Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:04, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть личность педагога профессионального обучения.
Задачи:
1. Выявить роль педагога профессионального обучения в жизни общества;
2. Рассмотреть коммуникативность как одно из важнейших личностных качеств педагога.
Введение..........................................................................................................3
Глава 1
1.1 Структура профессиональных способностей педагога профессионального обучения и их уровни...................................................5
1.2 Стиль деятельности педагога профессионального обучения........11
1.3 Авторитет педагога профессионального обучения........................13
1.4 Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения..........................................................................................................15
Глава 2
2.1 Исследование профессионально-важных качеств педагога профессионального обучения......................................................................18
2.2 Исследование ценностно-смысловой сферы педагога..................20
2.3 Исследование духовно-нравственных ориентаций педагога.......21
2.4 Исследование отношений к другому человеку, эмпатии, общительности.....................................................................................................24
Заключение...........................................................................................................27
Список литературы..............................................................................................29
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет
Кафедра теории и методики профессионального образования
Курсовая работа
По общей и профессиональной педагогике
Тема: «Проектирование модели личности педагога
профессионального обучения»
Выполнила: студентка
группы ХПД-09
Хайдукова Н.И.
Проверила: к.п.н., доцент
Седых Е.П.
г. Нижний Новгород 2011 год.
Введение......................
Глава 1
1.1 Структура профессиональных
способностей педагога
профессионального обучения и их уровни........................
1.2 Стиль деятельности педагога профессионального обучения........11
1.3 Авторитет
педагога профессионального обучения......................
1.4
Профессиональная компетентность педагога
профессионального обучения......................
Глава 2
2.1 Исследование профессионально-важных
качеств педагога профессионального обучения......................
2.2 Исследование ценностно-смысловой сферы педагога..................20
2.3 Исследование духовно-нравственных ориентаций педагога.......21
2.4 Исследование отношений
к другому человеку, эмпатии,
общительности.................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. Основной целевой установкой высшей школы является направленность учебно-воспитательного процесса на формирование и развитие личности будущего специалиста. Педагогический потенциал будущего учителя осознанно и полно может раскрыться в профессиональной деятельности.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Цель работы: рассмотреть личность педагога профессионального обучения.
Задачи:
1. Выявить роль педагога профессионального обучения в жизни общества;
2. Рассмотреть коммуникативность как одно из важнейших личностных качеств педагога.
Объект исследования: процесс профессионального становления педагогов.
Предмет исследования:
психологические условия
Цель исследования
состоит в выявлении
Гипотеза исследования:
становление профессиональной позиции
педагога, осознание им совокупности
своих отношений к
- разработки технологии рефлексивной работы педагогов над психолого-педагогическими ситуациями в ходе освоения самостоятельной профессиональной деятельности;
- целенаправленной работы над становлением и развитием гуманистической направленности личности педагогов.
Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ литературы, опросные методики (анкеты, беседы), проектирование процессов образования, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, метод включенного наблюдения, анализ продуктов профессиональной деятельности (отчеты студентов, дневники), математико-статистические методы, рефлексия проекта.
Глава 1
1.1 Структура профессиональных способностей педагога профессионального обучения и их уровни
В настоящее время концепция педагогических способностей представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Сначала коротко
рассмотрим некоторые аспекты
Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.
Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.
В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.
Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис.1).
Рис.1
Уровни педагогических способностей.
В структуре педагогических способностей выделяются два ряда признаков:
- Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
- Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, включают три вида чувствительности:
-Чувство объекта;
-Чувство меры или такта;
-Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно- рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.
Таким образом, перцептивно- рефлексивные
педагогические способности "специализируются"
на анализе взаимодействия между субъектом
профессионально-
Многочисленные психолого-педагогические исследования, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; проектировочные; конструктивные; коммуникативные; организаторские.
Гностические
способности состоят в специфич
Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".
Конструктивные
педагогические способности состоят
в особой чувствительности к тому,
как построить предстоящее
Коммуникативные
педагогические способности проявляются
в специфической
-способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;
-чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);
-хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
-суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:
-к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;
-продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;
-продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;
-продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;
-продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.
1.2 Стиль деятельности педагога профессионального обучения.
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип (рис.2).
Рис.2
А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности педагога:
1. Эмоционально-импровизационный.
Ориентируясь преимущественно
Информация о работе Проектирование модели личности педагога профессионального обучения