Проблемы диагностики нравственной воспитанности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту. В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к "другому", но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка.

Содержание

Введение
1.Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
2.Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
3.Характеристика методов диагностики воспитанности дошкольников
4.Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р1.docx

— 49.60 Кб (Скачать)

В отношениях со сверстниками также происходит дальнейшее совершенствование. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам. Притом у них стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь.

Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности. Детей учат не быть назойливыми, не вмешиваться в разговор Взрослых, не перебивать их, уметь оказывать  услугу старшим. На новую ступень  поднимаются требования к ребятам и в культуре общения с взрослыми и сверстниками они должны знать, как отвечать на вопросы, уметь своевременно вступать в разговор, проявляя при этом вежливость, сдержанность.

К переходу в старшую группу у дошкольников должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены, умение быть опрятными  и аккуратными, самостоятельно следить  за чистотой тела, приводить в порядок  прическу, костюм. Все это помогает ребенку чувствовать себя подтянутым, помнить о том, что отправляясь на прогулку или собираясь на занятие или за стол для приема пищи, необходимо проверить свой внешний вид. Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости, приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого), называют заведующего, воспитателей, няню и всех сотрудников и знакомых по имени и отчеству. У детей закрепляют умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего, заняв его игрушкой.

Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают: ребят приучают справедливо разрешать  споры и разногласия; дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила поведения; самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно подводят их к  умению выполнять правила поведения  в отсутствие взрослых.

Детей учат самостоятельно поддерживать порядок  в групповой комнате и на участке. Оставленные не на месте или в  беспорядке вещи, игрушки расцениваются  как явление чрезвычайное. Большое  значение придается выработке бережного отношения не только к личным вещам, но и ко всему общественному имуществу детского сада.

У детей  формируют культуру деятельности на занятиях и вне их. Их учат объединяться для совместных игр, труда, согласовывать свои действия и замыслы друг с другом, считаться с мнением большинства. У детей воспитывают умение делиться игрушками и материалами, по необходимости ждать и уступать, уважать труд другого, справедливо разрешать споры. Ребенок должен уметь подготовить все необходимое для игры или занятия, не нарушая общего порядка в группе. В процессе деятельности уметь элементарно планировать ее ход. Детей учат завершать деятельность.

Значительное  место отводится воспитанию у детей культуры речи, способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.

Детям прививают  навыки общественного поведения: первыми  здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить  за оказанную услугу, помощь или  заботу, уметь проявить внимание и  предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять  оброненную вещь, придержать дверь  и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.

Немалое значение придается культуре общения детей  как - способу выражения нравственных чувств коллективности, товарищества.

Вышеприведенная программа воспитания у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляется непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными программой. В этом случае поведение ребенка становится выражением его воспитанности. [8, стр. 9]

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели возрастные особенности дошкольников, выявили  показатели воспитанности детей  и раскрыли суть воспитательного  процесса в детском саду. Таким  образом, мы видим, что дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы нравственности. 

4. Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста

Очень популярными  являются диагностики детей, предусматривающие  проведение аналитических стандартизованных  наблюдений за ребенком и последующее  сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениями воспитателя.

Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление  общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится  в стадии становления, и иногда это  ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи  отдают предпочтение невербальным методикам.

При проведении и оценке результатов диагностики  развития дошкольника следует учитывать  особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет, поскольку ребенок не примет их.

Эти особенности  следует учитывать как при  проведении тестов, так и при интерпретации  получаемых результатов.

Следует учитывать  и время, которое потребуется  для проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком (Й. Шванцара, 1978).

При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором  превращается в специальную задачу, от успешного решения которой  будет зависеть надежность получаемых данных. Как правило, опытный психолог для налаживания такого контакта проводит обследование в знакомой ребенку обстановке в присутствии матери или какого-то близкого родственника, воспитателя и т. д. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком можно начать с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания.

Особое значение имеет осуществление постоянного  наблюдения за поведением ребенка во время обследования его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребенка.

Все диагностические  методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально  или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим  опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются  устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий  могут использоваться карандаш и  бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю , что ненавижу»

Содержание  опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что  ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в  лес? Что тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический  апперцептивный тест

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны  и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

Представленная  иллюстрация вариантов ТАТ своим  назначением имеет выявление  этических отношений к другому  человеку. [14, 41]

Тест «Фантастический  выбор»

Метод фантастического  выбора - один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению  ребенка, и на фоне воображаемой волшебной  ситуации актуализируются и вербально  оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знать , предложить свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего, заняв его игрушкой.

Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают: ребят приучают справедливо разрешать  споры и разногласия; дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила поведения; самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно подводят их к  умению выполнять правила поведения  в отсутствие взрослых.

Детей учат самостоятельно поддерживать порядок  в групповой комнате и на участке. Оставленные не на месте или в  беспорядке вещи, игрушки расцениваются как явление чрезвычайное. Большое значение придается выработке бережного отношения не только к личным вещам, но и ко всему общественному имуществу детского сада.

У детей  формируют культуру деятельности на занятиях и вне них. Их учат объединяться для совместных игр, труда, согласовывать свои действия и замыслы друг с другом, считаться с мнением большинства. У детей воспитывают умение делиться игрушками и материалами, по необходимости ждать и уступать, уважать труд другого, справедливо разрешать споры. Ребенок должен уметь подготовить все необходимое для игры или занятия, не нарушая общего порядка в группе. В процессе деятельности уметь элементарно планировать ее ход. Детей учат завершать деятельность.

Значительное  место отводится воспитанию у детей культуры речи способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.

Детям прививают  навыки общественного поведения: первыми  здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить  за оказанную услугу, помощь или  заботу, уметь проявить внимание и  предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять  оброненную вещь, придержать дверь  и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.

Немалое значение придается культуре общения детей  как - способу выражения нравственных чувств коллективности, товарищества.

Выше приведенная программа воспитания у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляется непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными программой. В этом случае поведение ребенка становится выражением его воспитанности. [8, стр. 9]

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели возрастные особенности дошкольников, выявили  показатели воспитанности детей  и раскрыли суть воспитательного  процесса в детском саду. Таким  образом, мы видим, что дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы нравственности. 
 
 
 
 

Заключение

При написании  курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили  критерии воспитанности детей дошкольного  возраста, выделили основные методы диагностики  воспитанности дошкольников и дали им теоретическое обоснование, применили  на практике одну из методик диагностики  воспитанности детей дошкольного  возраста.

Обобщая изученный  материал, можно сделать следующие  выводы. Диагностика уровня воспитанности  детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог  должен опираться на следующие показатели воспитанности:

показателем воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на  других людей», «на себя»; а также  выделение положительной направленности - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение;

Информация о работе Проблемы диагностики нравственной воспитанности детей