Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель: определить пути формирования профессиональных качеств педагога.
Задачи исследования:
1. изучить условия и закономерности формирования профессиональных
качеств педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональных качеств педагога.
3. Раскрыть сущность включенности студентов в становлении профессионально значимых качеств педагога.
Прямые ответы на эти вопросы даны не будут, но они заданы,- и будущий педагог- мастер должен о них задуматься.
По
глубокому убеждению А.С.
Учитель- мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,- в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это- желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее школы» (5,с.513).
Мастерство
проявляется в деятельности. Именно
такое понимание мастерства и
принято в педагогике. Оно определяется
как «высший уровень
На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю. П. Азаров дает такую его трактовку:
«Мастерство является единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике... Мастерство как единичное прокладывает дорогу всеобщему...
Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Снова и снова я готов повторять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения, личность...
В педагогическом мастерстве игра — лишь форма, а содержание — всегда утверждение высших человеческих ценностей... всегда освоение культуры и развитых форм общения.
Становление педагогического мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждениям, способам общения с детьми» (6, с. 247—248).
Таким
образом, мастерство неотделимо от творчества
— от способности выдвигать новые идеи,
принимать нестандартные решения, использовать
оригинальные методы и технологии, короче
— конструировать учебно-воспитательный
процесс, воплощая замысел в реальность.
Заключение
Данная
исследовательская работа показала,
что профессия учителя
Важнейшими качествами учителя
является гражданственность и
патриотизм, гуманизм и интеллигентность,
высокая духовно-нравственная
Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма педагогов:
1.
Подготовка в учебных
2.
Постоянное повышение уровня
профессионализма и
Характеристикой высокого
- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
-
прогностические (выделение
-
проективные (определение
- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
-
коммуникативные (владение
Педагогические способности реализуются в педагогических знаниях, умениях и навыках, определяя быстроту и легкость овладения ими. Все педагогические способности подразделяют на три группы: личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям), и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Также
мы рассматриваем особенности
Таким
образом, мы считаем, что наша гипотеза
нашла подтверждение в
Список использованных источников
4. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/ В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.- 323 с.
6. Клемантович, И.К. Новая профессия—социальный педагог [Текст]/ И. Клемантович.- М.: Школа, 1998. - №3.— 14 с.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя [Текст]/ Н.В. Кузьмина. — М.: ВЛАДОС, 1992. – 110 с.
8.
Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику
[Текст]/
9. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики [Текст]/ В.А. Никитин. — Тула: Проспект, 1996. - 130 с.
10. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2004.- 256 с.
11. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум [Текст]/ А.А.Орлов, А.С.Агафонова.- М.: Академия, 2004.- 256 с.
12. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность(Текст)/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова.- М.: Академия, 2004.- 208 с.
13.
Сластенин, В.А. Учителю о педагогической
технике [Текст]/
14. Смирнов, С.А.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2000-512 с.
15.
Сухомлинский, В.А.Сердце отдаю детям [Текст]/В.А.Сухомлинский.-
Киев: Экспресс, 1969.- 513 с.
Информация о работе Профессионально значимые качества педагога