Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:03, реферат
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
1. Общие представление о профессионально-педагогической специальности, особенности специальности, разнообразие специализаций, перспективы 3
2. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура 6
3. Требования к личности педагога, профессионально значимые личностные качества педагога, направленность, компетентность и способности, профессиональное становлении педагога на пути овладения профессией 8
Список литературы 16
Оглавление
1. Общие представление
о профессионально-
2. Профессионально-
3. Требования
к личности педагога, профессионально
значимые личностные качества
педагога, направленность, компетентность
и способности,
Список литературы 16
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность
осуществляют не только педагоги, но и
родители, общественные организации, руководители
предприятий и учреждений, производственные
и другие группы, а также в известной
мере средства массовой информации. Однако
в первом случае эта деятельность
— профессиональная, а во втором
— общепедагогическая, которую вольно
или невольно осуществляет каждый человек
и по отношению к самому себе,
занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных
обществом образовательных
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности
— явление историческое. Она разрабатывается
и формируется как отражение
тенденции социального
Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А-С.Макаренко, но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа "гармоническая личность", "человек-коммунист" и т.п. А.С.Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Цели педагогической деятельности
— явление динамическое. И логика
их развития такова, что, возникая как
отражение объективных
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
Обращение к формам материализации
педагогического действия помогает
показать логику педагогической деятельности.
Педагогическое действие учителя сначала
выступает в форме
Специфической особенностью педагогических
задач является то, что их решения практически
никогда не лежат на поверхности. Они нередко
требуют напряженной работы мысли, анализа
множества факторов, условий и обстоятельств.
Кроме того, искомое не представлено в
четких формулировках: оно вырабатывается
на основе прогноза. Решение взаимосвязанного
ряда педагогических задач очень трудно
поддается алгоритмизации. Если же алгоритм
все же существует, применение его разными
педагогами может привести к различным
результатам. Это объясняется тем, что
творчество педагогов связано с поиском
новых решений педагогических задач.
В отличие от принятого
в психологии понимания деятельности
как многоуровневой системы, компонентами
которой являются цель, мотивы, действия
и результат, применительно к
педагогической деятельности преобладает
подход выделения ее компонентов
как относительно самостоятельных
функциональных видов деятельности
педагога.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической
деятельности три взаимосвязанных компонента:
конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Для успешного осуществления этих функциональных
видов педагогической деятельности необходимы
соответствующие способности, проявляющиеся
в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная
деятельность направлена на установление
педагогически целесообразных отношений
педагога с воспитанниками, другими педагогами
школы, представителями общественности,
родителями.
Однако названные компоненты, с одной
стороны, в равной мере могут быть отнесены
не только к педагогической, но и почти
к любой другой деятельности, а с другой
— они не раскрывают с достаточной полнотой
все стороны и области педагогической
деятельности.
А. И. Щербаков относит конструктивный,
организаторский и
Конструктивный компонент педагогической
деятельности может быть представлен
как внутренне взаимосвязанные аналитическая,
прогностическая и проективная функции.
Углубленное изучение содержания
коммуникативной функции
Эффективность педагогического процесса
обусловлена наличием постоянной обратной
связи. Она позволяет учителю своевременно
получать информацию о соответствии полученных
результатов планировавшимся задачам.
В силу этого в структуре педагогической
деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный
(рефлексивный) компонент.
Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
Одним из важнейших требований,
которые предъявляет
Позиция педагога
— это система тех
В позиции педагога проявляется его личность,
характер социальной ориентации, тип гражданского
поведения и деятельности.
Социальная позиция
педагога вырастает из той системы взглядов,
убеждений и ценностных ориентации, которые
были сформированы еще в общеобразовательной
школе. В процессе профессиональной подготовки
на их базе формируется мотивационно-ценностное
отношение к педагогической профессии,
целям и средствам педагогической деятельности.
Мотивационно-ценност-ное отношение к
педагогической деятельности в самом
широком ее понимании в конечном итоге
выражается в направленности, составляющей
ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда моясет дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевьд педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессио-грамме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
Информация о работе Профессионально педагогическая деятельность