Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:27, реферат
Объектом исследования данной работы является анализ проблем соединения обучения с трудом. Предметом исследования является содержание понятия соединения обучения с трудом. Цель исследования заключается в анализе проблем трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики. Цель определила постановку следующих задач: проанализировать проблемы трудового воспитания в истории зарубежной педагогики; проанализировать проблемы трудового воспитания в истории русской педагогики..
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики 4
2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
В 1903 г. вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая (1862–1926) «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В.А. Лай, должен вводится в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.15
Начало
XX века характеризовалось быстрым
распространением школ с трудовым уклоном
не только в европейских странах,
но и в азиатских, например, в Японии.
Вместе с тем у представителей
трудовой школы не было единодушия
по многим вопросам, и, прежде всего, по
вопросу о целях трудового
воспитания [21,37]. Можно сделать общий
вывод, что трудовое обучение наблюдается
со времен появления человека. Идея
соединения обучения с трудом вызывало
к себе пристальное внимание многих
великих ученых и педагогов, которые
разрабатывали, анализировали, развивали
идею внедрения трудового обучения
в общеобразовательную школу
с начальных классов. В реформаторском
движении трудовой школы выделились
две основные группы – сторонники
понимания труда в школе, как
всякого рода активной деятельности
и так называемые мануалисты –
сторонники понимания труда как
деятельности ручной, направленной на
создание материальных ценностей.
2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 998 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский.16 О воспитании и обучении того времени сохранилось весьма мало свидетельств.
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить лишь в самых общих чертах, и только в Конспекте осмысления жизни людей того времени в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиции первобытнообщинной эпохи, где главным «учителем» является труд. Здесь происходит то же включение детей в различные виды деятельности в раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициаций. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье, роль родителей в это время значительно возросла.
Воспитание и обучение в X–XIII вв. обусловлено принятием славянами христианства. В 998 г. была открыта первая школа, «учения книжного». Вся литература того времени носила религиозно-духовный характер, и ученость сочеталась с фанатической религиозностью.17 Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций. В Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось в «русской правде». В XIV–XVI вв. государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало ведения школьного обучения. Подготовка к взрослой самостоятельной жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками.
Ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли XVIII столетия был В. Н. Татищев (1686–1750). В его педагогических воззрениях более чем у кого-либо другого, оправдалась идея практицизма и профессионализма. По его инициативе в 1721 году была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. Общее образование, по мнению В.Н. Татищев полагал, что в процессе общего образования следовало бы уделить место домоводству – обучению ведению домашнего хозяйства.18
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40–60 гг. XVIII в. неразрывно связано с именем М. В. Ломоносова (1711–1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Он был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов.19 М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, трудовую деятельность детей для более полного усвоения учебного материала.
В 40-е годы XIX в. в Германии приступили к разработке своих идей великие историки, ученые Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). В своем коммунистическом учении они рассматривали идею о единстве умственного, физического и так называемого политехнического образования и соединения обучения с трудом, они предлагали строго соблюдать предельные нормы труда детей и подростков, их распределение по возрастным группам при соответствующем усложнении содержания умственного, физического и политехнического образования.20
Разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики К. Д. Ушинского (1824–1870) развернулась в 60-е годы XIX в. В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежит идея народности. Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Одна из лучших его работ – «Труд в его психическом и воспитательном значении» – подлинный гимн труду как источнику всех радостей, ибо в нем сосредоточена животворящая духовная сила, которая побуждает человеческое достоинство. В этой работе он сделал попытку обосновать значимость труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединения обучения с производительным трудом.21
Основным видом школы в России в конце XIX – начале XX вв. была школа, различная по ведомственной принадлежности и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одно - классовые и двух классовые народные училища и городские училища, подведомственных Министерству народного просвещения. Деятельность этих школ определилась «Инструкцией» допускалась введение в учебный план обучения ремеслам для мальчиков и рукоделиям для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству. Вся педагогическая общность того времени искала ответ на вопрос о том, какой должна быть начальная школа. Значительная часть активно выступала за введение в содержание работы начальной школы предметов, позволяющих давать детям первоначальную профессиональную подготовку.
