Проектный метод в деятельности ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Работа содержит 1 файл

Проектный метод в ДОУ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Проектный метод в деятельности ДОУ 

     С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который  его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. 

     Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. 

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
 

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:

      −частичная  интеграция;

      −полная интеграция;

  • метод проектов:

      −форма  организации образовательного пространства;

      −метод  развития творческого познавательного  мышления. 

Примерный план работы воспитателя  по подготовке проекта 

  1. На основе изученных проблем детей поставить  цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.
 

Основные  этапы метода проектов 

1. Целеполагание:  педагог помогает ребёнку выбрать  наиболее актуальную и посильную  для него задачу на определённый отрезок времени. 

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
 

3. Выполнение  проекта – практическая часть. 

4. Подведение  итогов – определение задач  для новых проектов. 

В настоящее  время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.
 

   В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
 

     Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная  с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. 

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
 

   По  продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год). 

   Основной  целью проектного метода в д/у  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской  деятельности детей. 

Задачи  развития: 

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.
 

Задачи  исследовательской  деятельности специфичны для каждого возраста. 

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
 

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.  

     Этапы работы над проектом 

Этапы

проекта 

Деятельность  педагога  Деятельность  детей
1 этап 1. Формулирует  проблему (цель). При постановке цели  определяется и продукт проекта.

2. Вводит  в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует  задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание  в игровую ситуацию.

3. Принятие  задачи.

4. Дополнение  задач проекта.

2 этап 4. Помогает в  решении задачи.

5. Помогает  спланировать деятельность

6. Организует  деятельность.

5. Объединение  детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап  7. Практическая  помощь (по необходимости).

8. Направляет  и контролирует осуществление  проекта.

7. Формирование  специфических знаний, умений навыков.
4 этап  9. Подготовка  к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности  готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт  деятельности.

 
 

     Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать  творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. 

     Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь  можно использовать следующие формы  работы: 

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
 

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
 

Примерные проекты в работе с кадрами: 

  • «Перспективы  развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  • «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  • «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  • «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  • «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  • «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  • проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  • дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  • социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Информация о работе Проектный метод в деятельности ДОУ