Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:27, реферат
Объектом исследования данной работы является анализ проблем соединения обучения с трудом. Предметом исследования является содержание понятия соединения обучения с трудом. Цель исследования заключается в анализе проблем трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики. Цель определила постановку следующих задач: проанализировать проблемы трудового воспитания в истории зарубежной педагогики; проанализировать проблемы трудового воспитания в истории русской педагогики..
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики 4
2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет
профессиональной переподготовки педагогических
кадров
Кафедра
педагогики и методики дошкольного
образования
РЕФЕРАТ
Тема:
«Проблема трудового
воспитания в истории
зарубежной и русской
педагогики»
Выполнила: Береснева Н.В.
Студентка
2 курса
Проверила:
Волобуева Л.М.
Москва,2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики 4
2.
Проблема трудового воспитания в истории
русской педагогики 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
В
системе воспитания посильный труд
– составная часть единой системы
учебно-воспитательного
Проблемы соединения обучения с производительным трудом прослеживаются в истории педагогики с древних времен.
Проблеме трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики уделяли большое внимание многие выдающиеся зарубежные педагоги, философы, утописты-социалисты такие, как Томас Мор, Джон Локк, Джон Беллерс, Я. А. Коменский и многие другие. А также русские педагоги К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Татишев, С.Т. Шацкий и другие. Они придавали большое значение физическому труду, подчеркивая его роль в правильном и всестороннем формировании личности детей.
Объектом исследования данной работы является анализ проблем соединения обучения с трудом. Предметом исследования является содержание понятия соединения обучения с трудом. Цель исследования заключается в анализе проблем трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики. Цель определила постановку следующих задач: проанализировать проблемы трудового воспитания в истории зарубежной педагогики; проанализировать проблемы трудового воспитания в истории русской педагогики.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.
1.
Проблема трудового
воспитания в истории
зарубежной педагогики
Обращение
к проблеме происхождения воспитания
нужно обратить к древним пластам
культуры. Принято считать, что приблизительно
три миллиона лет тому назад из
животного мира отпочковалась ветвь
гоминидов, послужившая исходной формой
предков человека-
Палеонтологи совершенствовали способы изготовления орудий труда и охоты, вели различные виды групповой деятельности, что способствовало улучшению общих условий жизни. В результате этого детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. В совместном труде ускорялось развитие детей и подростков. Ранее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.2
Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и они не отделялись от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со старших обучающий – направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и навыков.3
Включение детей в совместной с взрослыми труд, подражательные игры в группах сверстников-все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную воспитательную среду. Происходило развитие всех качеств личности и овладение новыми знаниями через труд, что приводило к развитию человеческой личности.4
В Византийской империи высокого уровня достигли домашние формы обучения и воспитания. О воспитании заботились тем меньше, чем ниже социальный статус.5 Получить хотя бы начальное образование в Византии было не просто во все времена. Большое предпочтение византийцы отдавали трудовому воспитанию детей с ранних лет, считая труд необходимой основой для правильного развития как физических, так и умственных и нравственных качеств детей. Идея соединения обучения с производительным трудом в истории нашла свое развитие и анализ в педагогических трудах многих зарубежных выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, философов. Одним из представителей в эпоху феодализма является великий англичанин Томас Мор (1478–1535). Он был родоначальником утопического социализма, первым критиком общественного строя, основанного на частной собственности и первым предвестником нового, социального общественного устройства. Томас Мор впервые выдвинул идею гармонического сочетания умственного и физического труда. В своей книге он обрисовывал новую систему воспитания: всеобщее и обязательное обучение, равенство мужского и женского воспитания, обучение на родном языке и т.д. И уделял много внимания развитию идеи соединения обучения с производительным трудом.6
Не менее выдающимся и ярким представителем является Т. Кампанелла (1568–1639). В воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает создание единого мирового государства, что будет иметь своим следствием устранение всех конфликтов между людьми, установление мира, счастья на земле. Значительное место в книге «Город Солнца» Т. Кэмпанеллы занимает описание воспитания детей в городе Солнца. Воспитание носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государств. Он указывал, что умственное образование должно сочетаться и с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде. Т. Кампанелла продолжает в своей работе развитие идеи соединения обучения с трудом, считая, труд необходимым условием для формирования всесторонне гармонически развитой личности. Он подчеркивал необходимость привлечения детей к труду с ранних лет, считая это положительным фактором в воспитании детей.7
Продолжателями идеи раннего утопического социализма являются выдающийся английский философ-материалист и педагог Джон Локк (1632–1704) и английский экономист и социальный реформатор Джон Беллерс (1634–1725). Д. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности. Д. Беллерс настаивал на изменении общественного устройства и отстаивал мысль о зависимости благосостояния страны от степени вовлечения всех в трудовую деятельность. Он разработал проект преобразования общества путем трудового воспитания всего народа. Для этого он предлагал организовывать трудовые колледжи, в которых живут и работают дети богатых и бедных семей. Дети, подростки и юноши должны воспитываться в духе трудолюбия.8
Попытка
соединения обучения с производительным
трудом была одним из важных положений
в педагогической практике и теории
И. Г. Песталоцци. Во время работы, а
также в свободные от нее часы
учитель ведет занятия с
В
первые десятилетия XIX века в Западной
Европе происходит возрождение идей
раннего утопического социализма. Наиболее
ярким представителем этого направления
общественной мысли были французы Клод
Анри Сен-Симон (1760–1825), Франсуа Мари
Шарль Фурье (1772–1837), а также англичанин
Роберт Оуэн (1771–1859). В их сочинениях
проявилось осознание необходимости
распространения всеобщего
Ф.М.Ш. Фурье говорил о том, что даваемые школой знания, оторванные от практики, отбивали интерес и охоту к учебе у детей. Он оценивал связь воспитания с трудом, с практикой как основу материального поколения «индустриальных влечений». Ф.М.Ш. Фурье считал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия в трудовых объединениях взрослых, в виде разнообразных, непродолжительных по времени и смягчающих друг друга трудовых занятий.
Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С 10 лет дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу,- соединив обучение с производительным трудом.11
На педагогическую теорию во второй половине XIX столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника О. Канта (1798–1857), опыт и теоретическое знание есть совокупность субъективных ощущений и переживаний. Авторитет позитивистской методологии в тот период был так велик, что под ее влияние попал крупнейший американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Он рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания и считал, что накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия, способом постижения истины. Реализация идей Д. Дьюи на практике осуществлялась в 1884–1916 гг. в различных школах.12
Швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850–1933), в своей работе «Трудовая школа как социальная необходимость» наметил основные принципы построения трудовой школы. Первая такая школа была организована в 1888 году и называлась коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 20 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел и иметь представления обо всех других.13
Научное обоснование движению трудовой школы дал немецкий педагог Георг Кершентейнер (1834–1933). В 1908 г. Г. Кершентейнер в докладе на тему «Школа будущего – трудовая школа» изложил основные принципы об организации такой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная ее цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения.14
Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики