Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного и компетентностного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:46, доклад

Описание работы

Цель:
Осознание основных критериев современного урока
повышение интереса педагогов к современным технологиям
осознание необходимости повышения уровня самообразования

Работа содержит 1 файл

Выступление современный урок.docx

— 51.48 Кб (Скачать)

Педсовет 

“Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного и компетентностного подхода»

Цель:

    • Осознание  основных критериев современного урока
    • повышение интереса педагогов к современным технологиям
    • осознание необходимости повышения уровня самообразования

 

 На протяжении всей истории развития педагогической мысли прослеживаются два подхода к обучению и воспитанию детей: авторитарный и гуманистический.

С позиций  авторитарной педагогики необходимо получить личность с заданными свойствами, в гуманистической – развитие личности обучающегося происходит в соответствии с его природными задатками и особенностями.

Ценностные  ориентации авторитарной педагогики реализуются  в технологиях объяснительно-иллюстративного  обучения, основанных на информировании, просвещении обучающихся, организации  их репродуктивных действий с целью  приобретения ЗУНов и формирования заданных свойств.

Нормы и ценности гуманной педагогики реализуются  в ЛОО, создающих условия для  обеспечения собственной учебной  деятельности обучающихся, учета и  развития их особенностей и реализации саморегуляции в учебе.

Авторитарный  педагог считает своей целью  изложение нового содержания, гуманист нацелен на создание  эффективных  условий обучения.

Но  сам урок остается вечной и главной  формой обучения.

Сегодня от выпускника школы ожидают  не только умения адаптироваться к  реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его  действия на уроке, наличие равенства  учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

 

Давайте определимся с понятиями, которые  будем сегодня использовать в  работе:

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. Т.е. умение воспользоваться в жизни имеющимися компетенциями.

Компетенция (лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. 

Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд), процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния

Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.

Итак, Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.

 «Что влияет  на «современность» урока? Мастерство  педагога? Совокупность методических  приемов? Наличие технических  средств обучения? Вообще, каким  он должен быть?» Можно перечислять  до бесконечности. 

Но, прежде чем  анализировать, строить проекты  и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

 

Обучающимся 10-11 классов был задан вопрос: «Какой урок вы считаете современным?»

Вот каким видят современный урок наши дети:

«Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и  преподаватели, и ученики пришли на него с желанием работать».

«Прежде всего, на занятии должны быть хорошие  знания преподавателя и умение их преподносить».

 «Современный  урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!»

 «Преподавателю  стоит поменьше говорить самому  и побольше спрашивать, работать с учениками, понимая их».

«На современном  уроке учитель не сам рассказывает новое, а вовлекает нас в беседу. Нужно все время проводить  параллель: где это может пригодиться?»

«Есть только одно пожелание: чтобы учителя  не кричали на учеников и уважали  их…»

«Учитель  должен любить свой предмет и  в  доступной форме его объяснять. Современные дети-это новое поколение, идущее в ногу со временем и учитель должен быть современным:  знать и понимать интересы учеников, разбираться в компьютерах (хотя бы чуть-чуть)…»

«Урок в форме диалога, с активными  действиями, работой в группах, спаренными уроками с другими классами, самоуправлением, творческими заданиями…»

«Желательно использование интерактивной доски. Но самое главное-живое общение  учителя и учеников»

«Учитель  должен рассказывать своими словами, а  не из книги, которую мы можем прочитать сами…Больше нагружать тех, кто будет сдавать ЕГЭ…»

Мы  также провели анкетирование 40 старшеклассников 9-11 классов, задав им вопрос: «Что нужно  сделать, чтобы повысить эффективность  урока?» Результаты на слайде…

 

Таким образом, на первое место в рейтинге черт современного занятия у школьников вышли такие его черты, как сотрудничество, свобода выбора, возможность живого общения с учителем, хотят свободно обсуждать материал, просят учителей честно ставить оценки, уделять всем одинаковое внимание, быть другом, понимать их, просят сделать меньше скучных переписываний учебника… Как видим, наших школьников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями и проблема свободного выбора.

