Проектный метод в деятельности ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Работа содержит 1 файл

Проектный метод в ДОУ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
 

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. 

Младший дошкольный возраст 

Задачи  обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
 

Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.
 

Формирование  проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.
 

Линии развития личности. 

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
 

социальное  развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
 

познавательное  развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
 

эстетическое  развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
 

Старший дошкольный возраст. 

Задачи  обучения:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
 

Формирование  предпосылок учебной  деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.
 

Формирование  проектно-исследовательских  умений и навыков:

  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.
 

Линии развития личности. 

Социальное  развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
 

Физическое  развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
 

Познавательное  развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
 

Эстетическое  развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
 

Тематика  проектов в дошкольном воспитании 

Тематика  блока Название проекта Продукт детской деятельности
Наследие «Эхо столетий» «Временная  лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного  материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
«Защитники  Отечества» Исторический  альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)

Практические  мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)

Театрализованное  представление «Богатыри земли  русской»

«Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».

Дидактические игры

«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные  встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)

Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки  Пушкина»

Макет «У Лукоморья»

Театрализованное  представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».

Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»  
Альбом  рисунков «Моя семья»

Выставка  семейных реликвий.

«Я  в мире людей» Проекты

1). «Мои  друзья»

2) «У  нас в Нескучном саду»

3) «День  защиты детей»

4) «Сказки  о любви»

5) «Весёлый  этикет» Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)

Театральные этюды, выпуск газет и журналов

Проект  «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.

Карнавал. Разработка детского кодекса.

Литературная  гостиная. Изготовление «Валентинок».

Школа «Маркиза этикета»

«Мир  вокруг нас» «Четыре стихии»

«Времена  года»

«Мир  животных и птиц»

«Уральские  самоцветы»

Картотека опытов.

Составление коллажей

Детская книга «Это опасная стихия»

Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.

Рукописные  журналы, книги, сочинительство, изодеятельность

Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»

«Весёлая астрономия»

«Жалобная книга природы»

«В стране чисел и фигур»

«Полезные вещи»

«От кареты до ракеты»

 
      Викторина «Через тернии к звёздам»

Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».

Сочинение «Звёздных сказок».

Сочинение сказок от имени природных объектов.

«Лесная газета».

Выпуск  журнала «Экологический светофор города»

Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные  этюды.

Математическое  шоу «Алиса в стране математики».

Энциклопедия  «Из истории вещей»

«Приключения  вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.

Изготовление  детской книги средствами конструктивной деятельности.

Детские проспекты по видам техники (транспорт).

«Наши помощники» (книга об истории бытовых  приборов).

«Ты и  твоё здоровье» «Я и моё  тело»

«Окошки в мир. Органы чувств»

«Твоё питание и здоровье»

«Путешествие  пирожка» (строение пищеварительной  системы)

«Живительные  силы»

«Про  витамины и здоровье»

«Как  мы дышим» (приключение Кислородинки)

Дневник «Я расту»

Проект  «Страна Айболития»

«Польза и вред» (проекты по органам чувств)

Мини  проекты «Для чего нужна пища?»

Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.

Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.

«Как  фрукты и овощи о своей пользе спорили?»

Планшет «Вред-польза»

«За чистый воздух» (плакат)

Детская книга закаливания

 
 

Примерная схема осуществления проекта  «Семья» (ст. дош. возраст)

Разделы программы Виды детской  деятельности
 
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая  игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.

Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное  развитие Тематические  занятия по Конвенции о правах ребёнка.

Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».

Речь  и речевое общение Творческое  рассказывание детей по темам  «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное  участие детей и родителей  в литературных гостиных.

Здоровье  и физическое развитие  Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные  туристические походы «В бассейн  идём вместе».

Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».

Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ
Мир, в  котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические  представления. Составление плана-схемы  «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа Коллажи «Домашние  любимцы».

Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начала  грамоты  Математика  «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей  «Семейный бюджет».

Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ
Худ. литература Пословицы и  поговорки о семье.

Чтение  сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».

Выборочное  чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и  дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы  на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».

Выпуск  семейных газет.

Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)

Выставки  «Семейное хобби».

Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских  развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».

Совместное  посещение семьями театров.

 

Алгоритм  разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность  проектной группы Деятельность  научно-методической службы
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев  оценки результатов. Распределение  ролей в команде. Формирование  задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в  анализе и синтезе (по просьбе  группы). Наблюдение.
Принятие  решения Сбор и уточнение  информации. Обсуждение альтернатив. Выбор  оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
Выполнение    Выполнение  проекта Работа над  проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка  результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов  и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление  процесса анализа (если необходимо)
Защита  проекта  Подготовка  к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов  проекта.

Информация о работе Проектный метод в деятельности ДОУ