Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.

Работа содержит 1 файл

проектное об-е.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы

Н.Ю. Пахомова

   В Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».   Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.

   В ряде публикаций последних лет, посвящённых  проектному обучению (ПО), методу проектов, доказывается актуальность и практическая необходимость введения ПО в учебно-воспитательный процесс школы. [1 — 22] Остаётся неясным, как это сделать в конкретной школе, с конкретным коллективом детей и учителей. Этот вопрос требует детального рассмотрения.

Формирование  проектной деятельности — задача общеобразовательной  школы

    Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Для среднего или слабого ученика внеурочные проекты являются дополнительной нагрузкой. Увлеченное занятие проектами нередко приводят к снижению успеваемости по предметам. Зачастую стремление успеть во всех видах обучения приводит к большой перегрузке учащихся.

    Бытует  мнение, что работа над проектами  возможна лишь в системе работы с  одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми. Это в корне не верно. Даже с детьми в коррекционно-развивающих классах работа над проектами дает положительные результаты. Проектное обучение  не должно искать своё положение только в дополнительном образовании, хотя именно там мы более свободны в выборе тем проектов, не ограничены временем их выполнения, требуется меньше усилий для его организации. В условиях дополнительного образования проектная деятельность может формироваться и развиваться, но дополнительное образование не является всеобучем в силу своей необязательности. Как мы уже показали [15], проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся. Внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.

    Готовы  ли мы к этому? Да, готовы. Действительно, проектная деятельность строится  на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

    Образовательные цели учреждения в целом в силу требований развития и модернизации системы образования неизбежно переводятся на рельсы «работы на результат», а не на выполнение программ «прохождения» содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности) к коим относится и проектная деятельность. В образовательной практике используется достаточно много форм и методов для активизации усвоения знаний. Эти же методы и формы, если поставить такую педагогическую задачу, в то же самое время при некотором их развитии могут быть использованы для формирования универсальных умений.

    Например, учитель может просто объявить целью  урока изучение некоторой темы или  рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут  даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведёт детей в активную позицию, начнётся формирование универсального умения целеполагания. Шаг за шагом подобные ситуации позволят ученикам всё более уверенно включаться в целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемому результату, формулировать цель решения проблемы и пр.

    Проектное обучение может внедряться в уже  существующую предметную классно-урочную  систему организации учебно-воспитательного процесса, но оно не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.  Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе (знаньевая парадигма), оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или какой-либо другой системой, предусматривающей формирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы. Не противоречит, напротив вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации.  Не противопоставление знаньевой и компетентностной парадигм, но поиск места проектному обучению в классно-урочной системе даст желаемый образовательный результат.

    Попробуем, не разрушая сложившейся системы  учебно-воспитательного процесса, найти место новому так, чтобы не получить перегрузки учащихся и учителей, путём оптимизации одновременно получить качественно новое в обучении и воспитании обучающихся. Надо заметить, что в ряде случаев это новое приобреталось нашими учениками, но без целенаправленных усилий со стороны педагогов, что называется не «благодаря», а «вопреки». Пришло время делать это с гарантией успеха, нормой нашего среднего общеобразовательного процесса.

    Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация  перегруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в минимизации количества учебных проектов в учебном плане, включение в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности, и использование обычных уроков для формирования отдельных элементов   проектной деятельности. С другой стороны, использовать такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала или повышения познавательной активности на традиционных занятиях.

Внедрение проектного обучения

     Один  или несколько учебных проектов, выполненных в школе каким-либо учителем с учениками, или даже мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, ещё не даёт нам право сказать, что мы внедрили проектное обучение в школе. Такой эпизод — явление значительное. Но, как и первая ласточка, — весну предвещает, но весны ещё не делает. Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать  для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, последовательно выстроенная серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приёмов и действий, из которых складывается проектирование.

     Организация проектной деятельности обучающихся  в образовательных учреждениях  требует грамотного научно-обоснованного  подхода и решения комплекса  задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

    Эти задачи могут решаться в любом  образовательном учреждении при  наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста. Этим педагогам инициаторам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и  исследовательским методом. Участие педагогов в этой новации на условиях добровольности защитит от подмены смыслов нововведения.

    Построение  системы проектного обучения в условиях (внутри) предметной классно-урочной  системы общеобразовательной школы имеет свои особенности. Рассмотрим проблему внедрения ПО с  разных позиций, занимаемые педагогами в учебно-воспитательном процессе. Вот некоторые ракурсы этой проблемы, рассмотрение которых полезны участникам введения проектного обучения в образовательную практику школы.

Для руководителя школы  важно понимать:

  • Что дает проектное обучение наряду с традиционным?
  • Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
  • Как изменяется организация учебного процесса школы при использовании учебных проектов и элементов проектной деятельности?
  • Сколько нужно выполнить учебных проектов ученику в год,  за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности?
  • Как оценить успешность работы ученика в учебном  проекте?
  • Как оценить полученные приращения в обучении, развитии и воспитании учащегося после выполнения одного проекта, серии проектов, в конце цикла обучения с использованием учебных проектов?

Завучу  необходимо разобраться  в следующих вопросах:

  • Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.
  • Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?
  • Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект? (Вместе с учителями)
  • Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта (проектов)?
  • Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП? (Вместе с учителями)
  • Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?
  • Как выстроить серию проектов одного ученика для последовательного формирования  проектной деятельности? (Вместе с учителями)

Учителю нужно знать и  освоить практически:

  • Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой "вместе с учителями".
  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором используются учебные проекты?
  • Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?
  • Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, школы  и  условиям имеющегося обеспечения?
  • Как разработать учебный проект?
  • Как осуществить учебный проект?
  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта?

     Некоторые из поставленных вопросов снимает чтение литературы. [1-22] В значительно большем объёме узнают и осваивают слушатели спецкурсов «Метод учебных проектов», «Проектное обучение в УВП школы» в Московском институте открытого образования (МИОО). Помогут материалы методического сайта лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО, адрес которого: http://schools.keldysh.ru/labmro Однако остаются вопросы, без разъяснения которых не возможно затевать нововведение.

     Те  учреждения образования, которые начинают использовать учебные проекты в  каких бы то ни было формах (урочные мини-проекты, общешкольные проекты, межпредметные, телекоммуникационные проекты) сталкиваются со многими трудностями. С одной стороны они получают всплеск детской активности при работе над проектом, с другой —  неготовность педагогов дать детям необходимую самостоятельность, или их чрезмерное попустительство: «Делайте, — мол, — как хотите и что хотите».

     К тому же учебный проект — это довольно чувствительный дидактический механизм, использовать который нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей его осуществления. В противном случае мы будем только декларировать, что работаем с учебными проектами, подменяя их в действительности чем угодно: практическими заданиями, школьными или классными мероприятиями, докладами по темам программы или её дополняющими, рефератами, концертами или театрализациями и так далее.

    Учебный проект с точки  зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая  проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. 

    Учебный проект с точки  зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием  специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Информация о работе Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы