Профессиональная деформация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Работа содержит 1 файл

Соц педагогика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     К видам (формам) деформации личности, вызванной  преимущественно изменениями эмоционально-волевой  сферы и существенно сказывающейся на жизнедеятельности специалиста, вследствие его профессиональной деятельности, относятся:

     A. «Выгорание» специалиста — термин, который употребляется в европейских  странах и Америке при характеристике  профессиональной деформации личности. Оно рассматривается как процесс и как результат. Как процесс — постепенное охлаждение человека к клиентам, с которыми он работает, их болям и проблемам, своей профессиональной деятельности, превращение его в функционера. Как результат, оно доводит специалиста до полного безразличия, конъюнктурности в отношении личности клиента, своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «выгорания» сказываются не только на работе, но и дома, на отношении к себе и к своим близким. О таком человеке говорят, что он «перегорел» или «сгорел» и теперь «холоден» не только в работе, но и в жизни.

     Б. «Перегорание» специалиста —  характеристика специалиста, который  под воздействием негативных факторов профессиональной деятельности оказывается в состоянии, негативно отражающемся на его отношении и качестве профессиональной деятельности. Оно проявляется в безразличии к самой деятельности и ее результатам, черствости в отношении к клиенту, его судьбе. «Перегорание» является следствием его «выгорания», результатом «выгорания».

     B. «Профессиональная усталость» — деформация личности, происходящая под длительным воздействием негативных факторов профессиональной деятельности и приводящая к негативному состоянию специалиста на рабочем месте, быстрой усталости, низкой продуктивности труда. Она может быть следствием длительного (повседневного) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной практики и недостаточности внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и духовных сил и др.

     Г. «Хроническая усталость» — состояние  человека под воздействием факторов профессиональной деятельности, характеризующееся  постоянным чувством усталости на работе даже тогда, когда речь заходит о  профессиональной деятельности. Она является следствием длительной профессиональной деятельности, разрушения эмоциональной сферы специалиста. Для человека в этом состоянии характерно нежелание работать, безразличие к клиенту, деятельности и ее результату, неумение сосредоточиваться над проблемами профессиональной деятельности, раздражительность, апатия ко всему, что окружает его на рабочем месте, и пр. «Хроническая усталость» сохраняется не только на работе, но и вне ее, во взаимодействии с другими людьми, дома.

     Д. «Разрушение» личности — это самый опасный вид профессиональной деформации личности. Оно обусловлено комплексом психических нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально-волевая сфера человека как результат его профессиональной деятельности. Типичным его проявлением часто является состояние общей тревожности, возбудимости человека, постоянного раздражительного отношения к клиенту, другим людям, в том числе и близким. Все это негативно сказывается на профессиональной и иной деятельности социального работника. Преодоление подобной деформации требует целенаправленной индивидуальной помощи специалистов (медицинских работников, психологов и психиатров) — реабилитации.

     Личностно-поведенческая  деформация личности социального работника — деформация личности, обусловленная взаимодействием внутренних качеств и поведения человека, приводящая к качественным личностно-поведенческим изменениям, — как следствие профессиональной деятельности. В этом случае длительные негативные поведенческие изменения, под воздействием профессиональной деятельности, приводят к личностным. Проявление подобной деформации характеризуется тем, что разочарование, «выгорание», «разрушение» личности специалиста происходит на нравственно-поведенческом, авторитарно-ситуативном или вульгарно-бесконтрольном фоне. Формами деформации специалиста могут быть самые разнообразные сочетания всего того негативного в личности во всем ее многообразии вследствие профессиональной деятельности. 

     Пути  предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника

     Рассмотрение  сущности и содержания профессиональной деформации социального работника  выдвигает такие проблемы, как  стимулирование его профессионального  самосовершенствования, предупреждение и преодоление негативной деформации. Их решение способствует повышению профессиональной культуры специалистов и их профессионального долголетия.

     Профессиональное  долголетие специалиста — это  качественная характеристика его способности  на высоком уровне решать профессиональные задачи в течение всего периода времени, отведенного социумом для профессиональной деятельности гражданина. В этот период он сохраняет здоровье, профессиональную компетенцию, умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивающие высокий уровень практики по профессиональному назначению.

     В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко выделяются следующие  направления:

     — стимулирование профессионального  самосовершенствования специалиста;

     — подготовка будущего специалиста к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности;

     — создание наиболее оптимальных условий  профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации специалиста;

     — преодоление явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.

     Стимулирование  профессионального самосовершенствования  специалиста. В основе реализации этого  направления лежит деятельность по повышению его нравственно-профессиональной культуры.

     Оно включает:

     1. Повышение социального статуса профессии социального работника. Эта проблема носит и общегосударственный, и средовый характер.

     2. Формирование высокого-позитивного  социального статуса каждого  специалиста — социального работника  и забота о его сохранении  и дальнейшем повышении. Такая деятельность проводится дифференцированно: в процессе профориентационной работы в школах, в учебном заведении, в центрах социально-педагогической деятельности с учетом опыта специалиста и его личного статуса.

