Проблемы преподавания физики в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Цель таких занятий – развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов познания природы через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания.

Уже доказано, что творческие способности учащихся развиваются следующими формами учебно-познавательной деятельности:

- углубленное изучение физики на уроках;

- семинары, элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия с учащимися по физике;

- участие в олимпиадах, выполнение домашних заданий;

- выступление учащихся на научно-практических конференциях;

- обучение в летней физико-математической школе.

Содержание

1. Особенности преподавания физики в школе 3
1.1 Физика в городских школах 3
1.2 Физика в сельских школах 5
1.3 Физика в гимназиях 8
2. Проблема оснащения школ установками 11
2.1 Причины 11
2.2 Перечень способов решения 14
2.2.1 Внутри школы 14
2.2.2 Вне школы 20
Выводы 22
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Проблемы преподавания физики в школе ++.doc

— 340.50 Кб (Скачать)
    • Микроскоп из капли воды

      Из капли  воды можно сделать маленький микроскоп. 
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды.

     Микроскоп готов! Поднесите эту капельку к газете – буквы увеличились. Чем меньше капля, тем больше увеличение. 
В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.

    • Электрический мотор

      Нам потребуются: шуруп, батарейку, кусок провода и магнитик. Магнит для эксперимента можно вынуть из старых маленьких наушников или извлечь компактный вариант от магнита для холодильника. Шуруп нужен с плоской шляпкой. Кусок провода (хватит и 15 см.) зачищаем с обоих концов.

      1. Слегка сгибаем провод, а на магнит кладем шуруп (он прилипает к магниту плоскостью шляпки).

      2. Шуруп с магнитом подвешиваем к батарейке. Шуруп намагничивается и прилипает к батарейке острием.

     3. Пальцем одной руки прижимаем один конец провода к противоположному торцу батарейки, второй конец приближаем к головке шурупа с магнитом.

      4. Как только контакт касается магнита шуруп начинает быстро вращаться.

     Как это работает? На проводник с током в магнитном поле действует сила, которая приводит его во вращение. Ротором здесь является шуруп, через него мы пропускаем ток, а магнитное поле обеспечивает магнит.

     Все просто. Учитывая малую силу трения (шуруп касается батарейки в одной  точке) ротор-шуруп может раскручиваться до 10 тыс. оборотов в минуту. Работающее устройство необходимо держать подальше от глаз, 
т.к. шуруп с большой скоростью может легко отлететь и попасть в тебя.

    • Электромагнит
 

  Возьмем толстый гвоздь, обернем его несколькими слоями бумаги, а поверх бумаги намотаем 100 витков тонкой медной проволоки. Концы проволоки зачистим мелкой наждачной бумагой и присоединим к клеммам батарейки.  Затем  острый конец гвоздя поднесем к маленьким гвоздикам лежащим на столе. Результат на лицо!

     Наглядный пример использования различных  установок, мы подробно рассмотрели  в приложение 1 на примере установок, требующиеся для опыта по электростатике, и их наглядное применение на уроке

     Все установки, как наглядный материал на уроках физики формирует у учащихся нестандартного подхода к решению задач и практических знаний.

     Потребность в формировании нестандартного подхода  к решению задач и практических заданий вызвана современными подходами к организации обучения учащихся. В настоящее время происходит эволюция образовательного пространства, включающая в себя многочисленные элективные курсы для учащихся старшего и среднего звена, систематические курсы факультативных занятий, многочисленные авторские программы.

     В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов,  развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность.

     Актуальным  является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Эти подходы могут быть использованы и на обучение решению олимпиадных задач. 

               

 

      2.2.2 Вне школы

     Физика - опытная наука. Это написано почти  во всех введениях к учебникам. Участие в проведении и обсуждении экспериментов позволяет учащимся ярко увидеть в окружающей действительности физику.

     Но  есть техническое препятствие - отсутствие приборной базы. Можно конечно предложить нестандартное и более приемлемое решение, чем создание стандартного физического кабинета. Следует собрать в школе или в нефизическом вузе очень немногочисленный набор настоящих научных приборов. Этот набор можно приобрести у отмирающих научных институтов.

     Но  и тут возникает наиболее важная проблема на наш взгляд - недостаточное финансирование.

     Так все таки как выйти из проблемы наглядности при проведении занятий на уроках физики? Решение данной проблемы видится только в привлечении дополнительных бюджетных средств от учредителя, а также дополнительные целевые взносы и добровольные  финансовые поступления от спонсоров. Для решения данной проблемы необходимо наладить долговременные отношения с коммерческими организациями в виде спонсорской помощи.

     Однако, в связи с нестабильной экономической  ситуацией в стране. долгосрочные договора заключать бессмысленно, исходя из того, что любая коммерческая организация может оказывать спонсорскую помощь только при стабильности экономической политики государства.

     Поэтому все же решать проблему технического оснащения необходимо на государственном уровне. Необходимо, чтобы голос учителя был услышан на всех уровнях управленческой вертикали.

     Пусть новый учебный год подарит  ученикам радость открытий, счастье  взаимопонимания, гордость за успешность своего труда. Ведь учителям приходится воспитывать молодёжь, ориентированную на успех, но не длиною в жизнь, а максимально короткое время. Сильному государству нужно сильное конкурентоспособное образование. Это - требование времени и стремление руководства нашей страны.

     Задача  каждого из нас - стремиться соответствовать этому высокому уровню.

