Проблема соотношения развития и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:00, лекция

Описание работы

Другая проблема, которая давно привлекает внимание педагогических психологов и которую на протяжении нескольких ближайших десятков прошлых лет с различной степенью успешности обсуждали специалисты из разных стран, касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 46.64 Кб (Скачать)

Как часто появляются сенситивные периоды  развития?

Небольшие сенситивные  периоды развития могут наступать  один за другим или накладываться  друг на друга. Иногда период «плато»   у ребенка может достигать и года. Обычно за год у ребенка бывает примерно 5 -15 небольших сенситивных периодов развития. Средние сенситивные периоды появляются примерно раз в 4-5 мес. – 1 год. Большие сенситивные периоды наступают раз в несколько лет.

Прохождение сенситивного периода

Развитие и  обучение ребенка должно идти вслед  за его внутренней потребностью и  возможностью к восприятию в данный момент.  Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.

 
В то же время сенситивный период отличается повышенной чувствительностью к внешним воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них, которые являются чрезмерными или нецелесообразными. То есть во время сенситивного периода ребенок очень чувствителен и к благоприятным и к неблагоприятным факторам, он очень уязвим. В зависимости от преобладания позитивной или негативной симптоматики различным будет и характер переходного периода: он может быть бурным или постепенным
.

Сенситивные периоды  могут проходить успешно, а могут  и с проблемами. У сенситивных  периодов развития есть обратная сторона: иногда кажется, что ребенок скатывается назад. Проявляются те проблемы, которые казалось бы давно ушли, возникают плохие привычки. Ребенок может капризничать, плохо себя вести, ему трудно сосредоточиться. Так проявляется напряжение, вызванное неправильно проходящим ростом во время сенситивные периоды развития. Иногда, ребенок теряет какие-то навыки из тех, к которым был давно приучен.

Кажущийся регресс  может быть вызван разными причинами. Одна из них - недостаточная развитость или даже пропуски при развитии в  предыдущем возрастном периоде или  в соседних (смежных) областях, непосредственно  влияющих на область сенситивного периода  развития.  
 
На появление проблем при прохождении сенситивных периодов играет ряд факторов. На первом месте безусловно стоит недостаток стимулов для ребенка. Большую роль в успешном прохождении играет внешние факторы, как говорят профессионалы – средовые. При недостатке необходимого материала для своего качественного скачка, ребенок может недобирать в сенситивный период, завершать его не полностью или даже, в пограничных случаях, не пройти вовсе. Всем известен примеры типа «Маугли», когда ребенок вырастал вне людского общества и не имел возможности приобрести тех стимулов, которые ему были необходимы для дальнейшего развития мозга. Еще один крайний пример – «госпитализм» у детей. В условиях бедной  и однообразной атмосферы четырех стен ребенок задерживается в развитии. Еще один пример – скачек развития у усыновленных детей. Когда взятые в семью, в домашнюю атмосферу ребенок начинает проходить отложенные сенситивные периоды.

Энергетический  фактор

Вторым важным фактором, который влияет на прохождение  сенситивного периода, является так  называемый энергетический фактор. Любая  перестройка вызывает колебания  самочувствия. Если ребенок не имеет  ко времени наступления очередного сенситивного периода развития большого энергетического ресурса, то, тратя  на изменения остатки своей энергии, он еще более истощается. Или же сенситивный период благополучно не наступает. Таким образом организм пытается сохранить остатки резервов ребенка. 

 
У ребенка сильного по своей природе, пышущего энергией, наступление сенситивные  периоды развития может вызвать, наоборот, подъем энергии. И нужно  будет подготовиться к тому, чтобы  найти, куда он сможет ее реализовать. Связан подъем с тем, что у такого ребенка хватает с запасом  сил на перестройку, и сама перестройка  при хорошей работе энергетического  фактора дает всплеск энергии.  Задача взрослых в этот момент направить избыток энергии на деятельность активную связанную с этим сенситивным периодом развития. Очень важно, чтобы в этот период ребенок не был ограничен в своей активности. Любые ограничения в этот период БЕЗ пути выплеска потенциала в действие могут привести к тому, что дополнительная энергия направится внутрь ребенка и вызовет деградацию и внутренние проблемы и разрушения (откат), которые потом ребенок будет пытаться  компенсировать.

Третим фактором является проявление противоречий  между уже сложившимися и вновь созревающими структурами и механизмами внутреннего развития ребенка.

