Проблемы домашнего воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.
Объект изучения – современная семья.
Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.
Задачи:
Изучить научно-теоретическую литературу по теме курсовой работы;
Определить понятие и сущность домашнего воспитания;
Рассмотреть положительные стороны и отрицательные стороны домашнего воспитания;
Изучить проблемы домашнего воспитания детей на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях
1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность 6
1.2 Плюсы и минусы домашнего воспитания 14
1.3 Проблемы домашнего воспитания в настоящее время 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

домашнее воспитание.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

– осознавать самоценность детского возраста как фундамента личности;

– обладать гражданской  зрелостью, педагогической этикой, высоким  нравственным сознанием, любить детей;

– иметь целостное  представление о процессах и  явлениях, происходящих в природе  и обществе, необходимом для решения педагогических задач;

– при выполнении своих профессиональных функций  уметь решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и  выбора правильных путей их реализации;

– знать Международную  конвенцию о правах ребенка, Закон РК «Об образовании» и содействовать охране прав личности в соответствии с ними;

– быть готовым  к взаимодействию с семьей и другими  специалистами, работающими с детьми;

– владеть профессиональным языком, корректно выражать и аргументировано  обосновывать положения профессиональной области знаний.

Специалист, имеющий  квалификацию воспитателя детей  дошкольного и младшего школьного  возраста, должен владеть психолого-педагогическими  знаниями:

– о ребенке  как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие личности ребенка;

– о личностно-ориентированном  подходе в педагогическом процессе, о возрастной периодизации и основных ступенях и закономерностях развития;

– об основах  психологии общения, видах и уровнях общения;

– о целях  образования, задачах, содержании, формах, методах и средствах воспитательно-образовательной  деятельности;

– об основных принципах создания развивающей  среды, о формах работы с родителями;

– об особенностях детей с проблемами в развитии;

– о воспитании и образовании детей, имеющих  отклонения в развитии и нуждающихся  в сопровождении, в интеллектуальной и эмоциональной поддержке.

Уметь:

– анализировать  и оценивать уровень обученности, воспитанности, развития детей;

– создавать условия для развития, обучения и воспитания детей;

– выбирать целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения;

– профессионально  взаимодействовать с работниками  образовательных учреждений и родителями для обеспечения координации  педагогического воздействия на ребенка в рамках целостного педагогического процесса;

– планировать  и организовывать работу с родителями;

– использовать знания об основах коррекционной  и этнопедагогике в воспитательно-образовательной  работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями.

Домашний педагог, ориентированный на профессиональную деятельность в условиях семьи, должен при необходимости осуществлять квалифицированный присмотр и уход за больными детьми, организовывать экскурсии, игры и развлечения и др.

Программа подготовки специалиста в контексте деятельностного  подхода, как отмечает  И.А. Зимняя, «должна реализовать оба плана  соответствия: профессионально-личностный и профессионально-деятельностный». Среди профессионально-значимых качеств  педагога следует, в частности, выделить и эрудицию, педагогическую наблюдательность, искренность, тактичность, выдержку, гибкость поведения, порядочность, чувство собственного достоинства, способность идти на компромисс, эмпатию, высокий уровень перцептивных способностей и др.

Особое внимание обращается на формирование таких профессионально-значимых, коммуникативных качеств педагога, как:

– богатый словарный  запас, правильность, образность и выразительность  речи;

– умеренная  экстравертированность в общении;

– общая направленность личности на общение, взаимодействие, диалог;

– эмоциональная  устойчивость в общении, низкий порог  психопатизации и невротизма (психической  неустойчивости и конфликтности).

Вместе с  тем, специфика образовательной  деятельности в условиях семьи требует определенного уровня развития специальных способностей: умения находить нетрадиционные решения в нетипичных ситуациях, адаптироваться к разнообразным условиям, экономить эмоциональные ресурсы, иметь способность к рефлексированию и релаксации.

Особенности профессиональной деятельности домашнего педагога требуют вычленения в профессионально-деятельностном плане блока умений и навыков, которые ее обеспечивают, т.е. практические и практико-технологические умения и навыки.

Практико-технологический  блок - умения и навыки, владение которыми позволяет домашнему педагогу не только качественно выполнять профессиональные функции, но и осуществлять обучение детей в адаптированной, облегченной форме.

Практические  умения и навыки - направлены на овладение  профессионально-значимыми для домашнего педагога функциями, формирующими способность определить психотип, организовать развивающую среду, провести диагностику и коррекцию нервно-психического развития и др.

Значимыми в  подготовке специалиста являются установленные  И. А. Зимней показатели многоплановости соответствия педагога своей педагогической деятельности. Первым планом такого соответствия выступает пригодность. Пригодность - это склонность к педагогической деятельности, которая определяется «отсутствием анатомо-морфологических и психологических противопоказаний к профессии, предрасположенностью к педагогической профессии, предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона и нормальный уровень развития лингвистических и коммуникативных способностей».

