Проектирование модели личности педагога профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть личность педагога профессионального обучения.
Задачи:
1. Выявить роль педагога профессионального обучения в жизни общества;
2. Рассмотреть коммуникативность как одно из важнейших личностных качеств педагога.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1
1.1 Структура профессиональных способностей педагога профессионального обучения и их уровни...................................................5
1.2 Стиль деятельности педагога профессионального обучения........11
1.3 Авторитет педагога профессионального обучения........................13
1.4 Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения..........................................................................................................15
Глава 2
2.1 Исследование профессионально-важных качеств педагога профессионального обучения......................................................................18
2.2 Исследование ценностно-смысловой сферы педагога..................20
2.3 Исследование духовно-нравственных ориентаций педагога.......21
2.4 Исследование отношений к другому человеку, эмпатии, общительности.....................................................................................................24
Заключение...........................................................................................................27
Список литературы..............................................................................................29

Работа содержит 1 файл

курсовик11new.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный педагогический университет

Кафедра теории и методики профессионального образования

 

 

Курсовая работа

По общей  и профессиональной педагогике

Тема: «Проектирование модели личности педагога

профессионального обучения»

 

 

Выполнила: студентка

группы  ХПД-09

Хайдукова Н.И.

Проверила: к.п.н., доцент

Седых Е.П.

 

 

г. Нижний Новгород 2011 год.

Введение..........................................................................................................3

Глава 1

    1.1 Структура профессиональных способностей педагога               профессионального обучения и их уровни...................................................5

    1.2         Стиль деятельности педагога профессионального обучения........11

    1.3         Авторитет педагога профессионального обучения........................13

    1.4         Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения..........................................................................................................15

 Глава 2

    2.1 Исследование профессионально-важных качеств педагога профессионального обучения......................................................................18

    2.2          Исследование ценностно-смысловой сферы педагога..................20

    2.3          Исследование духовно-нравственных ориентаций педагога.......21

    2.4 Исследование отношений к другому человеку, эмпатии,    общительности.....................................................................................................24

Заключение...........................................................................................................27

Список литературы..............................................................................................29

 

 

 

 

 

Введение

Профессия педагога – одна из важнейших в современном  мире. От его усилий зависит будущее  человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. Основной целевой установкой высшей школы является направленность учебно-воспитательного процесса на формирование и развитие личности будущего специалиста. Педагогический потенциал будущего учителя осознанно и полно может раскрыться в профессиональной деятельности.

Педагогическая  профессия является одновременно преобразующей  и управляющей. А для того, чтобы  управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Цель работы: рассмотреть личность педагога профессионального обучения.

Задачи:

1. Выявить роль педагога профессионального обучения в жизни общества;

2. Рассмотреть  коммуникативность как одно из  важнейших личностных качеств  педагога.

Объект  исследования: процесс профессионального становления педагогов.

Предмет исследования: психологические условия становления  профессиональной позиции педагогов.

Цель исследования состоит в выявлении психологических  условий, оптимизирующих процесс формирования профессиональной позиции педагогов.

Гипотеза исследования: становление профессиональной позиции  педагога, осознание им совокупности своих отношений к педагогической реальности, способности ее осознанного  выбора и утверждения в деятельности и профессиональных отношениях, переход в режим профессионально-личностного саморазвития возможно при условии:

- разработки технологии рефлексивной работы педагогов над психолого-педагогическими ситуациями в ходе освоения самостоятельной профессиональной деятельности;

- целенаправленной работы над становлением и развитием  гуманистической направленности личности педагогов.

Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ литературы, опросные методики (анкеты, беседы), проектирование процессов образования, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, метод включенного наблюдения, анализ продуктов профессиональной деятельности (отчеты студентов, дневники), математико-статистические методы, рефлексия проекта.

 

 

 

Глава 1

1.1 Структура профессиональных способностей педагога профессионального обучения и их уровни

В настоящее  время концепция педагогических способностей представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

Сначала коротко  рассмотрим некоторые аспекты педагогической системы, разрабатываемой Н.В. Кузьминой.

Система представляется как множество взаимосвязанных  элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными  свойствами и закономерностями.

Педагогическая  система определяется как множество  взаимосвязанных структурных и  функциональных компонентов, подчиненных  целям воспитания, образования и  обучения подрастающего поколения  и взрослых людей.

Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.

В трактовке  Н.В. Кузьминой педагогическая система  включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

 

 

Функциональные  компоненты - это устойчивые базовые  связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис.1).

Рис.1

 

 

 

Уровни педагогических способностей.

В структуре педагогических способностей выделяются два ряда признаков:

- Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

- Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень  составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к  учащемуся, в связи с самим  собой (педагогом). Они обусловливают  интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

Второй уровень  составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности  в саморазвитии, самоутверждении, в  гражданственном и профессиональном становлении.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, включают три вида чувствительности:

-Чувство объекта;

-Чувство меры  или такта;

-Чувство причастности.

 

Уровень сформированности перцептивно- рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.

Таким образом, перцептивно- рефлексивные педагогические способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает .

Многочисленные  психолого-педагогические исследования, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; проектировочные; конструктивные; коммуникативные; организаторские.

Гностические  способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.

Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".

Конструктивные  педагогические способности состоят  в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.

Коммуникативные педагогические способности проявляются  в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:

-способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;

-чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);

-хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;

-суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.

Организаторские педагогические способности состоят  в особой чувствительности педагога:

-к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;

-продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;

-продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;

-продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;

-продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.

Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Стиль деятельности педагога профессионального обучения.

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип (рис.2).

Рис.2

А.К. Маркова  выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности педагога:

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на  процесс обучения, педагог недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для занятия он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных студентов. Деятельность педагога высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность педагога характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой педагог чуток и проницателен.

Информация о работе Проектирование модели личности педагога профессионального обучения