Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:52, доклад
Для начала хотелось бы пояснить, почему я решила взяться именно за эту тему. На самом деле все очень просто – я столкнулась с данной проблемой в своей педагогической практике. Я работала во второй младшей группе, и у нас был день перевода, то есть мы отдали «своих» детей в среднюю группу, а к нам пришли малыши из первой младшей. Соответственно, я еще не была знакома ни с детьми, ни с родителями. Ситуация сложилась такая – обед, дети сидят за столами, и один мальчик выпил свой компот и с наглым выражением лица тянется за бокалом соседа. Я прерываю это действие спокойным объяснением, что так нельзя, что он свой компот уже выпил, а это компот соседа, а если ему мало, надо просто попросить у нас добавки, и если компот остался, то мы ему нальем еще.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Социально-педагогический факультет
Кафедра теории и методики дошкольной и
психолого-педагогической подготовки
Педагогическое эссе
на тему:
Проблема вседозволенности
Выполнила: студентка гр. ДОиВ-12(2)
Цыплакова Е.Н.
Караганды 2012
Для начала хотелось бы пояснить, почему я решила взяться именно за эту тему. На самом деле все очень просто – я столкнулась с данной проблемой в своей педагогической практике. Я работала во второй младшей группе, и у нас был день перевода, то есть мы отдали «своих» детей в среднюю группу, а к нам пришли малыши из первой младшей. Соответственно, я еще не была знакома ни с детьми, ни с родителями. Ситуация сложилась такая – обед, дети сидят за столами, и один мальчик выпил свой компот и с наглым выражением лица тянется за бокалом соседа. Я прерываю это действие спокойным объяснением, что так нельзя, что он свой компот уже выпил, а это компот соседа, а если ему мало, надо просто попросить у нас добавки, и если компот остался, то мы ему нальем еще. Мальчик вроде бы понял, принялся за еду, но через некоторое время повторил попытку завладеть соседским компотом. Я, разумеется, снова сделала ему замечание, уже более строгим тоном. Он отдернул руку, и через секунду опять потянулся за этим злополучным бокалом! В общем, после четвертого или пятого раза мое терпение лопнуло, и я посадила его на стульчик в углу (самое страшное наказание в нашей группе). Естественно, сам он туда не пошел, и мне пришлось его туда тащить… На следующий день мама мальчика предъявляет мне претензии: «Что вы себе позволяете, да кто вы такая, чтобы бить моего ребенка, даже я не позволяю себе его ударить, даже по попе» и т.д. и т.п. Уж не знаю, что он ей дома наговорил, но фантазия у этого мальчика развита очень хорошо. Потом была подобная ситуация во время занятия по вокалу – видимо, музыкант тоже строго его отчитала, а он сказал маме, что она его ударила по голове, после чего он пришел в группу и пожаловался Евгении Николаевне (то есть мне). Этого не могло быть просто потому, что вокал у нас всегда во второй половине дня, а я в тот день работала в первую смену. И когда на следующий день родительница снова мне высказала, я сначала даже дар речи потеряла. Позже выяснилось, что этому ребенку позволяют абсолютно все, он просто не знает значения слова «нельзя», наверное, до детского сада он его и не слышал даже. Это подтвердилось на родительском собрании, когда он и еще один мальчик остались со взрослыми в группе, а остальные дети гуляли на участке с няней. Как и предполагалась, мальчишки не стали сидеть на одном месте, а начали бегать и баловаться. Мама второго мальчика периодически делала ему замечания, поясняя, что их оставили в группе с расчетом на их воспитанность и т.д., а мама героя этой истории сидела и молча наблюдала за всем этим баловством. Вот именно тогда я и задалась вопросом: неужели родители не понимают, что если продолжать воспитывать ребенка в том же духе, то ничего хорошего из него не вырастет? Ведь он уже в свои три года ни во что не ставит ни сверстников, ни нас, воспитателей, ни даже их самих, родителей! Он забирает у других детей игрушки, не оглядываясь на то, кому они принадлежат, он бегает по группе, не смотря на запреты и объяснения воспитателей (мы ведь добра желаем, просто не хотим, чтобы он упал и набил себе шишку) и т.д. и т.п. Очень сложно было работать с этим ребенком, хотя у него огромный потенциал, он очень умный, сообразительный, память и воображение хорошие, без этого мальчика не обходился ни один утренник, т.к. он легко запоминал песни и стихотворения и хорошо их воспроизводил. Радовало только одно: его довольно часто оставляли дома, потому что он «не захотел идти в садик».
Когда я перестала работать с этой группой, я взглянула на проблему с другой стороны. И мне стало их жалко. Всех – и ребенка, и родителей. Во-первых, как уже говорилось, ребенок вырастет эгоистом, и он будет идти по головам к своим целям, потому что привык получать все, что пожелает. И первыми этими «головами» станут родители. Как они будут себя чувствовать, когда их собственный сын как-нибудь нехорошо с ними поступит, например, предаст или оберёт (в материальном плане)? Или сдаст в дом престарелых? Кстати, чаще всего родители именно таких детей туда попадают. Почему-то мне кажется, что им будет очень больно. Да и самому ребенку будет нелегко идти по жизни – его не будут принимать ни в каких коллективах, потому что нигде не любят тех, кто думает только о себе и о своих желаниях. И даже в детстве не будут счастливы ни родители, ни ребенок. Об этом достаточно определенно высказывался Жан-Жак Руссо: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает. Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите?
Как представить, чтобы ребенок, обуреваемый таким образом гневом и пожираемый самыми раздражающими страстями, мог быть когда-нибудь счастлив? Какое уж тут счастье! Он одновременно и деспот, и в то же время самый низкий из рабов, самая жалкая из тварей. Я видел детей, воспитанных таким образом; они желали, чтобы им плечом своротили с места дом, чтобы дали петуха, которого они видели на шпице колокольни, чтобы остановили шествие полка и дали им подольше послушать барабанный бой, и, если не спешили им повиноваться, они оглашали криками воздух, не желая никого слушать. Все тщетно хлопотали угодить им; так как вследствие легкости исполнения желания их усиливались, то они упорно настаивали на вещах невозможных и всюду находили себе только противоречия и препятствия, муку и скорбь. Вечно бранясь, вечно своевольничая, вечно злясь, они целые дни проводили в криках и жалобах. Могли ли они быть существами вполне счастливыми? Соединение слабости и господства порождает лишь безумие и бедствия. Из двух избалованных детей один бьет стол, другой заставляет бичевать море: им придется много бичевать и бить, прежде чем они будут жить довольным».
Сама проблема, на мой взгляд, заключается в том, что невозможно убедить родителей в неправильности их выбора метода воспитания. Однажды я прочитала в какой-то книге (кажется, Дарьи Донцовой) такую историю: Москва (как известно, там почти всегда дождь и грязно), вагон метро. На коленях у молодой женщины сидит мальчик лет пяти. Он изо всех сил размахивает ногами, задевая при этом ботинками пальто соседки рядом. Людей полно, пересесть возможности нет. Тогда соседка обращается к маме малыша: «Ваш мальчик пачкает мне пальто!» Мама принимает мудрый вид и отвечает: «Я его так воспитываю. До школьного возраста ребенку ничего не запрещаю. Это пагубно влияет на психику!» Парень лет 16-ти вдруг достает изо рта жвачку и лепит ее на лоб малышу со словами: «Меня тоже так воспитывали. Мне никто никогда ничего не запрещал!». Я тогда посмеялась, а теперь думаю… может, это и есть единственный действенный метод переубеждения таких родителей?