Проекты в образовательной области "Технология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:20, доклад

Описание работы

Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году, способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умение применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.

Работа содержит 1 файл

метод проектов.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

ПРОЕКТЫ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ  «ТЕХНОЛОГИЯ»

Образовательная  область  «Технология»,  введенная    в  Базисный  учебный  план  общеобразовательных  учреждений  в  1993  году,  способствует  созданию  полноценной  обучающей  и  развивающей  среды,  которая  позволяет  сформировать  у  учащихся  жизненно  важные  основы  технологических  знаний  и  умение  применять  их  в  различных  видах  практической  деятельности  с  учетом  экономической,  экологической  и  предпринимательской  целесообразности,  социального  опыта.

В  примерные  программы  образовательной  области  «Технология»  введен  блок – модуль  «Основы  проектирования»,  предусматривающий  организацию  и  руководство  проектной  деятельностью  обучающихся  (метод  проектов).  Проектная  деятельность  предлагает  более  гибкую  структуру  учебного  процесса  по  всей  проектно – технологической  цепочке  -  от  идеи  до  ее  реализации  (изготовления  объекта  труда  -  модели,  изделия). 

В  результате  проектной  деятельности  полнее  обеспечиваются  современные  требования  к  развитию  обучающихся.  Выполняются  и  осваиваются  не  только  конкретные  трудовые  действия,  но  и  решаются  разнообразные  конструкторско – технологические  и  технические  задачи,  возникающие  в  ходе  выполнения  проектов,  анализируются  факторы,  влияющие  на  конструкцию,  форму,  дизайн  объектов  труда  (моделей,  изделий).  Действия  обучающихся  носят  в  основном  преобразующий  характер,  способствуют  развитию  у  них  творческого  потенциала.

Под  проектом  понимается самостоятельная  творческая  завершенная  работа,  выполненная  учащимся  под  руководством  учителя.

Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  трудового  обучения  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов:

  • Поисково – исследовательский  (проектировочный).
  • Технологический  (этап  реализации  проекта).
  • Заключительный  (презентация  и  практическое  использование  изделия).

Примерный  контрольный  лист  проекта.

Поисково  -  исследовательский  этап
  Поиск  проблемы  Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное. 
Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк 
тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  техноло–гию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.
  Осознание  проблемной   
области
Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами). 
Учитель  выступает  в  роли  консультанта.
  Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности. Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах,  проводят  мини – маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности. 
Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.
Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта. 
Учитель  помогает  уточнить  формулировки.
Установление  основных  параметров  и  ограничений Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами. 
Учитель  делает  уточнения.
Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории. Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи. 
Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.
Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания» Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия. 
Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.
Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов. 
Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.
Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием. 
Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.
Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания» Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них. 
Учитель  консультирует,  обобщает.
Выбор  инструмента,  оборудования Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования. 
Учитель  консультирует,  обобщает.
Разработка  технологического  проекта Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля. 
Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.
Организация  рабочего  места Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности. 
Учитель  оказывает  помощь.
Экономическое  и  экологическое  обоснование Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия. 
Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.
Контроль  качества Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта. 
Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.
  Технологический  этап
Выполнение  технологических  операций  Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места. 
Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.
Заключительный  этап                 
Коррекция Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты. 
Учитель  анализирует,  советует.
Контроль,  испытание Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание. 
Учитель  наблюдает,  консультирует.
Реклама Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий. 
Учитель  консультирует,  советует.
Оформление Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями. 
Учитель  консультирует,  помогает.
Самооценка Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства. 
Учитель  наблюдает,  консультирует.
Защита  проекта Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы. 
Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.

На  начальном  этапе  многие  школьники  будут  испытывать  значительные  затруднения  при  выполнении  творческих  проектов.  Поэтому  для  них  рекомендуются  творческие  задания  или  работы  по  образцу.  Объекты  проектирования  должны  быть  посильны  для  учащихся  соответствующих  возрастных  групп. 