Различие
в подходах к решению наиболее
острых педагогических проблем отражали
интересы разных социальных кругов и
особенно ярко проявлялись в процессе
поиска путей создания так называемой
трудовой школы. Одним из наиболее разработанных
был проект И. А. Акопова (1844–1907). По
его мнению, такой школой могла
бы стать общеобразовательная
Первая мировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных перемен в области народного образования, переоценку в общеобразовательной подготовки молодежи. В этот период на пост министра просвещения был назначен граф П. Н. Игнатьев (1870–1945). Под его руководством в 1913 г. был предложен проект нового «Положения о гимназиях». Авторы проекта реформы сделали некоторую попытку связать обучение с производительным трудом.
В
начале XX века был проведен опыт создания
школ по образцу зарубежных, так
называемых «новых школ», в которых
учебно-воспитательный процесс строился
на принципах совместного
Одним из ярких представителей концепции свободного воспитания был С. Т. Шацкий (1878–1934). Идея детского труда проходит через всю деятельность С.Т. Шацкого.25 Вместе с А.У. Зеленко С.Т. Шацкий начинает уникальный опыт создания образовательно-воспитательного учреждения для детей беднейшего населения Марьиной рощи в Москве с использованием самодеятельности и самоуправления детей, их заинтересованности и инициативы в организации всей внутренней жизни этого учреждения, применением труда как стимула для создания детского сообщества.
Большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе принадлежит известному педагогу П. Ф. Каптереву (1849–1922). Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы. Трудовое начало в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должно способствовать развитию, прежде всего, мыслительных способностей учащихся.26 Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся необходим в школе потому, что он развивает физические силы ребенка, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолевать трудности. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться в тесной связи с содержанием теоретических работ.
Использование
«трудового принципа» и «трудовых
активных методов» стало отличительной
чертой многих опытных школ в конце
XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания,
форм и методов учебно-воспитательного
процесса в «трудовой школе» отражались
на страницах печати, рассматривались
в работе учительских съездов. Примечателен
в этом отношении съезд, созданный по инициативе
Петербургского общества грамотности
и проходивший с 22 декабря 1913 года по 3
января 1914 г., который внес значительный
вклад в поиски рациональных форм использования
труда в школе: участники съезда подвергли
резкой критике старую школу за схоластичность
обучения, отрыв от жизни, за «книжность
и словесность» и противопоставили ей
«трудовую школу», которая по их мнению
способна преодолеть многие отрицательные
стороны старой школы способствовать
демократизации всей школьной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Труд окружает ребенка с самых ранних лет, участвуя в его воспитании и развитии на продолжении всей жизни.
Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом наблюдается с давних времен и продолжает быть актуальной темой в истории педагогики, в том числе и на современных этапах.
Свое отражение идея соединения обучения с трудом нашло в педагогических трудах многих великих педагогов, мыслителей, ученых как Зарубежной истории, так и русской. Они понимали труд, как необходимый фактор, неотъемлемой частью в процессе обучения и воспитания детей. Они считали, что труд развивает многие положительные качества, способствует лучшему пониманию всех теоретических знаний, получаемых в процессе обучения.
Проблемам трудового воспитания на различных этапах истории педагогики уделялось огромное значение. Например, в Зарубежной педагогике им уделялось много внимания в трудах великих ученых прошлого Т. Морр, Т. Кампанелла, Д. Локка, Ф.М.Ш. Фурье, Д. Дьюи и др. особенно в XVIII–XIX вв. Было много попыток введения трудовой деятельности в систему школьного обучения: уроки ручного труда, ремесла и рукоделие.
В
истории русской педагогики идея
соединения обучения с производительным
трудом появилась позже, в работах
некоторых великих мыслителей, ученых,
педагогов, таких как К.Д. Ушинского,
В.Н. Татишев, П.Н. Игнатьев, С.Т. Шацкий,
П.Ф. Каптерев и др. А применение в
практике получает в конце XIX начало
ХХ в, когда появляется идея о создании
«Трудовой школы», в которой обучение
происходит во взаимосвязи с производительным
трудом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алексеев, В.П. Становление человека. – М.: 1984. – 369 с.
2) Бардак, А.И., Войнич, И.Е., Волчек, М.И. и др. Всемирная история: Начало Возрождения. – М.: 1992. – 516с.
3) Джуринский, А. Н. История педагогики и образования. Учебник. 2-е изд. – М.: Юрайт. - 2011. – 688с.
4) Дью Дж. Школа и ребенок. / Перевод с английского. – М.: 1923. – 318с.
5)
История педагогики и
6) Каптерев, П. Ф. История русской педагогии. - М: Алетейя. - 2004. – 560с.
7) Кершентейнер, Г. Избранные сочинения / Пер. с нем. – М.: 1915. – 328с.
Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики