Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.

Работа содержит 1 файл

проектное об-е.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Изменяется  роль учителя в  учебно-воспитательном процессе

     Решающим  звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

     Потребуется изменить взаимоотношение учителя  и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придётся взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю придется сдерживать себя в желании первому высказать свое мнение (а ведь это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях (мы так долго приучали их к пассивной роли), прежде, чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают уже об этом ученики.

     Педагоги  отмечают затруднения и при переходе учителя из роли партнёра и советчика  в проектной работе к  жёсткому управлению волей ребёнка, к роли контролёра и оценщика в традиционной системе. Было бы не верно оставлять за пределами ПО учебно-воспитательный процесс на старых принципах авторитарного отношения учителя к ученикам, не стремиться к выстраиванию повсюду субъект-субъектных отношений, переходить к педагогике сотрудничества. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и  вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

     С чего начать?

     С чего начать включение учебного проектирования в УВП школы и как его  развивать? Попробуем дать методические рекомендации руководителю и педагогу энтузиасту проектного обучения.

     Для начала обсудите с педагогами вашей  школы необходимость включения  учебного проектирования в практику школы. Начинать можно даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Хуже, если вас слабо или совсем не поддерживает директор школы. Новое делать трудно без поддержки руководителя учебного учреждения. И в то же время, руководителю принимать единоличное (авторитарное) решение о проведении общешкольного проекта, или проекта с включением нескольких педагогов без их добровольного согласия, нельзя.

     Обратите  внимание на тех, кто ещё не готов  непосредственно завтра приступить к делу. Они как будто и не оказывают активного сопротивления, но из самых лучших побуждений должны предупредить, желая «добра», заявляют, что ваша инициатива — полная авантюра, и, прочее, и тому подобное. Эти люди — явные или скрытые противники новации. Нужно хорошо подумать, как не нарушать их привычные условия деятельности и нейтрализовать последствия их «доброжелательства».

     Действительно, взрослому сложившемуся человеку, многие годы своей практической деятельности успешному в смысле прежних целей и задач образования, трудно перестроится в одночасье. Хотя способность к перестраиванию, принятию нового, готовность «сойти с пьедестала» возвышающего учителя над ребёнком, не зависит от возраста педагога.

     Ещё одна группа — осторожные наблюдатели. Это люди вполне сочувствующие новации, но пока не проявляющие инициативу. Из их числа и будут в последствии пополняться ваши ряды. Новое эффективное педагогическое явление и само себя покажет. Сторонники будут прирастать.

    После определения инициативной групп  и группы наблюдателей необходимо пройти обучение, непосредственно и досконально  освоить то, что будете вводить  в учебный процесс — учебное проектирование, или по-другому, метод учебных проектов.

    Проектирование  — это деятельность, научить которой  может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация — вычленение и формулирование проблемы из целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.

    Освоив  методику осуществления учебного проекта, поняв возможности и тонкости учебного проекта, вы научитесь его конструировать под конкретные педагогические  цели. Параллельно с учёбой вам не повредит опробовать ваши разработки на практике. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов). Остальное, что еще не поддается оценке по затратности времени, сил, материалов и пр., сделать вне уроков.

     Уже в следующем году можно будет  задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения, показать друг другу и всем желающим коллегам несколько удачных работ, начать собирать вокруг себя группу энтузиастов — тех коллег, которые захотят работать как вы. Самая надёжная ваша опора в работе учебными проектами — это ваши ученики.

     Методическая  поддержка проектного обучения

     Методической  опорой внедрения проектного обучения как системы станет организация творческих объединений учителей проектного обучения, которые в текущем году ведут уроки в одном и том же классе, работают с одними и теми же детьми. В обязанности такого творческого объединения должно входить согласование целей и задач проектного обучения, координация проведения учебных проектов, выравнивание уровня предметных ЗУН учащихся, используемых в проектах. Необходимо и выстраивание работы по планомерному и последовательному формированию элементов проектной деятельности  вне учебных проектов, то есть на обычных урока.

    Действительно, ограничить формирование проектной  деятельности только проектными уроками не возможно. К моменту организации выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения  хотя бы на самом элементарном уровне. Каждый элемент выполняется на своём этапе. В ходе самостоятельной работы над проектом они соединяются в единое целое, технологическую последовательность. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.

    Методической  работой творческого объединения учителей проектного обучения становится выявление уровня сформированности проектных умений поэлементно, выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года и определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году.

    Как добиться формирования элементов проектной  деятельности? Самыми удачными моментами  для такой работы являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельностные формы организации учебного занятия. Здесь есть возможность перевести  ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и возможности действовать  проектные умения формироваться не могут.

    Надо  заметить, кроме того, что формируемые  на традиционных уроках как бы мимоходом общеучебные умения и навыки, без которых не возможно, по сути, освоение предметного содержания,  в проектном же обучении становятся частью специфического умения, элементом проектирования. Это, к примеру, такие общеучебные умения как контекстный анализ прочитанного, выделение главного, письменный или устный пересказ и др. — все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации. Стоит внимательно отнестись к формированию общеучебных умений и навыков, одновременно играющих основополагающую роль  в приобретении учащимися предметных знаний и в формировании проектной деятельности.

    Давайте использовать приёмы и методы обучения, которые хорошо известны и используются учителями в традиционном обучении в знаньевой парадигме для активизации учащихся. При этом там учащиеся все еще поставлены в пассивную позицию. Например, целеполагание используется для активизации внимания, проблемное введение в рассмотрение нового материала — для активизации усвоения услышанного и увиденного, и др. Эти приёмы и методы могут в то же самое время работать и на решение задач компетентностной парадигмы, если, конечно, задаться целью  формировать отдельные  элементами проектирования. Нужно сделать только шаг  к большей самостоятельности и деятельностной включённости  детей в учебный процесс.

    Как было уже сказано, формирование проектной  деятельности должно проходить без  разрушения предметной классно-урочной  системы. Использование обычных  уроков, на которых учащимся обычно отводится пассивная роль слушателя, зрителя, и повторителя услышанного, при решении задач проектного обучения тоже возможна. Для этого необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора и так далее и тому подобное.

    Уроки для формирования проектной деятельности

    Таким образом, можно различать три  вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

    Первый  вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной или внеурочной формах. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предпочтительной является урочная форма работы для избежания перегрузки учащихся и учителей. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

     Второй  вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

    Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления планов действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках, как то: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы,  домашнего задания, проекта.

    Важным  воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.

    Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Приучаем учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь широкой публике) свою работу.

    Третий  вид —  урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и  универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.

    Литература

  1. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.
  3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.
  4. Гузеев В.В Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001. — с. 194 – 207.
  5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ.–М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. Сб. статей. - М.: МИПКРО, 2001. — 144 с.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.
  9. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М.: Просвещение, 1994. — 159 с.
  10. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование, №1, 2, 1996.
  11. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  12. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. - с. 41-45
  13. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. - с. 52-55
  14. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
  16. Полат Е.С. Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка.//Иностранный язык в школе, №3,  2000.
  17. Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  18. Фоминова М.А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура». В сб. «Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).- М.: Фирма МХК, 2001. — с. 106 – 128.
  19. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А и др. Проекты в школьном курсе “Технология”.// Школа и производство, №4, 1994.
  20. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.
  21. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей №2. - М.: МИПКРО, 2001. — 160 с.
  22. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. — М.: “Проект Гармония” и ЮНПРЕСС, 1998.

Информация о работе Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы