Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:19, реферат
Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
Реферат
на
тему:
«Проблема
повышения педагогического
мастерства учителя»
Выполнил:
Студент 201-Х1 гр.
Кузякин
Дмитрий
ОГПУ, 2009 г.
Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).
В
педагогической энциклопедии понятие
«педагогическое мастерство»
Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой частью привычного педагогического сознания, отработанными, привычными действиями, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля над своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.
Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя, по крайней мере, в трех сферах педагогической деятельности: в организационной, в сфере общения и взаимодействия с детьми и в воздействии на них. Поскольку каждый из этих видов педагогической деятельности имеет свою специфику, педагогическое мастерство приобретает определенное своеобразие.
Педагогическое
мастерство учителя как компонент
общеличностного развития можно
анализировать в различных
Первый аспект связан с разработкой научных основ психологии педагогической деятельности. Наука позволяет раскрыть сущность и содержание таких важных психологических категорий, как самоопределение себя как педагога, свою пригодность к педагогической деятельности, педагогическая квалификация.
Второй аспект – связан непосредственно с изучением индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств личности, необходимых человеку в педагогической деятельности и обуславливающих ее эффективность.
Третий аспект – связан с разработкой психологических основ педагогического мастерства. Здесь изучаются условия и факторы педагогического самосовершенствования, самореализации, роста квалификации, профессиональной компетенции, развития педагогических умений и навыков, формирование личностной учительской позиции. Это самый длительный процесс развития личности педагога с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в педагогической деятельности. Центральное звено этого процесса – педагогическое мастерство.
Таким образом, педагогическое мастерство – это процесс целостного развития личности как субъекта педагогической деятельности, который определяется социальным запросом, ведущей деятельностью, а также активностью самого учителя, при этом профессиональное развитие предполагает потребность стремления учителя к своему профессиональному росту.
Основные критерии педагогической успешности (педагогического мастерства) можно оценить по пяти позициям:
Менее 62% – имеет ограниченное
количество доверительных
Менее 62% – осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение
Менее 56% – зависит от мнения
и оценки окружающих; в принятии
важных решений полагается на
мнение других; поддается попыткам
общества заставить думать и
действовать определенным
Все вышеназванные составляющие педагогического мастерства – являются основными показателями здоровье сберегающих характеристик.
Рассмотрим, прежде всего, особенные черты мастерства организации детской жизни. В деятельности учителя, классного руководителя, организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы приходится постоянно сталкиваться с организационными проблемами. Для того чтобы содержание совместной деятельности воплотилось в жизнь и были достигнуты эффективные результаты, необходима четкая организация урока, классного часа, производительного труда, экскурсий, собраний, походов. Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Учитель в своем воображении заранее «проигрывает» сценарий урока. Для того чтобы педагогическая организация содержания детской деятельности была успешной, педагогу заранее необходимо иметь в своем сознании образ, своеобразную идеальную модель ее реализации. Модель вбирает в себя всю совокупность представлений и понятий о цели, содержании, форме, методах и приемах организации, о самодеятельности и самоорганизации детей, их возможных реакциях, действиях и противодействиях.
Реальный этап педагогической организации начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у них интересов, целеустремленности, ожидания завтрашней радости. Задачи-перспективы бывают деловыми и психологическими. Деловые перспективы раскрывают перед детьми социальную ценность предстоящей деятельности, значительность и общественную важность намеченных дел. Психологические перспективы вооружают школьников индивидуальными целями, определяют место каждого в общей работе. Все эти задачи формируют стремления детей, определяют направленность чувств и воли. Индивидуальная задача, которую ему доверено решить, пробуждает в ребенке самолюбие, чувство долга и чести, ответственность, радость предстоящего творчества. Цели-перспективы рождают целеустремленность, воодушевляют ребят, помогают преодолеть отрицательные эмоции и создают положительный эмоциональный настрой. Возбудить у учащихся в процессе работы, стимулирующие их деятельность, чувства — важная задача педагога-мастера.
После того как перспектива овладела коллективным и индивидуальным сознанием ребят, предстоит широкое, демократичное обсуждение проектов, планов выполнения задуманного дела. На этом этапе важно всеми средствами поддержать творчество детей, их собственные самодеятельные идеи и предложения по поводу лучшей организации работы, расстановки исполнителей. В ходе обсуждения естественно возникают горячие споры по поводу противоречивых предложений, происходит столкновение непримиримых мнений. В некоторых случаях, когда в отношениях ребят возникает острая экстремальная, тупиковая ситуация, педагог-мастер на время прерывает обсуждение и предлагает всем прекратить дискуссию. Оставшись наедине, дети и взрослые, постепенно освобождаясь от воздействия накаленных" страстей, субъективных мнений, вновь продумывают все происшедшее и более трезво оценивают свое поведение в сложившейся ситуации. В результате одни находят новый, более приемлемый для всех вариант решения вопроса; другие раскаиваются в своей запальчивости и готовы уступить в споре; третьи все видят вдруг в новом свете, а четвертые, продолжая упорствовать в своей неправоте, нередко обнаруживают неспособность к объективным суждениям и утрачивают влияние на своих товарищей.
Следующий элемент мастерства педагогической организации — умение, с учетом их мнений и пожеланий, расставить ребят по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. В целях воспитания в ребенке творческого отношения к делу, достижения наибольшей эффективности труда важно предоставлять ему возможность заниматься желанной, любимой работой. Вдохновение, сопутствующее творчеству, явление капризное и тонкое, рождающееся, прежде всего, в привлекательном, доставляющем радость труде. Однако для воспитания в ребенке упорства и воли, умения преодолевать внешние и внутренние трудности в интересах коллектива, умения вдохновляться совершением общественного блага ему необходимо поручать трудные, внешне не привлекательные, но нужные другим людям дела.
Мало только распределить поручения, нужно четко и по-деловому проинструктировать каждого ребенка. Дети часто не справляются с заданиями, как в учебе, так и в жизни, из-за незнания, что и как надо делать. Любому делу детей надо учить. Когда ребята приступили к работе, для педагога-мастера наступает один из сложнейших моментов педагогической организации. Он держит в поле зрения всех ребят и постоянно контролирует ход выполнения ими порученной работы. Для одних он повторяет инструктаж уже на практическом примере; других подбадривает и стимулирует; третьих, которые могут, но не очень хотят работать, он побуждает поощрением и осуждением.
Важным составным элементом мастерства педагога является широкое использование игры, игрового оформления разнообразных дел, начиная от урока и кончая организацией порядка в школе. Это не значит, что все нужно превращать в игру. Она вступает в свои права как способ организации деятельности детей в педагогическом процессе, когда способна исполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей, особенно при исполнении необходимых, но однообразных и утомительных занятий. Игра, используемая в сложных трудовых делах, позволяет переключить внимание и сознание детей с однообразия действий на развлекательное их оформление. Введение элементов игры в урок дает возможность учащимся отвлечься от напряжения, трудностей, неудач и вновь мобилизовать свои силы для рабочего взлета. Игра как форма деловых отношений помогает ребенку легче понять и принять отношения руководства и ответственной зависимости, долга и дисциплины. Игровой стиль отношений облегчает и упрощает взаимоотношения ребят в процессе педагогической организации их жизни. Понимание игровой условности происходящих событий позволяет школьникам осуществлять взаимодействия в предполагаемых, возможных самых сложных нравственных жизненных ситуациях. Наконец, в процессе игры легко осуществляется выражение детьми разнообразных чувств по поводу происходящих событий: радости и гнева, восторга и осуждения, негодования и сострадания. Это развивает и обогащает их эмоциональную сферу.
Педагог-мастер хорошо понимает огромное воспитательное значение его непосредственного участия вместе с детьми в общественно-трудовых делах. Расставив детей по рабочим местам, он находит себе место среди трудящихся-школьников, предупреждая собственным примером возможность нерадивого отношения к делу. Он хорошо знает, что каждое трудовое задание детям должно быть успешным. Значение успеха не только в самом практическом результате, в выполнении задания. В педагогическом отношении гораздо более ценен психологический эффект делового успеха. Создание вокруг него положительного общественного мнения вселяет в детей уверенность в своих силах, способствует закреплению умений и навыков, утверждает жизненный оптимизм.
Информация о работе Проблема повышения педагогического мастерства учителя