 

Результаты исследований российских педагогов показывают, что активной самостоятельной работе, спорам и рассуждениям отводится в среднем 22% урочного времени, остальное время одни пишут под диктовку, а другие, соответственно, диктуют. Преподаватели говорят, что на эту форму деятельности у них в среднем уходит 32,3% времени урока, 12,8% уходит на конспектирование,18% занимает опрос в традиционной форме. Остальное время — пассивное слушание.

Видно, что основную часть  времени по-прежнему занимает диктовка. Является ли она чертой современного урока? Каждый для себя ответит на этот риторический вопрос.

 

Анализ инновационных  карт педагогов дает такую картину  предпочтений выбранных технологий:

ИКТ-15 из 19

интерактивные технологии-5

Технологии развития критического мышления- 5

Игровые-6

Деятельностные-4

Проектные-6

Коммуникативные-6

Уровневой дифференциации- 3

ЛОО-1

Модульной технологии-1

Групповые формы используют -4

 

А в итоге? Сколько педагогов  в системе используют те или иные технологии в системе, на обычных рабочих уроках? Технология же на то и технология, что дает определенный результат только при соблюдении всех этапов ее реализации.

А пока, получается, мы требуем уважения к себе, так  относясь к ученикам, что у них  появляются строчки: «не унижать  нас». Унижая, стремимся «формировать у учащихся чувство уверенности»? Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их «побольше читать», «не пересказывать текст учебника». Заявляя об использовании современных образовательных технологий, основную часть времени диктуют и требуют тишины…

Итак, объективная  ситуация такова, что в подавляющем  большинстве учителя не спешат отказываться от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий обучения….

Как же сделать наши уроки  по-настоящему современными?

При объяснительно-иллюстративных технологиях, педагог реализует  три основные функции:

  1. Информирующую (изложение готовой информации+презентация)
  2. Контролирующую (непрерывное наблюдение за выучиванием этой информации)
  3. Оценивающую (фиксация в баллах процесса освоения полученной информации)

 

В технологиях развивающего обучения в функции педагога входит:

  1. создание условий для включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность
  2. обеспечение их эмоциональной поддержки в учебном труде, создание общего позитивного эмоционального фона
  3. совместное проведение экспертизы полученного результата

 

  • Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.  
    И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. 
    Так может и не стоит ничего менять?

Способность учиться, т.е. постоянно принимать  новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

 

 

Самоанализ урока

Аспекты

самоанализа

Вопросы

для самоанализа

I. Цели (задачи) урока

В чём заключается основной замысел  проведённого мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными  особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного  процесса в данном классе? Какие  цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе урока?

II. Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям (задачам) урока?

III. Технология работы педагога

Какие технологические  приёмы я использовал (а) для того, чтобы на уроке:

-актуализировать и обогатить  субъектный опыт учащихся;

-стимулировать проявление ими  инициативы и самостоятельности;

-создавать для учеников ситуации  выбора учебных занятий и форм  их выполнения;

-строить учебное взаимодействие  диалога и полилога;

-учитывать индивидуальный темп  и стиль учебной деятельности  школьников?

IV. Результативность проведённого урока

Удалось ли мне  реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? Насколько проведённое занятие  было направлено на:

а) становление и проявление индивидуальности учащихся;

б) развитие творческих способностей школьников;

в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;

г) выработку у детей индивидуального  стиля познания и поведения?

В чём заключаются достоинства  и недостатки моего урока? Что  не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки урока?


 

  1. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

Схема анализа личностно-ориентированного урока:

Мотивационно-ориентированный аспект

  1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?
  2. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект

  1. Является  ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям  урока?
  2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?
  3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?
  4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребёнка?

Организационный аспект

  1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и  обогащения субъектного опыта учащихся?
  2. Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?
  3. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?
  4. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?
  5. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся?
  6. Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?
  7. Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Информация о работе Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного и компетентностного подхода