Профессиональная деформация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Работа содержит 1 файл

Соц педагогика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     В социальной работе можно выделить две  группы отрицательных факторов:

     Объективные (организационные и ролевые) –  порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией. Это, например, переутомление, чрезмерная психологическая напряжённость в работе с клиентами, отрицательный социально-психологический климат в коллективе.

     Субъективные  – особенности личности.

     Обе группы связаны между собой.

     С одной стороны, длительное психотравмирующее  воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала.

     С другой стороны, субъективные факторы  особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии  объективных факторов.

     Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях, когда специалист переживает психотравмирующие факторы может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде.

     На  развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет  группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. 
 

     Типичные  проявления профессиональной деформации личности социального работника

     Профессиональная  деятельность социального работника  способствует как положительной, так  и отрицательной деформации личности и ее поведения. Все факторы, обусловливающие  профессиональную деятельность специалиста, в совокупности и определяют развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала специалиста по направлению и интенсивности. Результатом является профессиональное самосовершенствование и положительная деформация — личностная и поведенческая.

     Выделим наиболее типичные позитивные проявления профессиональной деформации специалиста. Они имеют личностный и поведенческий характер.

     Поведенческая позитивная профессиональная деформация специалиста. Она является следствием изменения поведения человека в  связи с выполнением профессиональных обязанностей, чаще в связи с назначением на новую должность, требующую большей организованности, дисциплины, ответственности. К таким поведенческим изменениям следует отнести: позитивное, статусное, поведенческое и нравственно-культурное проявления.

     Статусная поведенческая положительная деформация. Это изменение поведения специалиста  часто определяется социальным уровнем (статусом) его должности, сложившимся  в данном социуме. Своеобразие статуса  зависит от социальной среды (государства, местности, социальной общности и пр.). Например, назначение на некоторые должности человека диктует необходимость определенного образа жизни и поведения. В этом случае он «обязан» выполнять соответствующие должности требования к своему внешнему виду, личному транспорту, жилью и пр. (в народе говорят — «должность обязывает»).

     Личностная  профессиональная деформация специалиста  — профессиональное самосовершенствование. Оно проявляется в развитии профессионально  важных качеств личности специалиста  и его педагогической техники. Именно они позволяют ему с высокой эффективностью решать профессиональные задачи. Показателем этого стала профессионально-культурная деформация социального работника, его профессиональная культура.

     Профессионально-культурная деформация социального работника. Подобная деформация — следствие его активной творческой профессиональной деятельности, стимулирующей развитие профессиональных качеств, культуры труда и ее результативности. Проявляется она в повышении культуры профессиональной деятельности, в росте профессионального мастерства, авторитета, как специалиста.

     Личностно-поведенческое  изменение специалиста как позитивная деформация. Она характерна для человека, положительно меняющегося под воздействием профессиональной деятельности, и проявляется в его нравственно-профессиональном самосовершенствовании.

     Позитивное  нравственно-культурное изменение  специалиста. Такое изменение проявляется  в повышении личной культуры, ответственности, организованности, собранности, дисциплины под воздействием требований выполнения профессиональных обязанностей. Выражается это в более высокой культуре не только профессиональной деятельности, но и поведения специалиста как личности, его отношения к себе, окружающим.

     Своеобразная  профессиональная деформация социального работника может иметь место и при его узкой специализации, увлеченности чем-то одним, специфичным. Эта увлеченность способствует развитию отдельных сторон, качеств и свойств личности. Ницше о деформации таких специалистов писал: «Одному недостает глаза, другому уха, третьему ноги, но есть и такие, что утратили язык или нос, голову. Есть люди, которые не что иное, как один большой глаз, или один большой рот, или одно большое брюхо, или вообще одно что-нибудь большое, — калеки наизнанку — называю я их».

     Профессиональная  деформация специалиста негативной направленности имеет достаточно широкий  спектр своего проявления. Выделяют также  профессиональную деформацию поведенческого, личностного и в итоге личностно-поведенческого характера. Она характерна как для специалиста-практика, так и руководителя.

     Поведенческая деформация социального работника  негативного проявления представляет собой соответствующие изменения  по форме и сфере проявления, которые  являются следствием его профессиональной деятельности. Наиболее типичными видами (формами) проявления поведенческой деформации личности социального работника могут быть следующие1:

     A. Нравственно-поведенческая деформация — это нравственное изменение поведения социального работника, выражающееся во вседозволенности, использовании своего служебного положения в личных, в том числе и корыстных, целях, неуважительном отношении к мнению других, их деятельности. Она характерна и для специалиста, и для руководителя и имеет у каждого из них свои особенности проявления.

     Б. Авторитарно-поведенческая (от фр. autoritaire — властный) деформация — это изменение поведения социального работника как следствие его профессиональной практики, проявляющееся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Она характерна как для специалиста, так и для руководителя. Для специалистов подобная деформация нередко становится                    типичным проявлением своего стиля поведения в зависимости от среды, в которой он оказывается: на рабочем месте, перед оком начальства, в кругу семьи, по отношению к отдельным личностям в зависимости от их социального статуса и пр. В каждой ситуации стиль поведения такого человека особый — от жестко-авторитарного до заискивающе-уважительного.

