Результатом
проектной деятельности является определённый
продукт (услуга) и развитие личности
ребёнка. [16, с. 118-120]
Наиболее
глубокие и содержательные проекты
выполняются как правило, в ходе
внеклассной деятельности это относится:
- к проектам,
выполняемым в ходе проектной недели;
- к среднесрочным
ролевым и исследовательским проектам;
предполагающим полевой (выездной) этап;
- к продолжительным
(годичным) проектам, носящим, как правило,
исследовательский характер.
Проект
как комплексный и многоцелевой
метод, имеет большое количество
видов и разновидностей:
- Практико-ориентированный
проект – нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего
заказчика. Продукт заранее определён
и может быть использован в жизни класса,
школы, микрорайона, города, государства.
- Исследовательский
– по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Включает обоснование актуальности
выбранной темы, обозначение задач исследования,
обсуждение полученных результатов.
- Информационный
– направлен на сбор информации о каком-то
объекте. Результатом такого проекта может
быть и создание информационной среды
класса, школы.
- Творческий
– предполагает максимально свободный
и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть театрализации,
спортивные игры и т.д.
- Ролевой –
разработка и реализация такого проекта
наиболее сложна. Проектанты берут на
себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т.д.[17,
c. 34, 48]
По
содержанию проекты классифицируются
следующим образом:
- Интеллектуальные.
Описание модернизированных, оригинальных
новых технологий обработки материалов,
продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские
разработки.
- Материальные.
Изготовление инструментов, приспособлений,
бытовых устройств, средств малой механизации
и автоматизации, учебно-наглядных пособий,
упаковок, одежды, контролирующих устройств.
- Экологические.
Очистка загрязнённых производственных
помещений, лесных и лесохозяйственных
угодий, водоёмов; сбор и использование
вторичного сырья для изготовления объектов
труда учащимися.
- Сервисные.
Сбор, оформление и представление информации,
обслуживание и ремонт оборудования; ремонт
и благоустройство жилья; оказание услуг.
- Комплексны,
включающие интеллектуальные, материальные,
экологические и сервисные составляющие.
Например: оформление деловых бумаг, сервировка
стола, оформление интерьера квартиры,
моделирование причесок, организация
гарантийного ремонта автомобилей и т.д.
[13,с. 20]
Учебный
творческий проект состоит из пояснительной
записки и самого изделия (услуги).
В
пояснительной записке должно быть
отражено:
- Выбор и обоснование
темы проекта, историческая справка по
проблеме проекта, генерирование идей.
- Описание
этапов конструирование объекта.
- Выбор материала
для объекта, дизайн - анализ.
- Технологическая
последовательность изготовления изделия,
графические материалы.
- Подбор инструментов,
оборудования и организация рабочего
места.
- Техника безопасности
при выполнении работ.
- Экономическое
и экологическое обоснование проекта
и его реклама.
- Использованная
литература.
- Приложение
(эскизы, схемы, технологическая документация)
- Пояснительная
записка выполняется на стандартных листах
бумаги с соблюдением полей, оформлением
титульного листа, оглавления. Листы подшиваются
и нумеруются.
Следует
остановиться и на общих подходах
к структурированию проекта:
- Начинать
следует всегда с выбора темы проекта,
его типа, количества участников.
- Далее необходимо
продумать возможные варианты проблем,
которые важно исследовать в рамках намеченной
тематики. Сами же проблемы выдвигаются
учащимися с подачи учителя (наводящие
вопросы, ситуации, способствующие определению
проблем, видеоряд с той же целью и т.д.).
Здесь уместна «мозговая атака» с последующим
коллективным обсуждением.
- Важным моментом
является распределение задач по группам,
обсуждение возможных методов исследования,
поиска информации, творческих решений.
- Затем начинается
самостоятельная работа участников проекта
по своим индивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.
- Постоянно
проводятся промежуточные обсуждения
полученных данных в группах (на уроках
или на занятиях в научном обществе), в
групповой работе, в библиотеке, медиатеке
и пр.).
- Необходимым
этапом выполнения проектов является
их защита, оппонирование.
- Завершается
работа коллективным обсуждением, экспертизой,
объявлением результатов внешней оценки,
формулировкой выводов. [18, с. 64]
1.3
Основные требования
к использованию метода
проектов
Использование
метода проектов возможно при выполнении
некоторых требований. К основным
относятся:
- Наличие значимой
в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного
знания, исследовательского поиска для
ее решения (например, исследование демографической
проблемы в разных регионах мира; создание
серии репортажей из разных регионов страны,
других стран земного шара по одной проблеме,
раскрывающих определенную тему; проблема
влияния кислотных дождей на окружающую
среду, проблема размещения различных
отраслей промышленности в разных регионах,
т.д.).
- Практическая,
теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов (например,
доклад в соответствующие службы о демографическом
состоянии данного региона, факторах,
влияющих на это состояние, тенденциях,
прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с
репортажами с места событий; план мероприятий
по охране леса в разных местностях, совместное
сочинение нескольких учащихся, сценарий
школьного спектакля и т. д);
- Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
- Определение
конечных целей совместных/индивидуальных
проектов;
- Определение
базовых знаний из различных областей,
необходимых для работы над проектом.
- Структурирование
содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов).
- Использование
исследовательских методов:
- определение
проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение
гипотезы их решения, обсуждение методов
исследования;
- оформление
конечных результатов;
- анализ полученных
данных;
- подведение
итогов, корректировка, выводы (использование
в ходе совместного исследования метода
"мозговой атаки", "круглого стола",
статистических методов, творческих отчетов,
просмотров, т.д.).
