Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.
Объект изучения – современная семья.
Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.
Задачи:
Изучить научно-теоретическую литературу по теме курсовой работы;
Определить понятие и сущность домашнего воспитания;
Рассмотреть положительные стороны и отрицательные стороны домашнего воспитания;
Изучить проблемы домашнего воспитания детей на современном этапе.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях
1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность 6
1.2 Плюсы и минусы домашнего воспитания 14
1.3 Проблемы домашнего воспитания в настоящее время 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33
– осознавать самоценность детского возраста как фундамента личности;
– обладать гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, любить детей;
– иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимом для решения педагогических задач;
– при выполнении своих профессиональных функций уметь решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора правильных путей их реализации;
– знать Международную конвенцию о правах ребенка, Закон РК «Об образовании» и содействовать охране прав личности в соответствии с ними;
– быть готовым к взаимодействию с семьей и другими специалистами, работающими с детьми;
– владеть профессиональным языком, корректно выражать и аргументировано обосновывать положения профессиональной области знаний.
Специалист, имеющий
квалификацию воспитателя детей
дошкольного и младшего школьного
возраста, должен владеть психолого-
– о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие личности ребенка;
– о личностно-ориентированном подходе в педагогическом процессе, о возрастной периодизации и основных ступенях и закономерностях развития;
– об основах психологии общения, видах и уровнях общения;
– о целях
образования, задачах, содержании, формах,
методах и средствах
– об основных принципах создания развивающей среды, о формах работы с родителями;
– об особенностях детей с проблемами в развитии;
– о воспитании и образовании детей, имеющих отклонения в развитии и нуждающихся в сопровождении, в интеллектуальной и эмоциональной поддержке.
Уметь:
– анализировать
и оценивать уровень
– создавать условия для развития, обучения и воспитания детей;
– выбирать целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения;
– профессионально
взаимодействовать с
– планировать и организовывать работу с родителями;
– использовать
знания об основах коррекционной
и этнопедагогике в воспитательно-
Домашний педагог, ориентированный на профессиональную деятельность в условиях семьи, должен при необходимости осуществлять квалифицированный присмотр и уход за больными детьми, организовывать экскурсии, игры и развлечения и др.
Программа подготовки
специалиста в контексте
Особое внимание
обращается на формирование таких профессионально-
– богатый словарный запас, правильность, образность и выразительность речи;
– умеренная
экстравертированность в
– общая направленность личности на общение, взаимодействие, диалог;
– эмоциональная устойчивость в общении, низкий порог психопатизации и невротизма (психической неустойчивости и конфликтности).
Вместе с тем, специфика образовательной деятельности в условиях семьи требует определенного уровня развития специальных способностей: умения находить нетрадиционные решения в нетипичных ситуациях, адаптироваться к разнообразным условиям, экономить эмоциональные ресурсы, иметь способность к рефлексированию и релаксации.
Особенности профессиональной деятельности домашнего педагога требуют вычленения в профессионально-деятельностном плане блока умений и навыков, которые ее обеспечивают, т.е. практические и практико-технологические умения и навыки.
Практико-технологический блок - умения и навыки, владение которыми позволяет домашнему педагогу не только качественно выполнять профессиональные функции, но и осуществлять обучение детей в адаптированной, облегченной форме.
Практические умения и навыки - направлены на овладение профессионально-значимыми для домашнего педагога функциями, формирующими способность определить психотип, организовать развивающую среду, провести диагностику и коррекцию нервно-психического развития и др.
Значимыми в подготовке специалиста являются установленные И. А. Зимней показатели многоплановости соответствия педагога своей педагогической деятельности. Первым планом такого соответствия выступает пригодность. Пригодность - это склонность к педагогической деятельности, которая определяется «отсутствием анатомо-морфологических и психологических противопоказаний к профессии, предрасположенностью к педагогической профессии, предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона и нормальный уровень развития лингвистических и коммуникативных способностей».
Второй план соответствия педагога своей профессии – это готовность. Готовность - широкая и системная профессиональная компетентность, стойкая убежденность человека, социально-значимая направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности общения, передачи опыта.
Завершающим планом соответствия педагога его профессии является включаемость - легкость, правильность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее.
Любой педагог
должен сегодня четко осознавать
степень личного соответствия требованиям
и специфике своей
Таким образом, в настоящее время домашнее воспитание требует наличие таких квалифицированных специалистов, с помощью которых в полной мере и полноценно осуществлялся весь процесс воспитания, развития и образования ребенка.
Заключение
Безусловно, семейное воспитание, основанное на стабильных традициях и семейных ценностях – это очень важно, это – первая школа малыша, которая сформирует его взгляды на роль семьи для себя, и на свою роль в семье. Но жизнь не ограничивается семейными рамками, и когда-нибудь малыш встретит людей грубых, заносчивых, более активных, чем он, и не сможет противостоять негативным натискам, потому что получил совершенно тепличное воспитание, изолированное от всех моделей социума, которые существуют вне его семьи. Исключительно семейное воспитание – очень сложный вопрос, обрастающий большими проблемами, которые не в силах разрешить даже родители высокого статуса, с большими доходами.
Наверное, невозможно в проблеме домашнего воспитания дать один готовый рецепт для всех семей, всех детей. Все дети разные, и одни, пройдя школу только домашнего обучения и воспитания, становятся открытыми и адекватными членами общества, не испытывают проблем и трудностей в общении, имеют адекватную самооценку. Другие же дети остро недобирают опыт общения, и становятся «белыми воронами», резко отличаясь от тех членов коллектива, в который попали. Хорошо, если при этом малыш не чувствует своей ущербности, и ему нравится быть не таким, как все. Но если самооценка у ребёнка сильно снижена – он может стать настоящим изгоем, и не сможет добиться чего-либо значимого в своей жизни.
Вместо того
чтобы «запирать» малыша в
четырёх стенах, может быть, родителям
стоит более серьёзно и
Взаимоотношения ребёнка со взрослым строятся совсем по иному принципу, чем взаимоотношения между сверстниками, и поэтому в семье, даже самой положительной, ребёнок не может почерпнут нужного ему опыта гибкости, лабильности, терпимости в отношениях, умения дружить на равных, учиться друг у друга и учить приятеля чему-то.
В курсовой работы мы попытались не только изучить особенности домашнего воспитания, но и выделить проблемы домашнего воспитания в современное время. Для этого мы изучили имеющуюся научную литературу по теме. И пришли к выводу, что домашнее воспитание и обучение очень ценно, но при его выборе, при принятии решения о нём родители должны ориентироваться на самого ребёнка, его потребности – и возрастные, в том числе. Как мы уже помним, самое недопустимое в воспитании – упустить время, и поэтому к вопросу выбора домашнего обучения нужно подходить очень обдуманно, объективно и взвешенно.
Список использованной литературы