Проекты в образовательной области "Технология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:20, доклад

Описание работы

Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году, способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умение применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.

Работа содержит 1 файл

метод проектов.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

Работа  над  проектом  включает  в  себя  решение  ряда  вопросов,  причем  сначала  это  делается  мысленно,  а  потом  практически – в  материале.  На  этапе    представлений  можно  воспользоваться  специальным  приемом,  называемым  «звездочкой  обдумывания».  Берется  чистый  лист  бумаги.  В  центре  его  записывается  подлежащий  решению  основной  вопрос.  Затем  вокруг  него  указываются  возможные  решения  других  вопросов,  без  которых  невозможно  решение  главного.

В  выполнении  творческого  проекта  первым  и  главным  решением  является  определение  того,  что  предполагается  изготовить,  т.е.  название  изделия.  Оно  записывается  в  центре  листа.  А  около    расходящихся  лучей  указывается: 

  1. Какие  материалы  понадобятся  при  выполнении  работы.
  2. Какие  необходимые  инструменты  и  оборудование. 
  3. Какова  форма  и  размеры  изделия. 
  4. В  каком  стиле  оно  изготовлено. 
  5. Будет  ли  оформление  изделия  сочетаться  с  окружением    из  других  предметов. 
  6. Основные  этапы  конструирования  изделия. 
  7. Основные  этапы  технологии  его  изготовления. 
  8. Основные  затраты  на  изготовление  изделия. 

По  форме  эта  «звездочка  обдумывания»  выглядит  следующим  образом.

Такая  запись  решения  взаимосвязанных  вопросов  позволяет  хорошо  их  обдумать,  т.к.  все  они  сразу  находятся  перед  глазами.  Этот  прием  может  быть  применен  и  для  решения  отдельных  частных  вопросов.  Например,  возникает  сложный  вопрос  с  выбором  материала  изделия.  Тогда  он  и  становится  центром  звездочки,  в  расходящихся  лучах  которой  указываются  различные  возможные  для  применения  конструкционные  материалы  и  их  свойства.  Рассматривая  их  поочередно  и  сравнивая  с  требованиями  к  материалу  конструкции  данного  изделия,  можно  подобрать  более  подходящий  материал.                       

  ПЛАН  ЗАЩИТЫ  ТВОРЧЕСКОГО  ПРОЕКТА.

  1. Демонстрация  изготовленных  изделий. 
  2. Сообщение  темы  творческого  проекта. 
  3. Цели  и  задачи  творческого  проекта.
  4. Историческая  справка (очень  кратко). 
  5. Описание  работы  над  изделием: 
    • вид  и  количество  материала,  использованного  в  изделии;
    • какие  инструменты,  материалы  и  приспособления  были  использованы  при  работе  над  изделием;
    • какие  технологические  приемы  применялись  при  изготовлении  изделия;
    • последовательность  технологической  обработки.
  6. Какие  проблемы  были  при  работе. 
  7. Что  нового  узнали  при  работе  над  выбранной  темой.
  8. Что  нового  можно  придумать,  область  применения.
  9. Выводы.
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Положение об  ученическом  проекте   по  «Технологии» 

Программа   школьного  курса  «Технология»  предусматривает  выполнение  в  каждом  классе  проекта – творческого  задания  интеллектуально – практического  характера  из  различных  областей  деятельности – учебной,  производственной,  бытовой  и  т.д.

1) ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ. 

Сформировать  у  учащихся  систему  интеллектуальных  и  общетрудовых  знаний,  умений  и  навыков,  воплощенных  в  конечные  потребительские  предметы  и  услуги,  способствовать  развитию  творческих  способностей,  инициативы  и  самостоятельности.

2) ТЕМАТИКА.

Темы  проектов  выбираются  учащимися  самостоятельно  или  по  рекомендации  учителя.  Проекты  выполняются  как  индивидуально.  Так  и  в  составе  группы – временном  творческом  коллективе.  Проекты  рекомендуется  выполнять  по  следующим  направлениям: 

    1. Решение  конструкторских,  технологических  задач  по  разработке  и  изготовлению  учебно – наглядных  пособий,  инструментов,  приспособлений  для  работы  в  учебных  мастерских,  декоративно – прикладных  изделий  и  т.д.  
    2. Разработка  и  модернизация  технологий  для  изготовления  различных  видов  объектов  из  древесины,  металла,  пластмассы,  ткани,  обработки  пищевых  продуктов,  почвы,  использования  вторичных  ресурсов  и  т.д.  с  обязательной  апробацией  результатов. 
    3. Решение  задач  дизайна  производственных,  учебных  и  жилых  помещений. 
    4. Разработка  способов  и  приемов  рационального  ведения  хозяйства.  Благоустройства  усадьбы  и  жилища. 
    5. Решение  задач  производственно – коммерческого  характера,  связанных  с  реализацией  на  рынке  сбыта  материальных  и  интеллектуальных  продуктов  деятельности  учащихся,  проведением  мероприятий  экологического  характера..

    3) ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРОЕКТА

Учащиеся  выполняют  не  менее  одного  проекта  за  учебный  год.  При  выборе  его  темы  необходимо  учитывать  потребности  школы,  семьи,  общества.  Во  время  выполнения  проекта  учащиеся  продолжают  пополнять  знания  и  формировать  умения  в  соответствии  с  требованиями  программы  курса  «Технология».  

  1. ПОРЯДОК  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРОЕКТА.

