Профессионально педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Содержание

1. Общие представление о профессионально-педагогической специальности, особенности специальности, разнообразие специализаций, перспективы 3
2. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура 6
3. Требования к личности педагога, профессионально значимые личностные качества педагога, направленность, компетентность и способности, профессиональное становлении педагога на пути овладения профессией 8
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

профессиональная педагогическая деятльность.docx

— 34.68 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

1. Общие представление  о профессионально-педагогической  специальности, особенности специальности,  разнообразие специализаций, перспективы 3

2. Профессионально-педагогическая  деятельность, ее структура 6

3. Требования  к личности педагога, профессионально  значимые личностные качества  педагога, направленность, компетентность  и способности, профессиональное  становлении педагога на пути  овладения профессией 8

Список литературы 16

 

 

1. Общие представление о профессионально-педагогической  специальности, особенности специальности,  разнообразие специализаций, перспективы

 

 

Смысл педагогической профессии  выявляется в деятельности, которую  осуществляют ее представители и  которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и  родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек  и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как  единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими  рассматривается как идущий из глубины  веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным  направлениям.

Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение  тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к  современному человеку с учетом его  духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной  личности.

Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А-С.Макаренко, но ни в одной его работе нет  их общих формулировок. Он всегда резко  выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к  аморфным определениям типа "гармоническая  личность", "человек-коммунист" и т.п. А.С.Макаренко был сторонником  педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана  с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как  отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями  общества, они складываются в развернутую  программу поэтапного движения к  высшей цели — развитию личности в  гармонии с самой собой и социумом.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.

Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала  выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат  своего действия. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем  переходит в форму практического  преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами  педагогического влияния, что сказывается  на результатах действия учителя. В  связи с этим из формы практического  акта действие снова переходит в  форму познавательной задачи, условия  которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя  по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого  множества задач различных типов, классов и уровней. 
Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

2. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура

В отличие от принятого  в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к  педагогической деятельности преобладает  подход выделения ее компонентов  как относительно самостоятельных  функциональных видов деятельности педагога. 
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная  деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. 
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский  компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя  на этапе реализации педагогического  процесса, представив организаторский  компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной  функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции  требует от учителя научного подхода  к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей. 
Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.

Углубленное изучение содержания коммуникативной функции позволяет  определить ее также через взаимосвязанные  перцептивную, собственно коммуникативную  и коммуникативно-операциональную  функции. Перцептивная функция связана  с проникновением во внутренний мир  человека, собственно коммуникативная  — направлена на установление педагогически  целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная  — предполагает активное использование  средств педагогической техники. 
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в  работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

3. Требования к личности педагога, профессионально значимые личностные  качества педагога, направленность, компетентность и способности,  профессиональное становлении педагога  на пути овладения профессией

 

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных  отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. 
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. 
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценност-ное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда моясет дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевьд педагогических позиций. Педагог может выступать в  качестве:

    • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
    • друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка" 
      диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
    • советчика, если использует осторожное уговаривание' 
      просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
    • вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций  может давать положительный и  отрицательный эффект в зависимости  от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Совокупность профессионально  обусловленных требований к учителю  определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического  образования аккумулировано в профессио-грамме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

Информация о работе Профессионально педагогическая деятельность