Проблемы домашнего воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.
Объект изучения – современная семья.
Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.
Задачи:
Изучить научно-теоретическую литературу по теме курсовой работы;
Определить понятие и сущность домашнего воспитания;
Рассмотреть положительные стороны и отрицательные стороны домашнего воспитания;
Изучить проблемы домашнего воспитания детей на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях
1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность 6
1.2 Плюсы и минусы домашнего воспитания 14
1.3 Проблемы домашнего воспитания в настоящее время 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

домашнее воспитание.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Индивидуальный  подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие  самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

            Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннему развитию или дошкольному педагогу. К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях) в возрасте:

  • около двух лет, когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет, когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет, когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно  индивидуальное по форме обучение очень  полезно в тех сферах, где можно  говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера  приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко  индивидуальное обучение становится единственно  возможным не только для детей  с отставанием в развитии, но и  для тех, кто значительно опережает  сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с  тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

 

 

1.3 Проблемы домашнего воспитания в настоящее время

 

На рубеже XX в. проблема гуманизации образования, как формирование в ходе педагогического  процесса высших духовных ценностей  человека, является базисом основных педагогических течений современности. Принципиально новый подход к проблеме формирования личности в условиях «гуманистически ориентированной парадигмы образования» справедлива относится многими исследователями к глобальным проблемам человечества. Так, по мнению И.А. Зимней, М.Н. Берулава и др., новая образовательная модель обучения должна учитывать не только требования общества, но и свойства личности, которые необходимо сформировать у будущего поколения.

Формирование  базовой гуманитарной культуры в  обществе – отличительная черта  современной образовательной системы, рассматривающей ребенка как «главную педагогическую ценность». Сегодня остро зазвучала тревога о кризисе образования, его несоответствии потребностям общества. Но никогда еще необходимость воспитания высокообразованной личности не ставилась в прямую связь с дальнейшими судьбами всего человечества, с проблемой выживания. Старые установки пришли в противоречие с требованиями времени. Общество как никогда нуждается в новом типе личности, обладающей такими качествами, как высокий профессионализм, возможностью самому определить цель, способы, сроки своей работы, что влечет за собой высокую ответственность; способность действовать в нестандартных условиях, оперативно принимать самостоятельные решения, выбирать оптимальные варианты. Только внимание к проблеме гуманизации образования и целенаправленная деятельность всего научно-педагогического сообщества позволит в XXI веке осуществлять трансляцию культурного и социального опыта.

Вместе с  тем следует отметить, что специфика  деятельности педагога заключается в «отсутствии сиюминутного результата труда»: учитель, воспитатель действуют в настоящем, а результат их педагогической деятельности отсрочен в будущее. Следовательно, деятельность педагога, и, в частности, современного гувернера рассматривается как общегосударственная проблема. Подготовка гувернера в условиях вариативного и альтернативного образования может осуществляться как в государственной, так и негосударственной образовательной системе. В документах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации отмечалось, что обе системы образования имеют право на существование, они равноправны. Образно это можно себе представить так: мощное ядро государственного образования окружено тонкой динамичной оболочкой негосударственных образовательных учреждений.

Анализ статистических данных, опрос населения позволили  выявить те особенности образовательной  деятельности современного домашнего  педагога, которые удовлетворяют  потребностям семьи. К таким особенностям можно отнести:

- гибкость графика  работы домашнего педагога и  режима организации детской деятельности, что способствует адаптации воспитанника  к условиям окружающей среды;

- возможность  расширения образовательного пространства  и личностно-ориентированная модель  обучения, что позволяет создавать оптимальные условия для развития и формирования личностных новообразований ребенка-дошкольника;

- возможность  моделировать технологии подготовки  гувернера к образовательной  деятельности с учетом ценностных  ориентаций семьи и национальных традиций;

- открытость  и постоянно действующая система  контроля за деятельностью гувернера,  которая требует формирования  установки на саморазвитие и  самообразование, как показателя  профессиональной компетенции.

На основе выявленных особенностей образовательной деятельности домашнего педагога в условиях семьи определена специфика этой деятельности на современном этапе по сравнению с тем, как она осуществлялась в прошлом.

К специфическим  особенностям можно отнести следующие  характеристики:

- всестороннее образование подрастающего поколения может осуществляться сегодня не автономно, а во взаимодействии с государственными учреждениями;

- требования, предъявляемые  к современному гувернеру не  ограничиваются его личностными  качествами, а предусматривают подготовку специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками;

- в условиях  смены образовательной парадигмы  взаимодействие гувернера и воспитанника  строится на принципах субъектно-субъектных  отношений, в рамках деятельности  сотрудничества, что позволяет при организации образовательного процесса учитывать индивидуально-психологические характеристики личности ребенка;

- профессиональная  деятельность домашнего педагога  не исключает педагогическое  сотрудничество с родителями  и другими членами семьи через оказание семье консультативной психолого-педагогической помощи;

- возрастание  потребности в услугах домашнего  педагога связывается с возможностью  оказания семье многопрофильных  образовательных услуг;

- образовательная  деятельность домашнего педагога носит двойственный характер: европеизация российского образования с одной стороны и устойчивое стремление к формированию национального его своеобразия – с другой.

Анализ деятельности гувернера на современном этапе  позволяет выделить целый ряд  нерешенных проблем, в частности, неопределенность статуса гувернера, неразработанность механизма его социальной защиты и нормативно-правовой базы этой деятельности.

Таким образом, исследование состояния системы  домашнего образования не только показывает специфические особенности педагогической деятельности современного домашнего педагога по сравнению с ранее осуществляемой, но и способствует разработке программ подготовки такого специалиста в системе профессионального образования.

Формирование  личности специалиста, ориентированного на работу в семье, необходимо строить с учетом деятельностного подхода. Личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя), в основе которого лежит принципиально новая модель общения между педагогом и воспитанником, предполагает изменение схемы такого взаимодействия: «личностная компонента этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы»

Модель специалиста - образ специалиста, каким он должен быть для определенного периода  времени. Профессиональная деятельность специалиста должна отвечать целому ряду «объективных требований, выполнение которых позволит ему (специалисту) успешно выполнять свои профессиональные обязанности». Два блока такой модели – это человек и его деятельность, где специалист представлен на двух основных уровнях. К первому отнесены социальные установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, убеждения, мировоззрение. Ко второму – специфические личностные качества, необходимые для выполнения обязанностей конкретного вида профессиональной деятельности.

В Государственных  образовательных стандартах среднего профессионального образования отмечается, что профессиональная деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях семьи. К основным видам деятельности домашнего педагога отнесены: воспитательно-образовательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, учебно-методическая.

Специалист, ориентированный  на работу в условиях семьи, должен соответствовать следующим общим  требованиям:

Информация о работе Проблемы домашнего воспитания детей