- во-вторых,
способ осуществления социально-педагогической
деятельности конкретным социальным
педагогом на основе ее рационального
расчленения на процедуры и
операции с их последующей
координацией и синхронизацией
с целью выбора оптимальных
средств и методов для их
выполнения.
Процесс
технологизации включает
в себя несколько
этапов:
- Теоретический
– обоснование цели и объекта технологического
действия, расщепление его на составные
компоненты (элементы) и выяснение связей
между ними.
- Методический
– выбор методов, средств деятельности,
сбор и обработка информации, ее анализ,
проектирование и планирование собственно
практической деятельности, подбор системы
диагностики, позволяющей содержательно
интерпретировать получаемые результаты,
выбор принципов трансформации результатов
анализа в конкретные выводы и рекомендации
и , наконец, разработка системы профилактики
затруднений, возможных в процессе осуществления
деятельности.
- Процедурный
– связан с процессом непосредственного
осуществления конкретной деятельности.
Т.к.
социально-педагогические
технологии относятся
к числу так
называемых «человековедческих»
технологий, они имеют
определенную специфику:
- Концептуальность
(опора на определенную научную концепцию)
- Системность
(обладают признаками системы: целостность,
логика процесса, взаимосвязь всех частей)
- Экономичность
(оптимизация труда социального педагога,
создание резерва рабочего времени)
- Относительная
(частичная) алгоритмизируемость
- Корректируемость
деятельности
- Воспроизводимость
(взаимосвязано с алгоритмизируемостью).
Максимально воспроизводимы социально-педагогические
технологии, позаимствованные из других
областей деятельности (Пример: технологии
экспертной оценки, диагностические технологии).
Тем ни менее, 100%-но воспроизводимых социально-педагогических
технологий не существует, эффективность
всегда менее 100%.
Существует
деление социально-педагогических
технологий на
экстренные и непрерывные.
Основанием для выделения
данных двух групп служит
интенсивность деятельности
социального педагога,
временные затраты.
- Экстренные
технологии направлены на выживание
индивида. (Пример: экстренная помощь
при смерти родителей, удаление
детей из семьи).
- Непрерывные
(постоянные) технологии направлены
на поддержание стабильных жизненных
условий ребенка, на профилактику
возможных отклонений. (Пример: технологии
профилактики вредных привычек,
формирования здорового образа
жизни, социально-педагогического сопровождения
ребенка с особыми образовательными
потребностями).
Уровни существования
социально-педагогических технологий:
- Индивидуальный
(авторский). Происходит реализация
в своеобразной последовательности
конкретной деятельности по решению
социально-педагогической задачи.
- Групповой
(профильный). Происходит последовательная
реализация социально-педагогических
задач в русле определенного
социального института, посредством
выбора спектра типичных для
данного института и типа клиента
операций (например диагностика
проблемы клиента различна по
своей структуре, длительности и
содержанию в условиях кризисного
отделения центра социальной
помощи и в деятельности школьной
социально-педагогической службы).
- Управленческий
(территориальный). Реализация конкретных
задач осуществляется в рамках
конкретной территории посредством
модернизации связей и функций
наличных социальных институтов.
Типовая
структура технологии
социально-педагогической
деятельности включает
в себя 5 этапов:
- Диагностико-прогностический
- Этап
выбора (разработки) оптимальной технологии
- Этап
непосредственной подготовки к
реализации выбранной технологии
Универсальные
технологии деятельности
социального педагога:
- социально-педагогическая
диагностика,
- социально-педагогическое
планирование и проектирование,
- технология
экспертной оценки,
- технологии
посредничества и волонтерства,
- технология
консультирования,
- социально-педагогическая
профилактика,
- социально-педагогическая
реабилитация,
- технологии
профессиональной ориентации,
и другие.