Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:27, реферат

Описание работы

Объектом исследования данной работы является анализ проблем соединения обучения с трудом. Предметом исследования является содержание понятия соединения обучения с трудом. Цель исследования заключается в анализе проблем трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики. Цель определила постановку следующих задач: проанализировать проблемы трудового воспитания в истории зарубежной педагогики; проанализировать проблемы трудового воспитания в истории русской педагогики..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики 4
2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Проблема трудового воспитания РЕФЕРАТ.docx

— 35.77 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров  
 

Кафедра педагогики и методики дошкольного  образования  
 
 
 

    РЕФЕРАТ 

Тема: «Проблема трудового  воспитания в истории  зарубежной и русской  педагогики»    
 
 
 

                Выполнила: Береснева Н.В.

                Студентка 2 курса 
                 

                Проверила: Волобуева Л.М.   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва,2012г.

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

      стр

ВВЕДЕНИЕ 3 

1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики 4

2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики 10 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      В системе воспитания посильный труд – составная часть единой системы  учебно-воспитательного процесса и  важным воспитательным средством. Главная  задача трудового воспитания – осуществление  всестороннего развития и воспитания детей, формирование у них правильного  отношения к труду. Формируя у  детей трудолюбие, необходимо учить  их ставить цель, находить пути для  ее достижения, получать результат, соответствующий  цели. Трудовое воспитание формирует  у детей такие качества личности как собранность, дисциплинированность, деловитость, ответственность за порученное дело, гордость за достигнутый результат.

      Проблемы  соединения обучения с производительным трудом прослеживаются в истории  педагогики с древних времен.

      Проблеме  трудового воспитания в истории  зарубежной и русской педагогики уделяли большое внимание многие выдающиеся зарубежные педагоги, философы, утописты-социалисты такие, как Томас  Мор, Джон Локк, Джон Беллерс, Я. А. Коменский  и многие другие. А также русские  педагоги К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Татишев, С.Т. Шацкий и другие. Они придавали большое значение физическому труду, подчеркивая его роль в правильном и всестороннем формировании личности детей.

      Объектом  исследования данной работы является анализ проблем соединения обучения с трудом. Предметом исследования является содержание понятия соединения обучения с трудом. Цель исследования заключается в анализе  проблем  трудового воспитания в истории  зарубежной и русской педагогики. Цель определила постановку следующих  задач: проанализировать проблемы трудового  воспитания в истории зарубежной педагогики; проанализировать проблемы трудового воспитания в истории  русской педагогики.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

1. Проблема трудового  воспитания в истории  зарубежной педагогики 

      Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам  культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь  гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и  самых древних людей – архантропов  и палеоантропов, из которых сформировался  в ходе истории современный человек. Жаль, но достоверных данных о характере  воспитания детей в ту доисторическую эпоху нет.1

      Палеонтологи  совершенствовали способы изготовления орудий труда и охоты, вели различные  виды групповой деятельности, что  способствовало улучшению общих  условий жизни. В результате этого  детей стали шире привлекать к  трудовой деятельности. В совместном труде ускорялось развитие детей  и подростков. Ранее включение  детей в трудовую деятельность, обусловленное  жизненными потребностями, имело и  воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми  дети не только овладевали практическими  умениями, но и усваивали нормы  общения, приобщались к традициям  поведения старших.2

      Можно предположить, что в это время  еще отсутствовали специальные  формы воспитания, и они не отделялись от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее  организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со старших обучающий  – направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению  взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями  практических умений и навыков.3

      Включение детей в совместной с взрослыми  труд, подражательные игры в группах  сверстников-все это входило в  естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную воспитательную среду. Происходило развитие всех качеств личности и овладение новыми знаниями через труд, что приводило к развитию человеческой личности.4