 Количество участников  при  выполнении  проекта  в  зависимости  от  его  сложности  может  быть  различным:  от  одного  (индивидуальный  проект)  или  нескольких  учащихся  одного  класса  до  больших  творческих  коллективов,  включающих  учащихся  разных  классов  и  возрастов  (юбилей  школы,  организация  питания  в  походе  и  т.д.).  При  выполнении  групповых  и  коллективных  проектов  учителю  необходимо  распределить  обязанности  между  учащимися  и  определить  ответственность  каждого  за  выполнение  проекта  в  целом.  Общая  оценка  коллективного  проекта  осуществляется  на  основе  вклада  каждого  из  исполнителей.     

  Проект  может  быть  рассчитан  на  изучение  одной  темы,  нескольких  тем  или  целого  тематического  блока.  Сроки  выполнения  проектов  в  большей  степени  зависят  от  содержания,  целей  и  задач  проекта  и  могут  меняться  от  3 – 4  недель  до  года.  При  длительном  выполнении  проекта  необходимо  наметить  определенные  этапы  с  конкретными  результатами  работы  на  каждом  этапе. 

 Основой  для  руководства  проектной  деятельностью  учащихся    для  учителя  технологии  является  «Положение  об  ученическом  проекте  в  рамках  школьного  курса  «Технология»,  утверждаемое  директором (см.  приложение 1). 

      Для  выполнения  проектов  учащимся  необходима  определенная    теоретическая    подготовка  в  области  конструирования,  решения  творческих  изобретательских задач.  Для  этого  учителем  может  быть  использована  часть  времени,  отводимого  программой  для  выполнения  проектов;  другая  часть  этого  времени  используется  для  практической  работы  над  проектом  (на  выполнение  проектов    программой  «Технология»  выделяется  около    25%  учебного  времени;  для  проектов  повышенной  сложности  учебное  время  дополняется  за  счет  внеучебного).  Соотношение  этих  двух  частей  определяется  учителем  самостоятельно.  Практическая  работа  над  проектом  (изготовление  изделия)  может  осуществляться  по  различным  разделам  курса  «Технология» («Обработка  материалов»,  «Художественная  обработка  материалов»,  «Электрорадиотехнология»  и  др.),  а также  на  кружковых  и  факультативных  занятиях  и  самостоятельно  в  домашних  условиях.  Тем  самым  закладываются  возможности  общения  и  родителей.  В  повседневных  совместных  делах  появятся  взаимопонимание,  уважение  и  доверие,  чувство  общности,  сформируются  новые  и  восстановятся  утраченные  духовные  ценности.

Тематика  учебных  проектов  определяется  содержанием  обучения  в  данном  классе,  кроме  9 – го  класса,  где  может  быть  выбрана    любая  из  тем  по  технологии,  изучаемых  в  основной  школе.  Тематика  проектных  заданий  должна  охватывать, возможно,  более  широкий  круг  вопросов  минимумов  содержания,  примерных  программ  «Технология»,  быть  актуальной  для  практической  жизни  и  требовать  привлечения  знаний  учащихся  из  различных  областей  с  целью  развития  их  творческого  мышления,  исследовательских  навыков,  умения  интегрировать  знания,  устанавливать  причинно – следственные  связи.

При  подборе  тематики  проектных  заданий  следует  учитывать  прикладной  характер  соответствующих  вопросов  по  экономике,  экологии,  современному  дизайну,  моде.  Правильный  выбор  темы  с  учетом  названных  требований,  возрастных  и  личностных  интересов  учащихся  обеспечивает  положительную  мотивацию  и  дифференциацию  в  обучении,  активизирует  самостоятельную  творческую  деятельность  учащихся  при  выполнении  проекта. 