Выполнение  проекта  осуществляется  в  три  этапа: 

    1. Поисково – исследовательский  этап.
  • Выбор темы  проекта,  его  обоснование  и  формирование  мотивации        деятельности  по  выполнению  проекта.
  • Определение  объема  знаний,  умений  и  навыков,  необходимых  для  выполнения  проекта  в  соответствии  с  требованиями  программы.
  • Составление  учащимися  совместно  с  учителем  плана  работы  по  проекту.
  • Обучение  умениям  работать  с  литературой  и  другой  информацией  по  теме  проекта.
  • Разработка  конструкции,  технологии  изготовления  объекта  труда,  плана  проведения  мероприятий  по  организации  производственно – коммерческой  деятельности,  экологических  работ  и  т.п. 
  • Разработка  соответствующей  технико - технологической  документации,  подготовка  необходимых  материалов,  оборудования,  инструментов  и  т.п.  для  работы  над  проектом.
    1. Технологический  этап.           
  • Выполнение  решения  конструкторско – технологических  и  иных  задач,  направленных  на  реализацию  проекта.
  • Текущий  контроль  качества  выполнения  изделия,  операций.
  • Соблюдение  технологической  дисциплины,  культуры  труда.
  • Внесение  при  необходимости  изменений  в  конструкцию  и  технологию.
 

               3.   Заключительный  этап – защита  проекта.

  • Результаты  труда,  представленные  к  защите,  должны  иметь  этикетку,  техническое  описание,  инструкцию  по  эксплуатации,  схемы,  эскизы  и  иную  документацию,  полностью  отражающую  содержание  выполненного  проекта.
  • Оценка  качества  реализации  проекта (изготовленного  объекта  труда)
  • Анализ  результатов  выполнения  темы  проекта (объекта  труда),  его  защита.
  • Изучение  возможностей  использования  результатов  проектной  деятельности,  реального  спроса  на  рынке  товаров,  участие  в  конкурсах  и  выставках  проектов.
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования  к  оформлению  проекта.

Класс  Вид  проекта  Требования  к  оформлению  проекта
5 Индивидуальный  проект (самостоятельно  выполненное  изделие)  и  его  публичная  защита. Обоснование  выбора  темы, эскиз  изделия,  план  изготовления  изделия (технологическая  карта),  использованные  инструменты  и  материалы.  Правила  техники  безопасности.  Выполнение  соответствующих  записей  в  рабочей  тетради.
6 Индивидуальный  проект (самостоятельно  выполненное  изделие)  и  его  публичная  защита. Обоснование  выбора  темы,  эскиз  изделия,  план  изготовления  изделия (технологическая  карта),  перечень  необходимого  оборудования,  инструментов,  расход  материалов.  Правила  техники  безопасности.  Выполнение  соответствующих  записей  в  рабочей  тетради.
7 Индивидуальный  проект (самостоятельно  выполненное  изделие)  и  его  публичная  защита. Обоснование  выбора  темы,  эскиз  и  чертеж  изделия,  технологическая  карта (с  графическим  изображением  последовательных  операций),  краткая  историческая  справка,  расчет  цены  изделия.  Правила  техники  безопасности.  Записи  в  рабочих  тетрадях.
8 Индивидуальный  или  групповой  проект. Обоснование  выбора  темы,  краткая  историческая  справка,  оценка  вариантов,  эскиз  и  чертеж  изделия,  технологическая  карта (с  графическим  изображением  последовательных  операций),  расчет  финансовых  затрат,  список  использованной  литературы.  Правила  техники  безопасности.  При  групповом  проекте – вклад  каждого  участника.
9 Индивидуальный,  групповой  или  коллективный  проекты. Обоснование  выбора  темы,  краткая  историческая  справка,  оценка  вариантов.  Эскиз  и  чертеж  изделия,  технологическая  карта (с  графическим  изображением  последовательных  операций),  полное  экономическое  обоснование,  экологическая  безопасность,  список  использованной  литературы.  Правила  техники  безопасности.  При  групповом  или  коллективном  проекте  указывается  вклад  каждого  участника.
10-11 Групповой  или  коллективный  проекты. Все  вышеуказанные  требования  с  учетом  профиля  обучения.
 

                                                                                                        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОЦЕНОЧНЫЙ    ЛИСТ

Фамилия,  имя:                                                       Дата  начала  работы: 
Класс:                                                                       Дата  защиты  проекта: 
Тема  проекта:

  Этапы выполнения проекта  
 Что  оценивать
Оценка в  баллах
максимальная фактическая
 
1.
Подготовительный 
этап
Выбор и обоснование  темы проекта, оригинальность.  
   5
 
Историческая  и техническая справки.  
5
 
2. Конструкторский 
Этап
Оформленная конструкторская  документация.  
5
 
3. Технологический 
этап
Оформленная технологическая  документация.  
5
 
Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных  приспособлений и т.п.  
5
 
4. Этап изготовления  
изделия.
Соблюдение культуры труда на каждом уроке.  
5  или  0
 
Качество  изделия, соответствие стандартам, оригинальность.  
    30
 
 
 
 
 
5.
 
 
 
 
Заключительный 
этап.
Экономическое обоснование. 5  
Качество  рекламы, оригинальность.  
5
 
Качество  доклада:
  1. полнота представления доклада и др.;
  2. объем и глубина знаний по теме;
  3. ответы на вопросы;
  4. личностные качества докладчика.
 
 
10
 
Качество  записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура  текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.  
 
5
 
 
 
Наличие вывода о проделанной работе.  
5
 
Уровень самостоятельности  при проектировании всех этапов.  
10
 
     Итого баллов: 100  

Информация о работе Проекты в образовательной области "Технология"