Профессиональное консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Работы профконсультанта
Схема профконсультирования
Профконсультирование в школе
Индивидуальное профконсультирование
Групповое профконсультирование
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Профессиональное консультирование. Парамонова doc.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

13. Завершать  профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, , коррекционной части.

Индивидуальное  профконсультирование

Профконсультирование  характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Индивидуальная  профессиональная консультация как  процесс активного взаимодействия профконсультанта с с целью помощи в решении проблем профессионального самоопределения видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной , связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много "неизвестных" слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

Обычно в рамках одной  консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и  коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим :

  • интересующие профессии и , необходимые для работы по ним;
  • предприятия и организации, где есть по конкретной профессии;
  • возможности и переобучения по различным специальностям;
  • конъюнктура рынка труда;
  • возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Для достижения информационной цели консультант не только клиента достаточно полной и  достоверной информацией, но и его  со способами получения нужных : какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы специалистам и т.п.

Предполагается использование  профконсультантом различных справочников, информационных карт, профессий в  виде отдельных профессиограмм. А  в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий". Это значимо при профконсультировании – именно эта категория имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации в консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. , это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.

В рамках функционального  подхода ( важно не где , а что делать – творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой классификации профессий функция. , функция "обслуживающий" объединяет профессии , официанта, , психолога, проводника, стюардессы.

В информационных материалов на разных этапах консультации могут использоваться различные факты, результаты научных исследований.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. диагностики  могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические  особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

В профконсультировании предметом диагностики в той  или иной степени профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант только такие индивидуальные особенности, которые облегчают профессиональных , способствуют профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные .

В итоге ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент более задумываться о своих личных качествах, о сложностях профессионального выбора.

Проведение диагностики  предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:

  • как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
  • от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;
  • как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Профконсультанту  необходимо быть осторожным в выводах  и рекомендациях по результатам  диагностики интеллекта и специальных  способностей, так как они могут  развиваться при соответствующей  мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на нужного вида , памяти, пространственного и т.п. В данном случае психодиагностические могут быть использованы в критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий .

В индивидуального  консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента  об уровне у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Прогнозируемая  степень удовлетворенности его деятельностью во многом зависит от того, насколько его соответствуют особенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом .

Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, , представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

Одно из направлений  в профконсультировании службы занятости ( ) – содействие формированию жизненной  перспективы, осознанию образа . Это  требует от консультанта более взгляда  на клиента, анализа выбора профессии  как первого звена в цепочке  последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием и развитием.

Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие  жизненные планы с точки зрения долговременных целей и , касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. Ядром жизненной перспективы ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.

Для того чтобы  определиться в ценностных ориентациях, необходимо на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для  достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует  рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других для него сферах жизни. , , подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не индивидуальные , по “то, что хорошо для всех, хорошо и для меня”.

В ходе консультирования необходимо не только на противоречивость, но и на сформированность ценностных ориентаций. Если равные по значимости конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих .

Следующий шаг  в построении жизненной перспективы  – постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям. Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность. Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью. Реалистичность выражается в способности разделять реальность и в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности. Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего , а также уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений. Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.

В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненной  перспективы очень трудно реализовать. оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.

Профконсультанту  не следует “переделывать” клиента  на нужный лад в консультирования. Его задача – выявить данные с помощью диагностических методов и помочь консультируемому свои и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей. При всем разнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностей самого профконсультанта можно типы стратегий и этапы консультации.

Групповое профконсультирование

Групповой профконсультацией  любая форма по профориентационной помощи в взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно  используются в профориентации школьников, но они не типичными для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества , обращающейся в центры занятости, а также профориентационной работы с учащимися, проводимой профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью.

Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет  экономить время консультанта в  тех видах деятельности, которые  не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о  консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем  групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

Группы могут : учебный класс, если инициатора ведения  консультации школа или другое учебное заведение; службы занятости с одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; , с проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.

По консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет .

Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по выбора профессии, профессионального и трудоустройства.

Традиционно в  профориентации в ходе групповых  консультаций клиенты информацию по следующим темам: “Мир профессий” (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), “Человек и профессия” (понятия профессия, специальность, должность; требования профессии к ; характеристика слагаемых успешного выбора; ошибки выбора профессии), “ и выбор профессий” и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается продуктивно  первые 10 – 15 минут (оптимальная продолжительность  консультации – 45 минут). Поэтому важные, понятия, установочного характера  следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ; элементов диагностики. На информационную групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию “из первых рук”.

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность  задать интересующие их вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

Диагностическая групповая консультация для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии психологического профиля).

Однако возможности  диагностики в групповой консультации ограничены. Специфика групповой  диагностики в большинстве случаев  исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы, которые требованию надежности и рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции – четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, .

При организации  групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые  санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную  освещенность, места, удобные для  письменной работы и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 – 15 человек.

Информация о работе Профессиональное консультирование