      В Византийской империи высокого уровня достигли домашние формы обучения и  воспитания. О воспитании заботились тем меньше, чем ниже социальный статус.5 Получить хотя бы начальное образование в Византии было не просто во все времена. Большое предпочтение византийцы отдавали трудовому воспитанию детей с ранних лет, считая труд необходимой основой для правильного развития как физических, так и умственных и нравственных качеств детей. Идея соединения обучения с производительным трудом в истории нашла свое развитие и анализ в педагогических трудах многих зарубежных выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, философов. Одним из представителей в эпоху феодализма является великий англичанин Томас Мор (1478–1535). Он был родоначальником утопического социализма, первым критиком общественного строя, основанного на частной собственности и первым предвестником нового, социального общественного устройства. Томас Мор впервые выдвинул идею гармонического сочетания умственного и физического труда. В своей книге он обрисовывал новую систему воспитания: всеобщее и обязательное обучение, равенство мужского и женского воспитания, обучение на родном языке и т.д. И уделял много внимания развитию идеи соединения обучения с производительным трудом.6

      Не  менее выдающимся и ярким представителем является Т. Кампанелла (1568–1639). В воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает создание единого мирового государства, что будет иметь своим следствием устранение всех конфликтов между людьми, установление мира, счастья на земле. Значительное место в книге «Город Солнца» Т. Кэмпанеллы занимает описание воспитания детей в городе Солнца. Воспитание носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государств. Он указывал, что умственное образование должно сочетаться и с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде. Т. Кампанелла продолжает в своей работе развитие идеи соединения обучения с трудом, считая, труд необходимым условием для формирования всесторонне гармонически развитой личности. Он подчеркивал необходимость привлечения детей к труду с ранних лет, считая это положительным фактором в воспитании детей.7

      Продолжателями  идеи раннего утопического социализма являются выдающийся английский философ-материалист  и педагог Джон Локк (1632–1704) и  английский экономист и социальный реформатор Джон Беллерс (1634–1725). Д. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности. Д. Беллерс настаивал на изменении общественного устройства и отстаивал мысль о зависимости благосостояния страны от степени вовлечения всех в трудовую деятельность. Он разработал проект преобразования общества путем трудового воспитания всего народа. Для этого он предлагал организовывать трудовые колледжи, в которых живут и работают дети богатых и бедных семей. Дети, подростки и юноши должны воспитываться в духе трудолюбия.8

      Попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений  в педагогической практике и теории И. Г. Песталоцци. Во время работы, а  также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Он подчеркивал  значение трудового воспитания для  формирования человека и придавал труду  детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать  слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Он стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии». 9

      В первые десятилетия XIX века в Западной Европе происходит возрождение идей раннего утопического социализма. Наиболее ярким представителем этого направления  общественной мысли были французы Клод Анри Сен-Симон (1760–1825), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837), а также англичанин Роберт Оуэн (1771–1859). В их сочинениях проявилось осознание необходимости  распространения всеобщего образование  и его связи с организацией общественного труда.10

      Ф.М.Ш. Фурье говорил о том, что даваемые школой знания, оторванные от практики, отбивали интерес и охоту к учебе у детей. Он оценивал связь воспитания с трудом, с практикой как основу материального поколения «индустриальных влечений». Ф.М.Ш. Фурье считал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия в трудовых объединениях взрослых, в виде разнообразных, непродолжительных по времени и смягчающих друг друга трудовых занятий.

      Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали  некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки  обучались кройке и шитью, учились  приготовлять пищу. С 10 лет дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным  трудом детей. Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу,- соединив обучение с производительным трудом.11

      На  педагогическую теорию во второй половине XIX столетия сильное влияние оказала  философия позитивизма. По определению  основоположника О. Канта (1798–1857), опыт и теоретическое знание есть совокупность субъективных ощущений и переживаний. Авторитет позитивистской методологии в тот период был так велик, что под ее влияние попал крупнейший американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Он рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания и считал, что накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия, способом постижения истины. Реализация идей Д. Дьюи на практике осуществлялась в 1884–1916 гг. в различных школах.12

      Швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850–1933), в  своей работе «Трудовая школа  как социальная необходимость» наметил  основные принципы построения трудовой школы. Первая такая школа была организована в 1888 году и называлась коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 20 разных видов производительного  труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел и иметь  представления обо всех других.13

      Научное обоснование движению трудовой школы  дал немецкий педагог Георг Кершентейнер (1834–1933). В 1908 г. Г. Кершентейнер в докладе на тему «Школа будущего – трудовая школа» изложил основные принципы об организации такой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная ее цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения.14

Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики