Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
К
видам (формам) деформации личности, вызванной
преимущественно изменениями
A.
«Выгорание» специалиста —
Б. «Перегорание» специалиста — характеристика специалиста, который под воздействием негативных факторов профессиональной деятельности оказывается в состоянии, негативно отражающемся на его отношении и качестве профессиональной деятельности. Оно проявляется в безразличии к самой деятельности и ее результатам, черствости в отношении к клиенту, его судьбе. «Перегорание» является следствием его «выгорания», результатом «выгорания».
B. «Профессиональная усталость» — деформация личности, происходящая под длительным воздействием негативных факторов профессиональной деятельности и приводящая к негативному состоянию специалиста на рабочем месте, быстрой усталости, низкой продуктивности труда. Она может быть следствием длительного (повседневного) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной практики и недостаточности внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и духовных сил и др.
Г. «Хроническая усталость» — состояние человека под воздействием факторов профессиональной деятельности, характеризующееся постоянным чувством усталости на работе даже тогда, когда речь заходит о профессиональной деятельности. Она является следствием длительной профессиональной деятельности, разрушения эмоциональной сферы специалиста. Для человека в этом состоянии характерно нежелание работать, безразличие к клиенту, деятельности и ее результату, неумение сосредоточиваться над проблемами профессиональной деятельности, раздражительность, апатия ко всему, что окружает его на рабочем месте, и пр. «Хроническая усталость» сохраняется не только на работе, но и вне ее, во взаимодействии с другими людьми, дома.
Д. «Разрушение» личности — это самый опасный вид профессиональной деформации личности. Оно обусловлено комплексом психических нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально-волевая сфера человека как результат его профессиональной деятельности. Типичным его проявлением часто является состояние общей тревожности, возбудимости человека, постоянного раздражительного отношения к клиенту, другим людям, в том числе и близким. Все это негативно сказывается на профессиональной и иной деятельности социального работника. Преодоление подобной деформации требует целенаправленной индивидуальной помощи специалистов (медицинских работников, психологов и психиатров) — реабилитации.
Личностно-поведенческая
деформация личности социального работника
— деформация личности, обусловленная
взаимодействием внутренних качеств и
поведения человека, приводящая к качественным
личностно-поведенческим изменениям,
— как следствие профессиональной деятельности.
В этом случае длительные негативные поведенческие
изменения, под воздействием профессиональной
деятельности, приводят к личностным.
Проявление подобной деформации характеризуется
тем, что разочарование, «выгорание», «разрушение»
личности специалиста происходит на нравственно-поведенческом,
авторитарно-ситуативном или вульгарно-бесконтрольном
фоне. Формами деформации специалиста
могут быть самые разнообразные сочетания
всего того негативного в личности во
всем ее многообразии вследствие профессиональной
деятельности.
Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника
Рассмотрение сущности и содержания профессиональной деформации социального работника выдвигает такие проблемы, как стимулирование его профессионального самосовершенствования, предупреждение и преодоление негативной деформации. Их решение способствует повышению профессиональной культуры специалистов и их профессионального долголетия.
Профессиональное долголетие специалиста — это качественная характеристика его способности на высоком уровне решать профессиональные задачи в течение всего периода времени, отведенного социумом для профессиональной деятельности гражданина. В этот период он сохраняет здоровье, профессиональную компетенцию, умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивающие высокий уровень практики по профессиональному назначению.
В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко выделяются следующие направления:
—
стимулирование профессионального
самосовершенствования
— подготовка будущего специалиста к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности;
— создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации специалиста;
— преодоление явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.
Стимулирование
профессионального
Оно включает:
1. Повышение социального статуса профессии социального работника. Эта проблема носит и общегосударственный, и средовый характер.
2.
Формирование высокого-
3. Система работы с начинающими социальными работниками по оказанию им помощи в адаптации к профессиональной деятельности, преодолении трудностей начального периода, приобретении опыта практической деятельности.
4.
Повышение профессиональной
5. Создание среды, способствующей развитию нравственно-профессиональной культуры деятельности.
6.
Создание нравственно-
7. Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов социальной работы с различными категориями людей.
Важнейшей
проблемой повышения
При подготовке социального работника необходимо2:
1. Сформировать у будущего специалиста навыки самоуправления, умения управлять собой в различных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
2.
Способствовать к формированию
и развитию еще в процессе
обучения эмоционально-
3.
Усвоить рекомендации по
— проявлять внешнее участие во взаимодействии с клиентом, не перенося получаемую информацию в глубину своей чувственной сферы;
—
управлять своим эмоциональным
состоянием, не допуская перевозбуждения,
внутреннего глубокого
— учиться переключать внутреннее внимание к проблеме клиента на нечто иное (какой-нибудь предмет, иную мысль), сохраняя внешнее участие в процессе работы с клиентом. Это позволяет специалисту не допустить глубокого эмоционального вовлечения в сопереживание;
—
управлять процессом
Создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации личности и поведения социального работника. В каждой профессии к таким условиям относят свои. Они способствуют наиболее оптимальному самопроявлению специалиста в профессиональной деятельности, сохраняя его нормальную эмоционально-волевую устойчивость.
Для социальной деятельности к таким наиболее общим условиям можно отнести следующие:
1.
Стимулирование
2.
Формирование личной
3.
Умелое использование
а) управлении процессом взаимодействия с клиентом;
б) акцентировании своей мысли и действий не на эмоциональном состоянии клиента, а на содержании его проблемы и способах ее решения.
4.
Способность снять
а) не переносить профессиональные проблемы (информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности) в семью. Не допускать, чтобы семейная обстановка становилась продолжением профессиональной деятельности;
б) после работы с клиентом переключаться на эмоционально благоприятные явления, стимулирующие психологическую разгрузку специалиста;
в) в домашних условиях полностью переключаться на семейные и личные проблемы, побуждая себя к наиболее полному отдыху, восстановлению физических и духовных сил.
5. Соблюдение режима труда и отдыха. В процессе работы научиться чувствовать душевное и физическое состояние. При необходимости делать паузы с учетом личного состояния для снятия психологического напряжения (перенапряжения). С этой целью учиться переключаться на иную деятельность, которая в большей степени помогает сохранять эмоционально-волевую устойчивость.
6.
Руководство учреждения, где работает
социальный работник, должно проявлять
понимание, участие и
7.
При анализе профессиональной
деятельности специалиста и ее
результатов не переносить