 

Выводы

 

     В настоящее время перед общеобразовательной  школой поставлена образовательная  и воспитательная цель не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого учащегося свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои способности, находить свое место, быть востребованным  в жизни. В связи с этим на первый план выходят проблемы гуманизации содержания образования, повышения его воспитательной роли, формирование интереса к учебе, основанного на мотивации и рефлексии, создание личностной направленности обучения. Усвоение ребенком знаний, умений и навыков – только один из компонентов общей системы формирования личности. Нельзя упускать важность такого тезиса как успешность социальной адаптации человека в современном обществе, для чего человеку нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

     Принцип перспективного успеха состоит в  том, что учитель  постоянно создает для  ученика такие учебные ситуации, которые открывали бы перед ним реальную перспективу успешной результативности его учебных усилий. Ученикам для нормального психологического развития в первую очередь необходим успех в учении, пусть даже самый незначительный. Без такого успеха не может сформироваться полноценная учебная деятельность. На языке психологов реализация этой закономерности исследуется в концептуальных рамках мотивации достижений. Во-первых, всячески развивать, тренировать умственные способности детей, а во-вторых, как только на этом пути будут достигнуты первые значительные успехи, нужно внушать всем детям, что каждый человек, какими бы заурядными задатками и способностями он ни обладал, может стать самобытной творческой личностью.

     Творческая  личность начинается с того, что, еще  не обладая глубоким определенным запасом  знаний, но, имея инструмент познания окружающей действительности и устойчивую мотивацию, учащийся движется к решению поставленной проблемы, которая имеет реальное воплощение в практической деятельности человека. Ценность физической компоненты естественнонаучного образования состоит в особенностях физического эксперимента, его наглядности, доступности, широком охвате практически всех сфер жизни. Демонстрационные опыты и самостоятельные исследования учащихся могут проводиться в области и механических явлений, и тепловых, и электромагнитных, и в области физической и геометрической оптики. Именно на уроках физики учащийся впервые измеряет величины, описывающие явления, учится объяснять и прогнозировать происходящие изменения данных величин. Учебная экспериментальная деятельность ребенка – ключ к успеху в обучении, источник устойчивого интереса к предмету.

     Одной из существенных задач уроков физики является совершенствование умений учащегося пользоваться современным инструментарием физика, возможность практического применения результатов решения проблемы, а также психологический аспект ситуации выбора, в которую будет поставлен учащийся на начальном этапе исследовательской деятельности.

     Так сложилось, что визитной карточкой  любой школы является оснащение кабинета физики или химии. Поставкам именно этих кабинетов должно уделяться особое внимание. Учителя школ должны получить возможность проводить уроки на современном учебном оборудовании.  

     Оборудование, поставляемое за счет финансирования из бюджета должно превратить учебный  кабинет в полноценную рабочую  среду с уникальными методическими решениями и эргономикой, основанными на последних достижениях электроники и информационных технологий.

     В состав кабинета должны обязательно  быть включены демонстрационные и лабораторные приборы, принадлежности, оборудование общего назначения, технические средства обучения, специализированная мебель, печатные и экранно-звуковые пособия. С внедрением новой среды учителя смогут затрачивать значительно меньше времени и сил на подготовку уроков, в первую очередь, на подготовку к проведению демонстрационных экспериментов и лабораторных работ, а больше времени уделить именно в помощи к усвоению знаний учащимися, при том, что материал станет преподносится нагляднее и красочнее.

 

Литература

 
     
  1. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в  примерах и задачах. Учебное пособие. Издательство - Лань., Санкт-Петербург, 1999.
  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе //Народное образование. 5. 98. 17.
  3. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007.
  4. Изучение физики в школах и классах с углубленным изучением предмета: Методические рекомендации. Часть 2.-М.:1991г.
  5. Каменецкий С.Е., Назаров Н.Н., Смирнов А.В. Современный школьный физический кабинет.//Физика в школе.-1994г.-№2.-с.66
  6. Ланина И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике. - Л., 2001.
  7. Мастерская активного обучения. Методическое пособие. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В., Н. Новгород, 2006.
  8. Материально-техническое обеспечение учебного физического эксперемента в основной общеобразовательной школе // Физика в школе.-1997.-№4
  9. Объедков Е. С., Поваляев О. А. М.,Физическая микролаборатория. Просвещение, 2001.
  10. Пурышева Н. С., Шаронова Н. В., Мсаев Д. А. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Методическое руководство. - М., Бином, 2005.
  11. Сачков Н.Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Челябинск, 2006.
  12. Шахмаев Н.М. Из опыта оборудования физического кабинета.-М.:Просвещение ,1957г.

 

Приложение 1

Установки, требующиеся для  опыта по электростатике, и их наглядное применение на уроке

     Оборудование 

     Для изучения явления электризации тел  сделаем султанчики, гильзы, электроскоп  и «карусель» из длинной линейки, установленной на лампочке. Еще понадобятся  воздушные шарики, шарик от настольного  тенниса и пластмассовая (поливиниловая) трубка – такие трубки используются для изоляции проводов, из них делают также каркасы парников. Чем больше диаметр, тем сильнее трубка электризуется. Трубку можно заменить пластмассовой расческой, корпусом шариковой ручки, куском пенопласта. Запаситесь также шерстяным, меховым, шелковым лоскутками, кусочками кожи, полиэтиленовой пленкой.

  • Султанчик. В корпусе шариковой ручки закрепите елочный «дождь» или пленку от аудиокассеты и установите ее на подставке – половинке коробочки от «киндер-сюрприза», футляре от фотопленки, любой другой пластиковой коробке или крышке, которую можно проткнуть шилом.

Информация о работе Проблемы преподавания физики в школе