Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования: изучения теоретических и практических аспектов проблемного обучения.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить сравнительный анализ традиционного и проблемного обучения;
• Рассмотреть способы и правила создания проблемных ситуаций, процесс решения, факторы, препятствующие решению проблемных задач;
• Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения
1.1 Сущность проблемного обучения………………………………………...….6
1.2 Методы проблемного обучения…………………………………………….10
1.3 Сравнительный анализ проблемного обучения и традиционного………..17
Глава 2 Практические аспекты проблемного обучения
2.1 Способы создания проблемных ситуаций…………………………………19
2.2 Правила создания проблемных ситуаций……………………………...…..21
2.3 Процесс решения учебной проблемы…………………………………..…..24
2.4 Факторы, препятствующие успешному решению проблемы…………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30
Проблемными являются те вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится не в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации.
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую (учащимися)
проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых
необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный
целенаправленный мыслительный процесс.
При каких условиях вопрос считается проблемным (для данного ученика)?
Он должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и
представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации; содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Чаще всего познавательные проблемы выдвигаются при помощи постановки задач, наиболее типичных для данного учебного предмета.
Задачи широко используются и при информационном обучении только
дидактические цели использования задач различны.
При информационном (репродуктивном) подходе задачи применяются для иллюстрации теоретических положений, высказанных учителем, а также для закрепления их и применения на практике. При проблемном же обучении эти задачи в первую очередь применяются для того, чтобы подвести учащихся к новой теме и активизировать процесс познания. При проблемном подходе эти задачи обычно предшествуют сообщению теоретических положений, при информационном – следует за ними. Таким образом, задачи при проблемном обучении носят познавательный характер, а не только тренировочный.
Познавательные задачи, применяемые для активизации умственной
деятельности учащихся, должны иметь свойство обобщенности. Это свойство обусловлено наличием в задаче определенного уровня сложности, которая определяется:
а) проблемным содержанием задачи;
б) методическим способом постановки задачи перед учащимися (например, способом ее речевой формулировки);
в) личностным, субъективным отношением ученика к поставленной учителем задаче. Иначе говоря, если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.
Таким образом, проблемный вопрос, проблемная задача – различные формы выражения учебной проблемы и основные дидактические понятия, применение которых приводит к возникновению проблемной ситуации и поисковой деятельности учащихся. Поэтому организация проблемного обучения невозможна без систематизации вопросов и познавательных задач на материале каждого учебного предмета. Такая работа уже производится.
Отличительная черта теории проблемного обучения состоит в ее глубокой
психологической обоснованности. Эта теория сознательно ставит своей целью использование собственно психологических закономерностей мышления для управления усвоением знаний.
Подлинной психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном.
Человеческое бытие есть непрерывное взаимодействие субъекта с
объектом, осуществляющиеся в форме целесообразной предметно-преобразующее деятельности субъекта. Объекты деятельности не даны человеку в завершено и готовом виде. Они всегда содержат в себе определенные внутренние противоречия, проблемы, задачи которые объект должен разрешить в процессе их практического и мысленного преобразования. Предметный мир, таким образом, открывается человеку как исполненный проблемностью. Это и вызывает
необходимость в мышлении.
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс…». Там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле слова.
Подчеркнем, что речь идет не о выдумывании и нагромождении
искусственных проблем, а об обнаружении и постановке реальных проблем.
«…Первый признак мыслящего человека это умение видеть проблемы там, где они есть». При этом процесс выполнения, проблемы в объекте познания представляет собой вполне «завершенный» творческий мыслительный акт, так как он связан с предварительной ориентировкой, анализом и преобразованием ситуации.
Недаром о творческом потенциале ученого нередко судят не по тем идеям,
которые он выдвинул, а по характеру проблем, которые он поставил и тем
самым очертил контуры будущего науки, задал ее перспективную
направленность.
В проблеме, по словам С.Л.Рубинштейна, имеется неизвестные, как бы
незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют. Необходимость поиска этих знаний и способов выражается в познавательной потребности субъекта. Без осознания и переживания такой необходимости процесс мышления невозможен. Будучи же осознанной в таком качестве, познавательная потребность побуждает мыслительную активность человека.
Заключение.
Рассматривая проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующим нас вопросам. В нашей работе мы опирались на труды Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова и других авторов.
Ознакомившись с работами Махмутова, Матюшкона… можно сделать вывод, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Список используемой литературы:
1.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
3. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика 1972.
5.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
7. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
8. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.
9. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
10. В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
11. П.Я.Гальперин ,Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;