионального обучения и воспитания;
- функциональная обусловленность способов и средств профессионального воспитания внутренней мотивацией личности как субъекта профессиональной деятельности.
Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь студента в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?
Исходным документом является профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. Профессиограмма, являющаяся модельным отражением профессионального будущего студента, позволяет управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-
Структура программы:
1)цели и задачи профессионального воспитания;
2)основные направления воспитания:
3)социально-профессиональное воспитание;
4)функционально-
5)специально ориентированное воспитание;
6)краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения;
7)воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин;
8)личностно ориентированные технологии профессионального воспитания;
9) мониторинг профессионального развития;
10) коррекция профессионального становления.
Основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов:
-Профессиограмма
-Цели и задачи воспитания;
-Социально и профессионально важные качества и формы поведения специалиста;
-Социальное и профессиональное самоопределение;
-Средства профессионального воспитания;
-Мотивирующие и личностно ориентированные дисциплины;
-Развивающие технологии обучения;
-Социокультурные технологии воспитания;
-Личностно ориентированная учебно-профессиональная среда;
-Оценка результативности воспитания;
-Мониторинг профессионального развития;
-Развитие аутокомпетентности;
-Коррекция профессионального становления;
-Психолого-педагогический консилиум;
-Психотехнологии коррекции акцентуаций и оказания помощи в самореализации личности.
Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностно-образующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально профессиональному самоопределению, самоорганизации, само воспитанию и самореализации.
Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспитания - образовательно-профессиональны
4.Организация воспитательной работы в медицинском колледже
Формирование образа будущей профессии и важных профессиональных качеств у студентов медицинского колледжа необходимо начинать с первого года обучения, выстраивая в соответствии с этой целью учебный процесс и внеучебную деятельность, используя воспитательный потенциал внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
Учебный процесс должен стать идеалоориентированным. Это значит, что все учебные программы, реализующиеся в медицинском колледже с первого курса до последнего, нужно скорректировать с учётом содержания профессионального идеала определённой медицинской специальности, под которым понимается идеальная конечная цель медицинского профессионального образования и совершенный образ профессионала. При составлении рабочей программы педагог должен учитывать основные задачи и место дисциплины в системе подготовки специалиста данного медицинского профиля, при отборе акцент следует сделать на тех темах, которые наиболее важны для формирования фундаментальных и прикладных профессиональных знаний. Кроме того, необходимо учитывать и использовать воспитательный потенциал учебного содержания той или иной
дисциплины для формирования профессионального идеала студентов. В учебном плане колледжей нет ни одного предмета, который не мог бы быть использован в целях профессионального воспитания. Следует ориентировать педагогов на поиск и актуализацию воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. А для этого нужно, чтобы профессиональный идеал или модель выпускника медицинского колледжа были приняты в качестве личностно значимых всеми участниками образовательного процесса. Ещё большими возможностями для реализации задач профессионального воспитания располагают специальные и общепрофессиональные дисциплины. Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностно-образующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально профессиональному самоопределению, самоорганизации, самовоспитанию и самореализации.
В организации внеучебной воспитательной деятельности в колледже должен использоваться тот же идеалоориентированный, что и в организации учебного процесса. Палитра воспитательных мероприятий, направленных на формирование профессиональной ориентации студентов, развитие и укрепление интереса к выбранной профессии, воспитание профессионально значимых, социальных и личностных качеств огромна: это и встречи со специалистами выбранного профиля, работодателями лечебных учреждений, студенческие научно – практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, выпуски газет и брошюр и т.д.
5.Эффективность воспитательной работы
Важной составляющей любой социально значимой деятельности является оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы руководствуются следующими требованиями:
- оценка не должна зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т.е. должна быть объективной;
- оценка должна обеспечивать прогноз социально-профессионального становления личности;
- критерии оценивания и процесс диагностики должны быть понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.
В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста. В ней выделены подструктуры, которые опредeляют уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявляются в режиме функционирования.
Основываясь на данных подходах, выделяют следующие критерии оценки воспитательной работы в колледже:
1) деятелъностная подструктура:
- учебно-познавательная мотивация;
-удовлетворенность учёбой;
-организация учебно-пространственной среды;
-возможности для самореализации в учебно-научной работе;
2) профессионально ориентированная подструктура:
- профессиональная мотивация;
- профессиональная идентификация;
- перспективы трудоустройства;
3) социально ориентированная подструктура:
- соблюдение конвенциональных норм поведения и нравственно-этических норм;
- информированность о деятельности учебного заведения;
- социально-правовая защищенность;
- психологический климат в группе;
- социальная справедливость.
Повышение эффективности процесса профессионального воспитания представляет собой целенаправленную, непрерывную, дифференцированную последовательность действий (комплексное планирование наиболее важных задач профессионального воспитания; выбор методов и форм воспитания с учетом возраста и профессиональной подготовки; выбор оптимального содержания воспитательных мероприятий применительно к конкретным задачам и условиям) в целях изменения воспитательной среды колледжа.
Информация о работе Профессиональное воспитание студентов медецинского колледжа