Последнее
особенно важно, так как относится
как бы к технологии проектных
методов. Не владея достаточно свободно
исследовательскими, проблемными, поисковыми
методами, умением вести статистику,
обрабатывать данные, не владея определенными
методами различных видов творческой
деятельности, трудно говорить о возможности
успешной организации проектной деятельности
учащихся. Это как бы предварительное
условие успешной работы по методу проектов.
Кроме того, необходимо владеть и технологией
самого проектного метода.
Самый
сложный момент при введении в
учебный процесс исследовательских
проектов – организация этой деятельности,
а особенно - подготовительный этап. Учителю
при планировании на учебный год предстоит
выделить ведущую тему (раздел) или несколько
тем (разделов), которые будут «вынесены
на проектирование». Далее необходимо
сформулировать 15-20 как индивидуальных,
так и групповых тем на класс, работа по
которым потребует присвоения учащимися
необходимых по программе знаний и формирования
необходимого опыта. Желательно дифференцировать
темы по степени сложности, но это совсем
не обязательно. Учащийся должен иметь
возможность выбрать тему проекта, организационную
форму его выполнения (индивидуальная
и групповая), степень сложности проектировочной
деятельности.
Четкость
организации проектирования определяется
четкостью и конкретностью постановки
цели, выделением планируемых результатов,
констатацией исходных данных. Весьма
эффективно применение небольших методических
рекомендаций или инструкций, где указываются
необходимая и дополнительная литература
для самообразования, требования педагога
к качеству проекта, формы и методы количественной
и качественной оценки результатов. Иногда
возможно выделить алгоритм проектирования
или другое поэтапное разделение деятельности.
Выбор
тематики проектов в разных ситуациях
может быть различным. В одних
случаях эта тематика может формулироваться
специалистами органов образования в
рамках утвержденных программ. В других,
выдвигаться учителями с учетом учебной
ситуации по своему предмету, естественных
профессиональных интересов, интересов
и способностей учащихся. В-третьих, тематика
проектов может предлагаться и самими
учащимися, которые, естественно, ориентируются
при этом на собственные интересы, не только
чисто познавательные, но и творческие,
прикладные.
Тематика
проектов может касаться какого-то
теоретического вопроса школьной программы
с целью углубить знания отдельных учеников
по этому вопросу, дифференцировать процесс
обучения. Чаще, однако, темы проектов,
особенно рекомендуемые органами образования,
относятся к какому-то практическому вопросу,
актуальному для практической жизни и
вместе с тем, требующему привлечения
знаний учащихся не по одному предмету,
а из разных областей, их творческого мышления,
исследовательских навыков. Таким образом,
достигается вполне естественная интеграция
знаний.
Глава
2. Методическое, материально-техническое
обеспечение проектной
деятельности учащихся.
2.1
Курс обучения
информатике и
ИКТ
Весь
курс обучения информатике и ИКТ
в начальной школе можно представить
в виде большого межпредметного проекта,
в котором выделяются более мелкие
проекты, как индивидуальные, так и групповые.
Работа в одном проекте может естественным
образом перетекать в следующий, объемлющий
его проект. Например, проект "Фамильное
дерево" служит естественным продолжением
проекта "Моя семья", а этот – проекта
"Мое имя".
Все
проекты должны предполагать как
компьютерную, так и предварительную
безкомпьютерную технологию реализации.
Работа над содержательным проектом
типа "Моя семья" может быть
продолжена или частично дублирована
в реальном пространстве – созданием
аппликации из фотографий, отпечатанных
на принтере, набранных на компьютере
текстов и рисунков, сделанных красками
и фломастерами.
В
ходе учебной деятельности каждый учащийся,
а также класс в целом, формирует
свое личное информационное пространство.
Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения
класса и каждого учащего, а также другие
информационные объекты, в том числе –
результаты проектной работы.
Такой
опыт организации учебного процесса
в начальной школе позволяет
говорить о высокой степени эффективности
использования современных информационных
технологий, предполагающих познание
через деятельность.
При
активном использовании ИКТ уже
в начальной школе успешнее достигаются
общие цели образования, легче формируются
компетенции в области коммуникации:
умение собирать факты, их сопоставлять,
организовывать, выражать свои мысли на
бумаге и устно, логически рассуждать,
слушать и понимать устную и письменную
речь, открывать что-то новое, делать выбор
и принимать решение.
В
основной школе в соответствии с
возрастными особенностями школьников
8 – 9 классов, проектную деятельность
целесообразно организовывать в групповых
формах. При этом не следует лишать возможности
ученика выбора индивидуальной формы
работы. Ключевой точкой в образовании
становится опыт деятельности ребенка.
Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного
образования подразумевает продуктивную
деятельность учащихся, способствует
формированию информационно-коммуникационной
компетентности, а также компетентности,
которую условно можно назвать "способность
к деятельности". В процессе реализации
проекта у учащихся формируется готовность
к целеполаганию, готовность к оценке,
готовность к действию и готовность к
рефлексии. Велико разнообразие учебных
проектов. Проектом может быть и компьютерный
курс изучения определенной темы, и компьютерная
игра и тематическое общение по электронной
почте и многое другое. Проектная деятельность,
обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной
компетентности, может быть представлена
тематическими проектами, реализуемыми
в течение одного или нескольких уроков
до длительных проектов, с их продолжением
и расширением на курсах по выбору, факультативах,
элективных курсах. Например, проект "Создание
локальной сети" (9 класс) по теме "Топология
сети" может быть продолжен на элективном
курсе "Телекоммуникации и Интернет".