     3. Система работы с начинающими  социальными работниками по оказанию им помощи в адаптации к профессиональной деятельности, преодолении трудностей начального периода, приобретении опыта практической деятельности.

     4. Повышение профессиональной компетенции  специалиста.

     5. Создание среды, способствующей развитию нравственно-профессиональной культуры деятельности.

     6. Создание нравственно-психологической  атмосферы в центреn профессиональной деятельности, стимулирующей творчество, инициативу, желание и стремление к наиболее полному самопроявлению.

     7. Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов социальной работы с различными категориями людей.

     Важнейшей проблемой повышения профессионального  долголетия специалиста является подготовка его к самопрофилактике негативной профессиональной деформации. Рассматривая общепрофессиональную и специальную подготовку социального работника, учебное заведение призвано исследовать деформирующие факторы профессиональной деятельности и разрабатывать рекомендации по их профилактике. Другими словами, учебное заведение формирует у будущего специалиста качества, умения и навыки, необходимые ему для предупреждения наиболее типичных проявлений деформирующих явлений в процессе профессиональной деятельности.

     При подготовке социального работника  необходимо2:

     1. Сформировать у будущего специалиста навыки самоуправления, умения управлять собой в различных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

     2. Способствовать к формированию  и развитию еще в процессе  обучения эмоционально-психологической  устойчивости и защищенности, необходимых ему для успешной профессиональной деятельности.

     3. Усвоить рекомендации по работе  с клиентом, необходимые специалисту  для сохранения эмоционально-психологической  устойчивости. Для работы с клиентом  с эмоционально-волевой неустойчивостью, особыми нуждами специалисту следует учиться защищать                                         свою эмоциональную систему, психику от его деформирующего (разрушающего) воздействия. С этой целью психологи рекомендуют учиться:

     — проявлять внешнее участие во взаимодействии с клиентом, не перенося получаемую информацию в глубину своей чувственной сферы;

     — управлять своим эмоциональным  состоянием, не допуская перевозбуждения, внутреннего глубокого сопереживания;

     — учиться переключать внутреннее внимание к проблеме клиента на нечто иное (какой-нибудь предмет, иную мысль), сохраняя внешнее участие в процессе работы с клиентом. Это позволяет специалисту не допустить глубокого эмоционального вовлечения в сопереживание;

     — управлять процессом взаимодействия с клиентом, не позволяя ему самому глубоко втягиваться в эмоциональное переживание и самопроявление в связи с личными проблемами, помогать ему излагать кратко и по существу именно ту информацию, которая в данной ситуации необходима специалисту.

     Создание  наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации личности и поведения социального работника. В каждой профессии к таким условиям относят свои. Они способствуют наиболее оптимальному самопроявлению специалиста в профессиональной деятельности, сохраняя его нормальную эмоционально-волевую устойчивость.

     Для социальной деятельности к таким  наиболее общим условиям можно отнести  следующие:

     1. Стимулирование самосовершенствования  социального работника, повышение его профессионально-педагогической культуры.

     2. Формирование личной ответственности-  за поведение и самопроявление  социального работника, его отношение  к профессиональной деятельности  и ее результатам, что стимулирует  профессиональное самосовершенствование специалиста.

     3. Умелое использование рекомендаций  по самопрофилактике негативной  деформации в процессе профессиональной  деятельности и накапливание  практического опыта, в том  числе в:

     а) управлении процессом взаимодействия с клиентом;

     б) акцентировании своей мысли и действий не на эмоциональном состоянии клиента, а на содержании его проблемы и способах ее решения.

     4. Способность снять эмоциональное  напряжение от профессиональной  деятельности по ее завершению. С этой целью целесообразно:

     а) не переносить профессиональные проблемы (информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности) в семью. Не допускать, чтобы семейная обстановка становилась продолжением профессиональной деятельности;

     б) после работы с клиентом переключаться  на эмоционально благоприятные явления, стимулирующие психологическую разгрузку специалиста;

     в) в домашних условиях полностью переключаться  на семейные и личные проблемы, побуждая себя к наиболее полному отдыху, восстановлению физических и духовных сил.

     5. Соблюдение режима труда и отдыха. В процессе работы научиться чувствовать душевное и физическое состояние. При необходимости делать паузы с учетом личного состояния для снятия психологического напряжения (перенапряжения). С этой целью учиться переключаться на иную деятельность, которая в большей степени помогает сохранять эмоционально-волевую устойчивость.

     6. Руководство учреждения, где работает  социальный работник, должно проявлять  понимание, участие и оказывать  ему помощь в деятельности, особенно  с «психологически неудобным» клиентом. При необходимости переориентировать такого клиента на другого специалиста, имеющего опыт работы с подобными типами.

     7. При анализе профессиональной  деятельности специалиста и ее  результатов не переносить оценочные  суждения на его личность. Цель анализа — выявить, что и как делает специалист и каким образом можно улучшить действенность и результативность профессиональной деятельности.

Информация о работе Профессиональная деформация личности