Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Работа содержит 1 файл

Проблемный метод.docx

— 25.08 Кб (Скачать)

Важно обеспечить не только подготовку учащихся, выступающих  с докладами, но и всех других участников семинара. Всем учащимся, участвующим  в семинаре, должны быть заранее  известны темы, вынесенные на семинар, они должны проработать содержание лекционного и дополнительного  материала, связанного с темами семинарского занятия, быть готовыми к обсуждению намеченных тем. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Лекционно-семинарская форма обучения//Среднее специальное образование, 1992, № 1. С. 10. 

В практике широко используются проблемные семинарские занятия.  

Начинают такое  семинарское занятие обычно с  обоснования избранной тематики, ее значимости и актуальности. 

После этого выявляют знания учащихся по соответствующему материалу. Это делается либо в форме  беседы (уплотненного опроса) по заранее  подготовленным вопросам, предполагающим краткие ответы, либо при помощи корректирующего контроля. Как показывает практике оба эти способа актуализации знаний достаточно оперативны, что является важным условием эффективного про ведения соответствующего этапа семинара. 

После выявления  и корректировки знаний выступаю учащиеся с подготовленными докладами  и сообщениями. В процессе выступлений  преподаватель следит за логикой  развертывания содержания материала, способом его изложения, реакцией слушателей. В тех случаях, когда содержание доклада или сообщения перестает  интересовать аудиторию либо, наоборот, когда поднятый в ходе выступления  вопрос вызывает повышенный интерес  и возникает потребность его  обсудить, целесообразно тактично остановить докладчика на некоторое время и  перевести семинар в русло  коллективного обсуждения. Такое  обсуждение содержания доклада является в педагогическом аспекте наиболее значимой частью семинара, поскольку  именно на этом этапе учащиеся вовлекаются  в процесс активной познавательной деятельности. 

Переходя к организации  обсуждения содержания докладов и сообщений, преподаватель должен прежде всего оценить, насколько правильно их содержание понятие учащимися. Участники семинара задают вопросы докладчикам, и по их ответам преподаватель делает соответствующие выводы. 

Вопросы по содержанию докладов можно разделить на две  группы: вопросы, направленные на уяснение содержания, и вопросы, связанные  с дальнейшим развитием содержания. 

Организация дискуссии  на семинаре предполагает: обеспечение  свободного высказывания и обоснования  учащимися своих ответов на поставленные в ходе семинара вопросы; 

- обеспечение понимания  соответствующих ответов другими  учащимися; 

- организацию критики  высказанных точек зрения, их  уточнение, дополнение, изменение; 

- обеспечение понимания  уточнений, дополнений, изменений; 

- организацию выработки  согласованных доказательных ответов  на поставленные вопросы. 

Дискуссия завершается  формулированием выводов, содержащих ответы на поставленные в ее ходе вопросы, и формулированием проблем, поиск  ответов на которые будет организован  на последующих семинарах или  в процессе самостоятельной работы учащихся. 

Обсуждение каждого  доклада в целом должно завершаться  кратким обобщением, фиксирующим  основные положения доклада и  результаты обсуждения. Терминов О.А. Семинарское  занятие в проблемном обучении//Среднее  специальное образование, 1989,№ 7. С. 9. 

Семинар по углублению и расширению знаний завершается  подведением итогов по содержанию темы семинарского занятия, оценкой подготовленности докладчиков и участников семинара, их активности в ходе семинара, общей  оценкой результативности семинара и постановкой целей следующих  семинарских занятий. 

Сформировать и  развить у учащихся навыки познавательной активности могут помочь семинары, предусматривающие приобретение умений ставить цели и задачи, планировать, анализировать, контролировать и оценивать  собственную деятельность. Формирование этих умений, как правило, проводится на материале деятельности, составляющей содержание учебной работы: конспектирование лекций, научной и учебно-методической литературы. 

В процессе выполнения задания в соответствии с составленным планом они контролируют и оценивают  по предложенным критериям каждое действие. При возникновении у обучаемых затруднений задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь им выявить причины затруднений и найти способы их преодоления. 

После выполнения задания  преподаватель организует коллективное обсуждение полученных результатов  на примере нескольких выполненных  работ. При обсуждении используются критерии оценки, предложенные в начале семинара. Каждый учащийся должен применить  эти критерии для оценки своей  работы, выявления ее сильных и  слабых сторон. 

Семинарское занятие  завершается подведением итогов. Преподаватель оценивает результаты работы, проведенной учащимися, выделяет действия, выполненные успешно, а  также действия, при выполнении которых  были допущены ошибки, намечает задачи по дальнейшему совершенствованию  способов работы на последующих занятиях. Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1992,№7.С.24. 

Содержание темы семинарского занятия должно опираться  на знания, ранее усвоенные учащимися  на уроках, лекциях или в процессе самостоятельной работы, и вместе с тем выступать по отношению  к усвоенным знаниям как новое  дополнительное содержание. 