Второй план соответствия педагога своей профессии  – это готовность. Готовность - широкая  и системная профессиональная компетентность, стойкая убежденность человека, социально-значимая направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности общения, передачи опыта.

Завершающим планом соответствия педагога его профессии  является включаемость - легкость, правильность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее.

Любой педагог  должен сегодня четко осознавать степень личного соответствия требованиям  и специфике своей педагогической деятельности и наметить программу  профессионального самосовершенствования. Педагог-профессионал, педагог-мастер находится в постоянном поиске новых путей совместного решения задач семейного и общественного воспитания. Домашнее воспитание, возрождающееся на современном этапе, призвано объединить усилия родителей и педагогов.

Таким образом, в настоящее время домашнее воспитание требует наличие таких квалифицированных специалистов, с помощью которых в полной мере и полноценно осуществлялся весь процесс воспитания, развития и образования ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Безусловно, семейное воспитание, основанное на стабильных традициях и семейных ценностях – это очень важно, это – первая школа малыша, которая сформирует его взгляды на роль семьи для себя, и на свою роль в семье. Но жизнь не ограничивается семейными рамками, и когда-нибудь малыш встретит людей грубых, заносчивых, более активных, чем он, и не сможет противостоять негативным натискам, потому что получил совершенно тепличное воспитание, изолированное от всех моделей социума, которые существуют вне его семьи. Исключительно семейное воспитание – очень сложный вопрос, обрастающий большими проблемами, которые не в силах разрешить даже родители высокого статуса, с большими доходами.

Наверное, невозможно в проблеме домашнего воспитания дать один готовый рецепт для всех семей, всех детей. Все дети разные, и одни, пройдя школу только домашнего обучения и воспитания, становятся открытыми и адекватными членами общества, не испытывают проблем и трудностей в общении, имеют адекватную самооценку. Другие же дети остро недобирают опыт общения, и становятся «белыми воронами», резко отличаясь от тех членов коллектива, в который попали. Хорошо, если при этом малыш не чувствует своей ущербности, и ему нравится быть не таким, как все. Но если самооценка у ребёнка сильно снижена – он может стать настоящим изгоем, и не сможет добиться чего-либо значимого в своей жизни.

 Вместо того  чтобы «запирать» малыша в  четырёх стенах, может быть, родителям  стоит более серьёзно и обдуманно  подойти к вопросу выбора школы  для ребёнка, планировать период  подготовки ребёнка к школе, чтобы не поставить малыша в неравные условия со своими сверстниками, когда они получат иммунитет против социальной несправедливости, а он – нет. Как можно раньше, ребёнка необходимо знакомить с другими детьми, играть с ними вместе на детской площадке на прогулках, приглашать их в гости, показывая, как им образом нужно взаимодействовать с окружающими, как решать возникающие проблемы в общении.

 Взаимоотношения  ребёнка со взрослым строятся  совсем по иному принципу, чем  взаимоотношения между сверстниками, и поэтому в семье, даже самой положительной, ребёнок не может почерпнут нужного ему опыта гибкости, лабильности, терпимости в отношениях, умения дружить на равных, учиться друг у друга и учить приятеля чему-то.

В курсовой работы мы попытались не только изучить особенности домашнего воспитания, но и выделить проблемы домашнего воспитания в современное время. Для этого мы изучили имеющуюся научную литературу по теме. И пришли к выводу, что домашнее воспитание и обучение очень ценно, но при его выборе, при принятии решения о нём родители должны ориентироваться на самого ребёнка, его потребности – и возрастные, в том числе. Как мы уже помним, самое недопустимое в воспитании – упустить время, и поэтому к вопросу выбора домашнего обучения нужно подходить очень обдуманно, объективно и взвешенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Венгер Л.Н., Психология, Москва, «Просвещение», 1988 г.
  2. Кулик Л.А., Берестов Н.И., Семейное воспитание,  Москва, Просвещение, 1990 г.
  3. Столяренко Л.Д., Педагогика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
  4. Книга для родителей, сост. В.З. Солоухин, Минск, «Вышейшая школа», 1992г.
  5. «Популярная психология для родителей», под редакцией А.А. Бодалева, Москва, Педагогика, 1988
  6. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.
  7. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.
  8. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.
  9. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.
  10. Игошев К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 1989.
  11. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
  12. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.
  13. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
  14. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.
  15. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.
  16. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
  17. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
  18. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970.
  19. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.
  20. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.
  21. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. — М., 1987.
  22. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М., 1977.

 


Информация о работе Проблемы домашнего воспитания детей