Окончательный  выбор  темы  проекта  остается  за  учителем.  Зная  интересы  и  потенциальные  возможности  своих  учеников,  учитель  имеет  возможность  максимально  точно  помочь  подобрать  тему  и  определить  уровень  сложности  проекта  для  каждой  группы  учащихся. Требования  к  выполнению  и  оформлению  проекта  зависят  от  возраста  учащихся  и  класса  обучения  (см.  приложение  2).  Некоторые  проекты  могут  быть  интегрированными,  т.е.  наряду  с  технологией  охватывать  содержание  и  других  учебных  предметов. 

Одна  из  проблем,  с  которой  сталкивается  учитель  это:  как  оценивать  проектную  деятельность  учащихся?  Необходимы  текущие  оценки,  т.к.  контроль  подтягивает,  дисциплинирует  учащихся,  и,  разумеется,  итоговая.  Окончательная,  итоговая  оценка  должна  ставится  с  учетом  текущих  оценок,  уровня  защиты  проекта,  качества  готового  проекта  (его  описательной  части – пояснительной  записки,  и  изделия).  С  этой  целью  можно  использовать  контрольный  лист  проекта  (оценочный  лист),  в  котором  за  выполненную  часть  ставится  оценка(см.  приложение  3).  

ПРИМЕРНЫЕ  КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ  ВЫПОЛНЕННЫХ  ПРОЕКТОВ

  1. Аргументированность  выбора  темы,  практическая  направленность  проекта  и  значимость  выполненной  работы.
  2. Объем  и  полнота  разработок,  выполнение  принятых  этапов  проектирования,  самостоятельность,  законченность,  подготовленность  к  восприятию  проекта  другими  людьми,  его  материальное  воплощение.
  3. Аргументированность  предлагаемых  решений,  подходов,  выводов,  полнота  библиографии.
  4. Уровень  творчества,  оригинальность  темы,  найденных  решений,  своеобразие  материального  воплощения  и  представления  проекта.
  5. Качество  пояснительной  записки:  оформление,  соответствие  стандартным требованиям,  рубрикация  и  структура  текста;  качество  эскизов, схем,  рисунков; качество  и  полнота  рецензий.
  6. Качество  изделия,  соответствие  стандартам,  оригинальность.
 

  Выполнение  проектных  работ  обязательно  должно  завершаться  их  защитой  в  присутствии  всего  класса.  Это  мероприятие  стимулирует  формирование  у  учащихся  чувства  ответственности,  вносит  в  учебный  процесс  дух  здоровой  состязательности.

В  учебной  мастерской  необходимо  оборудовать  «Уголок  проектов»,  где  могут  быть  размещены  следующие  материалы:

  1. «Положение  об  ученическом  проекте  по  «Технологии».
  2. Тематика  проектов  («Банк  проектов»).
  3. Образцы  выполнения  проектов,  включая  изготовленные  учащимися  изделия.

Особенность  системы  выполнения  проектов – совместная  творческая  работа  учителя  и  учащегося.  При  этом  имеется  возможность  расширить  обозначенные  в  программе  направления  трудовой  творческой  деятельности,  учесть  интересы  учащихся,  особенности  регионов.  Проекты  любой  направленности  будут  педагогически  эффективны  только  в  контексте  общей  концепции  обучения  и  воспитания.  Проекты – это  лишь  один  из  компонентов  системы  образования.

Не  следует  понимать  проект  как  контрольную  работу.  Проект – творческая  работа,  во  время  которой  школьники  продолжают  пополнять  знания  и  формировать  умения,  необходимые  для  выполнения  работы  на  базе  предыдущих  разделов  курса,  сравнительного  дизайн – анализа  изделий  с  современными  аналогами.  Именно  при  выполнении  творческих  проектов  учащиеся  выявляют  свои  профессиональные  способности,  получают  первоначальную  специальную  подготовку,  в  результате  чего  у  них  формируется  осознанное  профессиональное  намерение. 