     B. Вульгарно-бесконтрольная (от лат. vulgaris — пошлый) деформация — это изменение личности социального работника под воздействием профессиональной деятельности, проявляющееся в его грубой и бесконтрольной речи в процессе взаимодействия с коллегами, подчиненными, в кругу семьи.

     Характерная особенность речи такого человека — это использование жаргона, «ненормативной» лексики и пр. Такая речь может иметь:

     1) ситуативный характер: только с  подчиненными и коллегами; только  на работе; только на рабочем  месте и дома;

     2) повсеместный характер: не считаясь  с окружением и средой.

     Нередко подобное поведение рассматривается как важное условие «доходчивости» и «выразительности» речи. Оно характерно для определенной категории военных, тех, кто занимает административные и бесконтрольные должности, а также для специалистов, уровень культуры самопроявления которых связан со сложившимися установками. Существуют сравнительные выражения по оценке таких людей: «как сапожник», «как шофер».

     Все поведенческие формы профессиональной деформации специалиста имеют особенности  в проявлении в зависимости от сферы. Наиболее типичными позициями с негативной поведенческой деформацией являются:

     A. Дуалистическая ситуативно-поведенческая  (от лат. dualis — двойственный) деформация  — это двойственное поведение  социального работника, обусловленное  ситуацией. Такой специалист на работе может быть корректно-предупредительным, уважительным, спокойным, но в домашних условиях совершенно другим: жестким, властным, неуважительным, не терпящим возражения и пр. Подобная форма деформации может выражаться, например, в аккуратности, деловитости, трезвости на работе и пьянстве, замкнутости — дома; корректности в присутствии его непосредственных начальников и грубости, невыдержанности по отношению к подчиненным. Нередко для таких людей домашняя обстановка является местом психологической разрядки, часто в безнравственной форме. Подобная деформация характерна как для специалиста, так и руководителя.

     Б. Ситуативно-поведенческая деформация. Она возникает у специалиста  в зависимости от ситуации. Другими  словами, он напоминает хамелеона. Поведение такого человека связано со средой: местом, которое он занимает в ней (лидер или ведомый), восприятием его в ней, чувством дозволенности в самопроявлении, осознанием уровня своей вседозволенности и пр. Для такой деформации характерно проявление той или иной индивидуальной особенности в поведении, отношении, деятельности в зависимости от ситуации: корректность, обходительность, тактичность — в одной; грубость, бестактность — в другой; активность, инициативность — в третьей; безразличие — в четвертой и пр.

     B. Повседневная форма проявления. Это самая грубая форма деформации человека. Она может быть результатом вседозволенности, бесконтрольности и безнаказанности по отношению к поведению и деятельности специалиста со стороны непосредственного окружения, руководства и личной самокритичности. В данном случае самокритичность выступает больше как самоодобрение и самоутверждение.

     Предпосылками поведенческой деформации специалиста  являются соответствующие негативные качественные характеристики (например, властность, самоуверенность, жесткость и пр.), присущие ему. Профессиональный статус и сама профессиональная деятельность стимулируют наиболее полное раскрытие характерного негативизма личности и ее утверждение, определяя своеобразие деформации.

     В чистом виде та или иная форма поведенческой деформации личности специалиста проявляется редко. В поведении человека чаще всего имеют место различные отрицательные моменты в зависимости от его личной культуры, окружения, ситуации.

     Наиболее  типичные негативные качественные изменения самой личности социального работника — это деформация личности специалиста, существенно отражающаяся на его отношении к профессиональной деятельности и жизнедеятельности. Она формируется как следствие его профессиональной практики и в основном отражает изменения его субъектного статуса, деформации эмоционально-волевой сферы. К таким видам (формам) деформации личности специалиста, существенно сказывающейся на отношении и результате профессиональной деятельности, следует отнести:

     А. Разочарование в своей профессии. Оно может иметь место чаще всего на этапе становления специалиста после выпуска из учебного заведения, назначения на должность. Основными причинами этого являются: отсутствие романтики труда, сформированной у студента в процессе его обучения в вузе; несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям профессиональной деятельности; трудности профессиональной деятельности специалиста и проблемы, возникающие в связи с его способностью успешно выполнять свои функциональные обязанности; материальная неудовлетворенность и перенесение ее на отношение к профессиональной деятельности — «сколько платят, столько и работаю» и др.

     Б. «Карьерный кризис» — состояние  человека, утратившего уверенность  в себе и перспективу своего служебного роста. Такое состояние отражается на его отношении к себе, окружению, профессиональной деятельности. Оно характерно для человека, занимающего руководящие должности и активно продвигающегося по служебной лестнице до определенного этапа. В процессе быстрого (сравнительно быстрого) служебного роста у него появляется уверенность в том, что он все может и такой рост — естественная оценка его профессиональной деятельности. При остановке в служебном продвижении у него возникает раздражение, озлобленность, пренебрежение к мнению других, ворчливость, разочарование в своей деятельности, руководстве. Подобная деформация может иметь место у специалиста, который пользовался большим авторитетом, был результативен в профессиональной деятельности. Потеря авторитета по причинам, связанным с профессиональной деятельностью или изменением отношения к нему со стороны руководства и другим, нередко приводит человека к подобной деформации.

Информация о работе Профессиональная деформация личности