Тема семинарского занятия представляется учащимся в  форме проблемы, не имеющей очевидного скорого решения. 

В процессе подготовки семинарского занятия, направленного  на развитие мыслительных способностей, преподаватель тщательно разрабатывает  сценарий, включающий; 

- описание способов  актуализации у учащихся знаний, необходимых для участия в решении проблемы; 

- введение в проблему  на основе актуализированных  у обучаемых знаний и формулировку  проблемы; 

- формулировку заключительного  вывода -- итога правильного решения проблемы; 

- формулировку подпроблем, решение которых обеспечивает решение проблемы в целом; 

- формулировку промежуточных  выводов, содержащих ответы на  подпроблемы; 

- формулировку проблемных  вопросов, правильные ответы на  которые обеспечивают решение  подпроблем. Терминов О.А. Семинарское занятие в проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1989,№ 7. С. 10. 

В начале семинарского занятия преподаватель, используя  подготовленные вопросы или задания, организует актуализацию у обучаемых  знаний, необходимых им для активного  участия в семинаре. Актуализация знаний проводится теми же способами, что и на семинаре по углублению и расширению знаний. После этого, опираясь на актуализированные знания, преподаватель вводит учащихся в  проблему, которая будет решаться на занятии, и формулирует ее. 

Для того чтобы с  самого начала обеспечить усвоение поставленной проблемы учащимся, следует после  постановки проблемы организовать попытки  ее решения. Организуя эти попытки, преподаватель анализирует и  совместно с учащимися обсуждает  предлагаемые решения, выявляет возникающие  у них затруднения. В результате первых попыток решить проблему учащиеся должны осознать, что ее решение  «с ходу» невозможно. Этот момент-- проблемная ситуация -- выступает для них внутренним психологическим обоснованием необходимости дальнейшего развернутого поиска способов решения проблем. 

При подготовке к  проведению семинарского занятия этого  типа преподаватель изучает принципы, специфику и методику выполнения той работы, на материале которой  будут обучаться учащиеся, выявляет критерии успешности как работы в  целом, так и отдельных действий, приводящих к требуемому результату. 

Формирование умений самоорганизации деятельности предполагает выполнение учащимися цикла последовательных блоков действий, к которым относятся: 

выполнение определенного  вида учебной работы (конспектирование, реферирование и др.) на заданном учебном материале;

оценка результата выполненной работы путем сопоставления  с образцом и критериями успешности результата деятельности; 

ознакомление с  методикой эффективного выполнения работы данного вида; 

анализ и оценка использования способов выполнения работы путем выявления их соответствия методике; 

составление плана  выполнения работы на новом материале; 

выполнение работы по намеченному плану, выявление  возникающих затруднений, анализ их причин и поиск способов преодоления; 

анализ и оценка результата выполненной работы по критериям  успешности деятельности; 

постановка задач  по дальнейшему совершенствованию  способов собственной работы. 

При подготовке к  семинару этого вида учащиеся по заданию  преподавателя самостоятельно выполняют  определенный вид учебной работы (например, конспектирование) на конкретном материале небольшого объема и представляют ее результат на семинаре. Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1992,№7.С.27. 

Начиная семинар, преподаватель  знакомит учащихся с целью и задачами занятия. После этого он предъявляет  учащимся заранее подготовленный образец  выполнения задания и организует его сопоставление с результатами, полученными учащимися. Сопоставляя  образец с результатами своей  работы, учащиеся получают возможность  наглядно убедиться в их различии, что ведет к осознанию необходимости  совершенствования своих умений. Чтобы придать оценке результата выполненной работы конкретность, учащихся подводят к осознанию тех критериев, которым отвечает представленный образец. Учащиеся убеждаются в том, что результат  выполнения предложенной им работы определяется его соответствием системе определенных критериев. 

После оценки результата проведенной работы учащимися преподаватель  знакомит их с методикой эффективного выполнения соответствующей работы (или частью методики, если в целом  она сложна). Методика представляет собой понятное для обучаемых  описание последовательности действий, каждое из которых должно быть обосновано с точки зрения его необходимости  для получения требуемого результата. По каждому действию, входящему в  состав методики, задается критерий, позволяющий  оценить качество выполнения действия. 

На основе полученных учащимися знаний о методике выполнения работы они по заданию преподавателя  должны провести анализ последовательности и состава ранее выполненных ими действий и выявить их соответствие действиям, предусмотренным методикой. В результате каждый выделяет действия, которые необходимо освоить, чтобы повысить качество своей деятельности. 

Далее учащимся дается задание на выполнение того же вида учебной работы, что и в самом  начале, но на другом предметном содержании. Например, если вначале они выполняли  конспектирование определенной части  учебного пособия, то для повторного выполнения дается задание составить  конспект другой части того же пособия. До начала выполнения этого задания  учащиеся составляют план работы, конкретизировав  в нем (с учетом необходимости  устранения ранее допущенных ими  ошибок) действия, предусмотренные  методикой. Там же, С. 30.

Информация о работе Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся