Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:01, реферат
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.
Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Потребуется изменить взаимоотношение учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придётся взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю придется сдерживать себя в желании первому высказать свое мнение (а ведь это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях (мы так долго приучали их к пассивной роли), прежде, чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают уже об этом ученики.
Педагоги отмечают затруднения и при переходе учителя из роли партнёра и советчика в проектной работе к жёсткому управлению волей ребёнка, к роли контролёра и оценщика в традиционной системе. Было бы не верно оставлять за пределами ПО учебно-воспитательный процесс на старых принципах авторитарного отношения учителя к ученикам, не стремиться к выстраиванию повсюду субъект-субъектных отношений, переходить к педагогике сотрудничества. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
С чего начать включение учебного проектирования в УВП школы и как его развивать? Попробуем дать методические рекомендации руководителю и педагогу энтузиасту проектного обучения.
Для начала обсудите с педагогами вашей школы необходимость включения учебного проектирования в практику школы. Начинать можно даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Хуже, если вас слабо или совсем не поддерживает директор школы. Новое делать трудно без поддержки руководителя учебного учреждения. И в то же время, руководителю принимать единоличное (авторитарное) решение о проведении общешкольного проекта, или проекта с включением нескольких педагогов без их добровольного согласия, нельзя.
Обратите внимание на тех, кто ещё не готов непосредственно завтра приступить к делу. Они как будто и не оказывают активного сопротивления, но из самых лучших побуждений должны предупредить, желая «добра», заявляют, что ваша инициатива — полная авантюра, и, прочее, и тому подобное. Эти люди — явные или скрытые противники новации. Нужно хорошо подумать, как не нарушать их привычные условия деятельности и нейтрализовать последствия их «доброжелательства».
Действительно, взрослому сложившемуся человеку, многие годы своей практической деятельности успешному в смысле прежних целей и задач образования, трудно перестроится в одночасье. Хотя способность к перестраиванию, принятию нового, готовность «сойти с пьедестала» возвышающего учителя над ребёнком, не зависит от возраста педагога.
Ещё одна группа — осторожные наблюдатели. Это люди вполне сочувствующие новации, но пока не проявляющие инициативу. Из их числа и будут в последствии пополняться ваши ряды. Новое эффективное педагогическое явление и само себя покажет. Сторонники будут прирастать.
После определения инициативной групп и группы наблюдателей необходимо пройти обучение, непосредственно и досконально освоить то, что будете вводить в учебный процесс — учебное проектирование, или по-другому, метод учебных проектов.
Проектирование — это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация — вычленение и формулирование проблемы из целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.
Освоив методику осуществления учебного проекта, поняв возможности и тонкости учебного проекта, вы научитесь его конструировать под конкретные педагогические цели. Параллельно с учёбой вам не повредит опробовать ваши разработки на практике. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов). Остальное, что еще не поддается оценке по затратности времени, сил, материалов и пр., сделать вне уроков.
Уже в следующем году можно будет задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения, показать друг другу и всем желающим коллегам несколько удачных работ, начать собирать вокруг себя группу энтузиастов — тех коллег, которые захотят работать как вы. Самая надёжная ваша опора в работе учебными проектами — это ваши ученики.
Методической опорой внедрения проектного обучения как системы станет организация творческих объединений учителей проектного обучения, которые в текущем году ведут уроки в одном и том же классе, работают с одними и теми же детьми. В обязанности такого творческого объединения должно входить согласование целей и задач проектного обучения, координация проведения учебных проектов, выравнивание уровня предметных ЗУН учащихся, используемых в проектах. Необходимо и выстраивание работы по планомерному и последовательному формированию элементов проектной деятельности вне учебных проектов, то есть на обычных урока.
Действительно, ограничить формирование проектной деятельности только проектными уроками не возможно. К моменту организации выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Каждый элемент выполняется на своём этапе. В ходе самостоятельной работы над проектом они соединяются в единое целое, технологическую последовательность. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
Методической работой творческого объединения учителей проектного обучения становится выявление уровня сформированности проектных умений поэлементно, выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года и определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году.
Как добиться формирования элементов проектной деятельности? Самыми удачными моментами для такой работы являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельностные формы организации учебного занятия. Здесь есть возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и возможности действовать проектные умения формироваться не могут.
Надо заметить, кроме того, что формируемые на традиционных уроках как бы мимоходом общеучебные умения и навыки, без которых не возможно, по сути, освоение предметного содержания, в проектном же обучении становятся частью специфического умения, элементом проектирования. Это, к примеру, такие общеучебные умения как контекстный анализ прочитанного, выделение главного, письменный или устный пересказ и др. — все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации. Стоит внимательно отнестись к формированию общеучебных умений и навыков, одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися предметных знаний и в формировании проектной деятельности.
Давайте использовать приёмы и методы обучения, которые хорошо известны и используются учителями в традиционном обучении в знаньевой парадигме для активизации учащихся. При этом там учащиеся все еще поставлены в пассивную позицию. Например, целеполагание используется для активизации внимания, проблемное введение в рассмотрение нового материала — для активизации усвоения услышанного и увиденного, и др. Эти приёмы и методы могут в то же самое время работать и на решение задач компетентностной парадигмы, если, конечно, задаться целью формировать отдельные элементами проектирования. Нужно сделать только шаг к большей самостоятельности и деятельностной включённости детей в учебный процесс.
Как было уже сказано, формирование проектной деятельности должно проходить без разрушения предметной классно-урочной системы. Использование обычных уроков, на которых учащимся обычно отводится пассивная роль слушателя, зрителя, и повторителя услышанного, при решении задач проектного обучения тоже возможна. Для этого необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора и так далее и тому подобное.
Уроки для формирования проектной деятельности
Таким образом, можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной или внеурочной формах. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предпочтительной является урочная форма работы для избежания перегрузки учащихся и учителей. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления планов действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках, как то: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.
Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.
Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Приучаем учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь широкой публике) свою работу.
Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.
Литература
Информация о работе Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы