Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Работа содержит 1 файл

Проблемный метод.docx

— 25.08 Кб (Скачать)

Глава 2. Проблемное обучение как средство повышения  познавательной активности учащихся 

2.1. Сущность проблемного  обучения 
 

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального  затруднения, вызванное, с одной  стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это  сделать при помощи наличного  запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность  в приобретении новых знаний или  поиске новых способов действий. 

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной  познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь  между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: «Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить». Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез. Досов Н.М. Проблемное обучение на практике//Среднее специальное образование, 1990, № 9. С. 53. 

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое  значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как  бы вернуться назад и еще раз  посмотреть, нет ли других более  четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все  это позволяет не только проверить  правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный  опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого. 

Обучение с помощью  продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно  отметить следующие достоинства  проблемного обучения: 

1. проблемное обучение  учит мыслить логично, научно, творчески;  

2. проблемное обучение  учит самостоятельному творческому  поиску нужных знаний;  

3. проблемное обучение  учит преодолевать встречающиеся  затруднения;  

4. проблемное обучение  делает учебный материал более  доказательным;  

5. проблемное обучение  делает усвоение учебного материала  более основательным и прочным;  

6. проблемное обучение  способствует превращению знаний  в убеждения;  

7. проблемное обучение  вызывает положительное эмоциональное  отношение к учению;  

8. проблемное обучение  формирует и развивает познавательные  интересы;  

9. проблемное обучение  формирует творческую личность. Харламов И. Ф. Педагогика М.,2000, С .183.  

2.2. Проблемная лекция  и способы организации решения  проблемы 
 

Среди форм организации  учебного процесса лекции требует более  серьезного внимания в разработке способов, приемов активизации познавательной деятельности студентов. В других формах, например, на семинарских лабораторных занятиях, в выполнении курсовых, дипломных  работ и других, активизация студентов  достигается легче. 

В некоторых случаях  лекцию называют пассивным методом, и она подвергается резкой критике. Действительно, монологическая лекция, когда преподаватель без элементов  беседы, постановки вопросов, проблем  читает лекцию, излагает содержание научных  положений -- это меньше всего увлекает молодежь. Исследованиями и опытом доказано, что основной путь улучшения лекции -- преодоление ее сугубо монологического характера. Активизация познавательной деятельности студентов на лекции протекает особенно успешно, если преподаватель при чтении лекции не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, порой как бы полемизирует сам с собой, знакомит студентов с различными противоположными точками зрения, вовлекает студентов в свои рассуждения. Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981. С.121. 

Лекция весьма успешно  видоизменяется на основе применения положений проблемного обучения. Нами определены несколько типов  проблемных лекций:  

а) лекция, на которой  основной материал излагается проблемно. Данный тип можно назвать лекциями проблемного изложения;  

б) лекции, на которых  основной материал изучается путем  самостоятельного (частично или полностью) решения проблем самими студентами, условно назовем лекциями проблемного  усвоения;  

в) лекции, на которых  сочетается проблемное изложение с  проблемным усвоением, назовем комбинированными проблемными лекциями 

В чем особенность  и структура каждого типа лекций?  

Лекция проблемного  изложения отличается от обычной  лекции, прежде всего отсутствием  монологического характера, информационного  сообщения готовых выводов науки. 

Проблемное изложение  заключается в том, что преподаватель, объясняя материал, выдвигает проблемы, направляет внимание студентов на их сущность и, вскрывая внутренние противоречия, сталкивая мнения различных ученых, выдвигает гипотезу, рассуждая вслух, решает проблему, ставит вопросы перед  слушателями, доказывает правильность высказанных положений с помощью  эксперимента (если это возможно), показывает пути решения данной проблемы в науке, высказывает направления решения  ее в перспективе. 

Второй тип -- лекция проблемного усвоения, т. е. занятие, на котором основные положения материала темы усваиваются путем решение проблем выдвинутых преподавателем и самими студентами. Деятельность преподавателя на проблемной лекции характеризуется не только постановкой проблем, но и организацией их самостоятельного решения студентами. Проблемы не решаются преподавателем. Он излагает материал, направленный на актуализацию ранее усвоенных знаний, необходимых на сегодняшней лекции, приводит вспомогательные сведения и выдвигает перед студентами проблемы в виде вопросов, задач, заданий, которые организуют высокую мыслительную деятельность обучающихся. Деятельность студентов характеризуется высокой активностью поиска. Структура данной лекции сходна со структурой лекции с проблемным изложением лишь с той разницей, что проблемы здесь решаются не преподавателем, а студентами. Досов Н.М. Лекция в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование,1992,№ 4. С. 30. 

Следует отметить, что  на таких лекциях проблемные вопросы  сочетаются с вопросами информационными, направляющими, требующими доказательств. Хотя данный тип лекции является наиболее эффективным для развития познавательной активности студентов, он требует высокого мастерства преподавателя, умения создавать  проблемные ситуации (ставить проблемные задачи, вопросы, задания), направлять деятельность студентов на их решение. Кроме того, организация и проведение проблемных лекций во всех случаях  и по всем темам невозможны. Отметим также, что одним из условий успешности этого типа лекций является подготовленность студентов до занятия, т. е. чтение рекомендованной литературы (как минимум чтение соответствующих страниц учебника). 

Проблемные лекции этого типа целесообразно проводить  в небольших потоках, когда лекция читается для одной--двух (не более) групп (25--50 человек). 

Третий тип -- комбинированная проблемная лекция, на которой проблемное изложение сочетается с проблемным усвоением. Для таких лекций характерно наличие признаков первого и второго типов проблемных лекций. С учетом особенностей конкретных научных положений, подготовленности студентов, их уровня знаний, прежнего опыта одни проблемы решаются преподавателем, а другие -- совместно, третьи -- студентами самостоятельно. На этих занятиях преподаватель имеет возможность еще больше разнообразить варианты построения структурных элементов лекции. Изучение материала может начинаться и с совместного решения одной проблемы, затем преподаватель, выдвинув сложную проблему, сам же ее решает, а решение следующей проблемы может быть предложено самим студентам. На следующей лекции, наоборот, занятие может начинаться с решения первой проблемы студентами и т. д. 

В учебном процессе проблемы бывают не только учебные (познавательные), являющиеся нерешенной задачей только для студента, но и научные. Эти  два вида проблем в учебном  процессе выступают взаимосвязано. Как правило, обсуждая и решая  учебные проблемы, преподаватель  подводит обучающихся к научным  проблемам и часто при их помощи направляет, организует научный поиск  студентов. Там же, С. 32. 

Целесообразным является оставление некоторых проблем для  решения во внеаудиторное время. Весьма эффективными для этой цели являются проблемы, специально выдвинутые в конце лекции и с решения  которых удобно начинать следующую  лекцию. В этом случае легко устанавливается  связь между двумя лекциями и  удачно организуется работа студентов  над материалом предыдущей лекции и  подготовка следующей. Такая организация  решения проблем возбуждает у студентов внутреннюю потребность искать в книгах, научных статьях, учебниках ответ на возникшие проблемы. Одна следует учесть, что такие проблемы недостаточно ли назвать, «навязывать», как даются задания на самостоятельное чтение, а важно организовать восприятия осознание проблемы студентами. В этих целях рекомендуемая для внеаудиторного решения проблема выводится как бы из содержания изученной на лекции темы и является органическим ее продолжением. Таким образом, преподаватель возбуждает интерес и потребность у студентов к данной проблеме, приводит необходимые сведения, если удобно, «сталкивает» мнения учёных, рекомендует литературу и другие источники, которые могут привести студентов к правильному разрешению спорного вопроса. 

2.2. Семинарское занятие  в проблемном обучении 
 

Семинарские занятия  рассматриваются как средство повышения  познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно  рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны  еще и тем, что каждый может  высказать свое мнение, если потребуется, отстоять его. Учащиеся, готовясь к  семинару, учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. Семинар  способствует развитию мыслительной деятельности, повышению самостоятельности и  ответственности. На нем удается  рассмотреть значительный объем  учебного материала. 

Семинары проводятся как для обобщения, углубления знаний по уже рассмотренным вопросам, так  и для изучения новых тем. Жиревич М.Л. Применяем лекционно-семинарскую систему обучения//Среднее специальное образование, 1989,№ 6. С. 32. 

Подготовка учащихся к выступлению на семинаре организуется поэтапно. На первом этапе преподаватель  обеспечивает выбор учащимися тем  для выступления. При этом важно  с самого начала не допускать формального  отношения обучаемых к выбору темы и предстоящему докладу или сообщению. Необходимо подвести их к осмыслению значимости и актуальности тем, выносимых для обсуждения на семинаре, осознанию влияния их углубленного изучения на успешность последующего усвоения учебной дисциплины, более полную ориентировку в современных социальных, научных и технических проблемах будущей профессиональной деятельности. Для организованной и экономной по времени подготовки учащихся следует достаточно конкретно порекомендовать литературу по каждой теме, в ряде случаев вплоть до указания параграфов и страниц. На первом этапе подготовки учащемуся также дается задание на составление достаточно подробного плана реферата по теме предстоящего доклада или сообщения. 

На втором этапе  подготовки учащегося к выступлению  преподаватель обсуждает с ним  и при необходимости корректирует подготовленный план реферата. Это  дает возможность оперативно осуществить изменения, уточнения, дополнения исходного замысла и в результате повысить качество предстоящего выступления. 

На третьем этапе  подготовки преподаватель знакомится с содержанием реферата, подготовленного  учащимся. При необходимости ставит вопросы, ответами на которые учащийся должен дополнить реферат, а также  вопросы, на которые ему следует  ответить в ходе выступления. Кроме  этого, с учащимся обсуждается структура  и стиль выступления на семинаре. 

Информация о работе Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся