Проблема повышения педагогического мастерства учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:19, реферат

Описание работы

Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

Работа содержит 1 файл

Реферат - Проблема повышения мастерства учителя.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

   Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

   По  К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста. К. Юнг считал, что личностный рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности. Автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию.

   Один  из основателей гуманистического направления  в психологии А. Маслоу рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по Маслоу, это значит не оставаться в потенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достижении это особое взаимоотношение с миром и самим собой.

   Психолог-гуманист К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и «самость».

   Виктор  Франкл, создатель логотерапии и  экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развития личности выделял стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент.

   Таким образом, личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.

   С точки зрения деятельностного подхода  в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного  овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.

   Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем  больше развиваетесь как личность.

   Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.

   Профессионализм — степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал — индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

   Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

   Таким образом, саморазвитие — это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков.

   Призванием  становится интерес, помноженный на труд, — писал В. А. Сухомлинский.

   Помимо  этого важную роль в обретении  профессионализма играют и другие условия:

  • личное отношение к профессии;
  • понимание своих личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;
  • личный опыт жизни в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);
  • особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);
  • проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;
  • методологические установки и нормы профессионального мышления (возникают в сознании человека в результате рефлексивного освоения им профессиональной деятельности).

   Наряду  с этими процессами появляется субъективная позиция и новый тип освоения деятельности — отношение к ней. Тем самым формируется индивидуальная профессиональная картина мира —  новообразование в структуре  профессии и активное к ней  отношение. Все это напрямую связано с понятием самосознания, т. е. осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

   Специфика профессионального педагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с этими другими и определяет тот образ педагогической деятельности, на который ориентируется педагог.

   Профессиональное  самосознание содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:

  • сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
  • знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
  • знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
  • знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
  • представление о себе и своей работе в будущем (Е. А. Климов).

   Педагогическое  самосознание тесно связано с  рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой тех  процессов, которые происходят в  нем.

   В профессиональном становлении можно выделить две составляющие:

  • становление личностное
  • становление статусное (внешнее).

   Как правило, достижение определенного  уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной  лестнице, находит свое отражение  во внешних проявлениях. В большинстве  случаев человек, успешно осваивающий  свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.

   Еще один фактор, который можно назвать  существенным, — это длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж. Не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человек оказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.

   Существуют  и негативные факторы, осложняющие  процесс профессионального становления  педагога. Прежде всего к таким факторам относятся кризисы. Р. А. Ахмеров выделил некоторые из них.

  • Кризис нереализованности. Человек начинает думать: «Моя жизненная программа не выполнена», «Жизнь не удалась», «Не повезло». Он не видит свои достижения и успехи или недооценивает их и в своем прошлом не усматривает существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.
  • Кризис опустошенности. Возникает, когда в настоящей жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не способен на осуществление задуманного.
  • Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о будущем. Человек, обладая активностью, имея определенные достижения и ценные личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.

   В тяжелых случаях эти кризисы  могут сочетаться в разных вариантах («опустошенность + бесперспективность», «нереализованность + опустошенность»). Каждый человек переживает их по-своему. Но если педагог подготовлен к кризисам, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь в преодолении их другим людям.

Информация о работе Проблема повышения педагогического мастерства учителя