Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:03, реферат
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
1. Общие представление о профессионально-педагогической специальности, особенности специальности, разнообразие специализаций, перспективы 3
2. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура 6
3. Требования к личности педагога, профессионально значимые личностные качества педагога, направленность, компетентность и способности, профессиональное становлении педагога на пути овладения профессией 8
Список литературы 16
А. И. Щербаков к числу
важнейших педагогических способностей
относит дидактические, конструктивные,
перцептивные, экспрессивные, коммуникативные
и организаторские. Он также считает,
что в психологической
Учитель — не только профессия,
суть которой транслировать знания,
а высокая миссия сотворения личности,
утверждения человека в человеке.
В этой связи цель педагогического
образования может быть представлена
как непрерывное общее и
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя
ведущее место занимает направленность
его личности. Рассмотрим в этой
связи свойства личности учителя-воспитателя,
характеризующие его социально-
КД. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы"'.
В деятельности учителя идейная
убежденность определяет все другие
свойства и характеристики личности,
выражающие его социально-нравственную
направленность. В частности, социальные
потребности, моральные и ценностные
ориентации, чувство общественного
долга и гражданской
В структуре личности учителя
особая роль принадлежит профессионально-
Профессиональная
Наличие или отсутствие призвания
может выявиться только при включении
будущего учителя в учебную или
реальную профессионально
Таким образом, педагогическое призвание
формируется в процессе накопления будущим
учителем теоретического и практического
педагогического опыта и самооценки своих
педагогических способностей. Отсюда
можно сделать вывод, что недостатки специальной
(академической) подготовленности не могут
служить поводом для признания полной
профессиональной непригодности будущего
учителя.
Основу педагогического
призвания составляет любовь к детям.
Это основополагающее качество является
предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих
профессионально значимых качеств,
характеризующих
Среди таких качеств — педагогический
долг и ответственность.
Руководствуясь чувством педагогического
долга, учитель всегда спешит оказать
помощь детям и взрослым, всем, кто в ней
нуждается, в пределах своих прав и компетенции;
он требователен к себе, неукоснительно
следуя своеобразному кодексу педагогической
морали.
Высшим проявлением педагогического долга
является самоотверженность
учителя. Именно в ней находит выражение
его мотивационно-ценностное отношение
к труду. Учитель, имеющий данное качество,
работает, не считаясь со временем, подчас
даже с состоянием здоровья. Ярким примером
профессиональной самоотверженности
является жизнь и деятельность А.С. Макаренко
и В.А.Сухомлинского. Исключительный пример
самоотверженности и самопожертвования
— жизнь и подвиг Януша Корчака, видного
польского врача и педагога, презревшего
предложения фашистов остаться в живых
и шагнувшего в печь крематория вместе
со своими воспитанниками.
Взаимоотношения учителя
с коллегами, родителями и детьми,
основанные на осознании профессионального
долга и чувстве
Педагогический такт во многом
зависит от личных качеств педагога,
его кругозора, культуры, воли, гражданской
позиции и профессионального
мастерства. Он является той основой,
на которой вырастают
Педагогическая
справедливость представляет собой
своеобразное мерило объективности учителя,
уровня его нравственной воспитанности.
В.А.Сухомлинский писал: "Справедливость
— это основа доверия ребенка к воспитателю.
Но нет какой-то абстрактной справедливости
— вне индивидуальности, вне личных интересов,
страстей, порывов. Чтобы стать справедливым,
надо до тонкости знать духовный мир каждого
ребенка"'.
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую
направленность педагога, являются предпосылкой
и концентрированным выражением его авторитетности.
Если в рамках других профессий привычно
звучат выражения "научный авторитет",
"признанный авторитет в своей области"
и т.п., то у учителя может быть единый и
неделимый авторитет личности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных
сил и культурных потребностей личности
является потребность в знаниях.
Непрерывность педагогического
самообразования — необходимое
условие профессионального
Один из главных факторов познавательного
интереса — любовь к преподаваемому предмету.
Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь
наукой воспитать ученика, люби свою науку
и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты
воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь
ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука
не произведет воспитательного влияния"'.
Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский.
Он считал, что "мастер педагогического
дела настолько хорошо знает азбуку своей
науки, что на уроке, в ходе изучения материала,
в центре его внимания не само содержание
того, что изучается, а ученики, их умственный
труд, их мышление, трудности их умственного
труда".
Современный учитель должен хорошо ориентироваться
в различных отраслях науки, основы которой
он преподает, знать ее возможности для
решения социально-экономических, производственных
и культурных задач. Но этого мало — он
должен быть постоянно в курсе новых исследований,
открытий и гипотез, видеть ближние и дальние
перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей
Информация о работе Профессионально педагогическая деятельность