 Метод  проектов  (в  пер.  с  грч.  «путь  исследования») – это  система  обучения,  гибкая  модель  организации  учебного  процесса,  ориентированная  на  самореализацию  личности  учащегося  путем  развития  его  интеллектуальных  и  физических  возможностей,  волевых  качеств  и  творческих  способностей  в  процессе  создания  под  контролем  учителя  новых  товаров  и  услуг,  обладающих  субъективной  или  объективной  новизной  и  имеющих  практическую  значимость.   

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ОФОРМЛЕНИЮ  ТВОРЧЕСКОГО  ПРОЕКТА 

 Оформление  титульного  листа:

  1. В  верхнем  поле  указывается  полное  наименование  учебного  заведения.
  2. В  среднем  поле  дается  название  проекта.  Оно  должно  быть  по  возможности  кратким  и  точным – соответствовать  основному  содержанию  проекта.  Если  необходимо  конкретизировать  название  работы,  то  можно  дать  подзаголовок,  который  должен  быть  предельно  кратким  и  не  превращаться  в  новое  заглавие.
  3. В  нижнем  правом  углу  указывается  фамилия,  имя  и  класс  проектанта.  Затем  фамилия  и  инициалы  руководителя  проекта. 
  4. В  нижнем  поле  указываются  место  и  год    выполнения  работы. 

Порядок  расположения  листов:

  1. титульный  лист; 
  2. план  с  указанием  страниц; 
  3. распределение  работ (если  проект  коллективный); 
  4. обоснование  выбора  темы; 
  5. историческая  справка; 
  6. техническая  и  технологическая  документация (эскизы,  чертежи,  схемы, технические  рисунки,  операционные  и  технологические  карты,  лекала,  выкройки  и  т.д.);
  7. описание  изготовления  своего  изделия; 
  8. экономическое  обоснование; 
  9. инструкция  по  эксплуатации; 
  10. реклама (лейбл);
  11. список  используемой  литературы (библиографический  список); 
  12. чистый  лист (для  рецензии). 
 

  
Пояснительная  записка  выполняется  рукописным,  машинописным  способом  или  с  помощью  компьютера  на  одной  стороне  листа  желательно  формата  А4.Текст  следует  писать  или  печатать,  соблюдая  следующие  размеры  полей:  левое – не  менее    20мм;  правое,  верхнее,  нижнее – 5мм.   
Вспомогательные  или  дополнительные  материалы,  которые  загромождают  основную  часть  работы,  помещают  в  приложениях.  По  содержанию  и  форме  приложения  очень  разнообразны.  Они  могут  представлять  собой  текст,  таблицы,  графики,  карты,  рисунки.  Каждое  приложение  должно  начинаться  с  нового  листа (страницы)  с  указанием    в  правом  верхнем  углу  слова  «Приложение»  и  иметь  тематический  заголовок.  При  наличии  в  работе  более  одного  приложения  они  нумеруются  арабскими  цифрами (без  знака  №),  например:  «Приложение  1»,  «Приложение  2»  и  т.д.  Нумерация  страниц,  на  которых  даются  приложения,  должна  быть  сквозной  и  продолжать  общую  нумерацию  основного  текста.   
Каждую  структурную  часть  работы  следует  начинать  с  нового  листа.   
Все  иллюстрации  в  проекте  должны  быть  пронумерованы.  Нумерация  их  обычно  бывает  сквозной,  т.е.  через  всю  работу.  Если  иллюстрация  в  проекте  единственная,  то  она  не  нумеруется.   
Работа  над  проектом,  как  всякое  творчество,  требует  определенной  степени  свободы.  Поэтому  автор  вправе  изменять  последовательность  изложения  материала,  не  включать  отдельные  разделы  из  рекомендуемого  перечня  или  добавлять  то,  что,  по  его  мнению,  может  улучшить  качество  работы. 
 

«ЗВЕЗДОЧКА  ОБДУМЫВАНИЯ»   В  ПРОЕКТИРОВАНИИ

Информация о работе Проекты в образовательной области "Технология"