Литература:

1.             Ж.Пиаже. Теория Пиаже. – В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. – С. 232-292  
2.             Л.С.Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2. 
3.              Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.  
4.              А.Р.Лурия. Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987
 
 
 

Конвенция о правах ребенка

    Конвенцию о правах ребенка называют Великой  хартией вольностей для детей. Она  состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права  каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и  других форм злоупотреблений.

    Конвенция, ставшая результатом десяти лет  переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и  вступила в силу 2 сентября 1990г. после  ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали  участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения  к ней. После ратификации тем  или иным государством Конвенция  приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

    Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права  ребенка с правами и обязанностями  родителей и других лиц, несущих  ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет  ребенку право на участие в  принятии решений, затрагивающих его  настоящее и будущее.

    В числе наиболее остро стоящих  проблем, рассматриваемых в Конвенции  и в ряде случаев впервые поднимаемых  в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства  по отношению к детям, живущим  в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и  иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

    Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых  вновь подчеркивалась на Всемирной  конференции по образованию для  всех, проходившей 5-9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

    Органичная  сила новой Конвенции состоит  в ее гибкости, способности сохранять  свою действенность, несмотря на широкое  разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем Ниже приводится сокращенное изложение основных положений Конвенции

    ПРЕАМБУЛА

    В Преамбуле указываются основополагающие принципы Организации Объединенных Наций и отдельные положения  соответствующих договоров и  заявлений. В ней подтверждается тот факт, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом уходе и защите, и подчеркивается ответственность семьи в деле защиты ребенка и заботе о нем. В ней также подтверждается необходимость юридической и другой защиты ребенка до и после рождения, подчеркивается значение традиционных культурных ценностей, а также роль международного сотрудничества в охране прав ребенка.

    ЧТО ТАКОВ РЕБЕНОК (Статья 1) Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия  ранее.

    ОТСУТСТВИЕ  ДИСКРИМИНАЦИИ (Статья 2) Государства-участники  уважают и обеспечивают права... за каждым ребенком без какой-либо дискриминации. Государства-участники принимают  все необходимые меры для обеспечения  защиты ребенка от всех форм дискриминации.

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА (Статья 3) Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется  наилучшему обеспечению интересов  ребенка. Государс1ва-участники обязуются  обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для  его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих  за него ответственность по закону.

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ (Статья 4 Государства-участники  принимают все необходимые... меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 5) Государства-участники уважают  ответственность, права и обязанности  родителей и... членов расширенной  семьи... должным образом управлять  и руководить ребенком... и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

    ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ (Статья 6) Каждый ребенок имеет неотъемлемое право  на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени  выживание и здоровое развитие ребенка  ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО (Статья 7) Ребенок  с момента рождения имеет право  на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

    СОХРАНЕНИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Статья 8) Государства-участники  обязуются уважать право ребенка  на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

    РАЗЛУЧЕНИЕ  С РОДИТЕЛЯМИ (Статья 9) Государства-участники  обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями... за исключением  случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют... что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка  Государства-участники уважают право  ребенка, который разлучается с  одним или обоими родителями, поддерживать... личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

    ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ (Статья 10) Государства-участники  уважают право ребенка и его  родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну... с целью воссоединения  семьи... поддерживать... личные отношения  и прямые контакты с обоими родителями.

    НЕЗАКОННОЕ  ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕ (Статья 11) Государства-участники принимают  меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

    МНЕНИЕ  РЕБЕНКА (Статья 12) Государства-участники  обеспечивают ребенку... право свободно выражать... взгляды. С этой целью  ребенку, в частности, предоставляется  возможность быть заслушанным в  ходе любого... разбирательства, затрагивающего ребенка.

    СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ (Статья 13) Ребенок  имеет право свободно выражать свое мнение... получать и передавать информацию и идеи... независимо от границ.

    СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ (Статья 14) Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии... права и обязанности родителей.. руководить ребенком в осуществлении его права.

    СВОБОДА СОБРАНИЯ (Статья 15) Государства-участники  признают право ребенка на свободу  ассоциаций и свободу мирных собраний.

    ЗАЩИТА  ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ (Статья 16) Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного  вмешательства в осуществление  его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или  тайну корреспонденции, или незаконного  посягательства на его честь и  репутацию.

    ДОСТУП  К ИНФОРМАЦИИ (Статья 17) Государства-участники... обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных... источников... С этой целью государства-участники... поощряют средства массовой информации к распространению  информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и  культурном отношениях и... поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка  от информации и материалов, наносящих  вред его благополучию.

Информация о работе Проблема соотношения развития и обучения