Проектная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методику проектно-исследовательской деятельности учащихся в школьном курсе «Информатика».
Задачи курсовой работы следующие:
изучить теоретические основы применения методики проекта в обучении;
раскрыть сущность проектно-исследовательской деятельности учащихся;
узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Результатом проектной деятельности является определённый продукт (услуга) и развитие личности ребёнка. [16, с. 118-120]

     Наиболее  глубокие и содержательные проекты  выполняются как правило, в ходе внеклассной деятельности это относится:

  • к проектам, выполняемым в ходе проектной недели;
  • к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам; предполагающим полевой (выездной) этап;
  • к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило, исследовательский характер.

   Проект  как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

  • Практико-ориентированный проект – нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
  • Исследовательский – по структуре напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
  • Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса, школы.
  • Творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры и т.д.
  • Ролевой – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.[17, c. 34, 48]

   По  содержанию проекты классифицируются следующим образом:

    1. Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские разработки.
    2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств.
    3. Экологические. Очистка загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
    4. Сервисные. Сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; оказание услуг.
    5. Комплексны, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например: оформление деловых бумаг, сервировка стола, оформление интерьера квартиры, моделирование причесок, организация гарантийного ремонта автомобилей и т.д. [13,с. 20]

     Учебный творческий проект состоит из пояснительной  записки и самого изделия (услуги).

     В пояснительной записке должно быть отражено:

  1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.
  2. Описание этапов конструирование объекта.
  3. Выбор материала для объекта, дизайн - анализ.
  4. Технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы.
  5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
  6. Техника безопасности при выполнении работ.
  7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.
  8. Использованная литература.
  9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация)
  10. Пояснительная записка выполняется на стандартных листах бумаги с соблюдением полей, оформлением титульного листа, оглавления. Листы подшиваются и нумеруются.

   Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе), в групповой работе, в библиотеке, медиатеке и пр.).
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов. [18, с. 64]

1.3 Основные требования к использованию метода проектов

   Использование метода проектов возможно при выполнении некоторых требований. К основным относятся:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:
    • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
    • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
    • оформление конечных результатов;
    • анализ полученных данных;
    • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

     Последнее особенно важно, так как относится  как бы к технологии проектных  методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными  методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

     Самый сложный момент при введении в  учебный процесс исследовательских  проектов – организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

     Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

     Выбор тематики проектов в разных ситуациях  может быть различным. В одних  случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

     Тематика  проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Глава 2. Методическое, материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся.

2.1 Курс обучения  информатике и  ИКТ

     Весь  курс обучения информатике и ИКТ  в начальной школе можно представить  в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект "Фамильное дерево" служит естественным продолжением проекта "Моя семья", а этот – проекта "Мое имя".

     Все проекты должны предполагать как  компьютерную, так и предварительную  безкомпьютерную технологию реализации. Работа над содержательным проектом типа "Моя семья" может быть продолжена или частично дублирована  в реальном пространстве – созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере, набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами.

     В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует  свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе – результаты проектной работы.

     Такой опыт организации учебного процесса в начальной школе позволяет  говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.

     При активном использовании ИКТ уже  в начальной школе успешнее достигаются  общие цели образования, легче формируются  компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

     В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 8 – 9 классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способность к деятельности". В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра и тематическое общение по электронной почте и многое другое. Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект "Создание локальной сети" (9 класс) по теме "Топология сети" может быть продолжен на элективном курсе "Телекоммуникации и Интернет".

Информация о работе Проектная деятельность