Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Российская педагогика конца XVIII – начала XX веков — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики.
Книга С.И. Гессена «Основы педагогики» по праву может быть названа сейчас, одной из лучших книг XX столетия по педагогике.

Содержание

1.Введение
2.Сущность педагогики, её предмет в работах Гессена С.И., Толстого Л.Н., Новикова Н.И., Ушинского К.Д., Каптерева П.Ф.
3.Заключение
4.Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Сущность педагогики, её предмет в работах Ушинского  К.Д

 

В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и  педагогики как искусства воспитания – с другой, имело место в  тех случаях, когда Ушинский раскрывал  отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов  и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл  противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики – совершенствование  воспитательной деятельности на научной  основе.

Официальной педагогике, которая  основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание  связи искусства воспитания с  действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности.

Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях».

К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на столько, насколько  позволяют сами эти факты».

Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Имеется два значения термина  «педагогика»:

широкое: педагогика - собрание наук, которые содержат факты, в которых  обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. К обширному кругу  антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология и патология  человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как  жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда Ушинский относит историю  религии, цивилизации, философских  систем, литератур, искусств и собственно воспитания в узком смысле этого  слова. «Если педагогика хочет воспитывать  человека во всех отношениях, то она  должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

узкое: собрание правил воспитательной деятельности, выведенных из всех антропологических наук. Следовательно, педагогика в этом значении целиком зависит от состояния всех указанных наук. А поскольку У. считал, что в его время сами эти науки еще только в стадии своего становления, то педагогика, естественно, находится в полном младенчестве. Будут совершенствоваться науки - будет совершенствоваться и воспитательная теория, поскольку она перестанет строить правила, ни на чем не основанные, а наоборот, каждое свое правило станет выводить из фактов, добытых наукой.

Три главные основы педагогики (в узком смысле): физиология, психология и логика.

Педагогика, по мнению К.Д. Ушинского - высшее из искусств:

«...потому что она стремится  удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой  человеческой природе: не к выражению  совершенства на полотне или в  мраморе, но к усовершенствованию самой  природы человека - его души и  тела...»;

стремится к недостижимому  идеалу совершенного человека;

«...можно  надеяться, что человечество, наконец, устанет гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо  прочнейшие удобства в самом человеке, убедившись не на словах только, а на деле, что главные источники нашего счастья и величия не в вещах  и порядках, нас окружающих, а  в нас самих».

 

 

 

Сущность педагогики, её предмет в работах Каптерева  П.Ф.

 

Продолжатель традиций Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, ученый, прекрасно знавший европейские языки, обратился к лучшему из того, что в этот период создавалось в России и на Западе В фундаментальной работе «Дидактические очерки. Теория образования» центральной является глава «Образовательный процесс – его психология». Она вся пронизана мыслью о том, что психология способствует наилучшему научному обоснованию педагогики и глубине практических выводов. Согласно Каптереву, педагогика является прикладной наукой, отвечающей на вопрос, как надо учить и воспитывать детей. Психология же является фундаментальной наукой о психике ребенка и его развитии и предстает базовой по отношению к педагогике. Базовыми для педагогики, согласно точке зрения Каптерева, является также логика, физиология, филология, социология.

Выдвижение Каптеревым на первый план идеи антропологического обоснования воспитания ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, усилило и обогатило «научное»  направление русской педагогики. Он утверждал, что педагогика без  физиологии и психологии немыслима. Чтобы стать идеальным учителем, необходимо хорошо знать антропологические  основы воспитания. Каптерев высоко оценивал Локка именно потому, что последний  «неразрывно связал ее с физиологией  и психологией», внес в науку о  воспитании «твердые научные приемы, фактичность, жизненность». Каптерева  справедливо называют первооткрывателем  в России глубинных связей между  психологией и педагогикой, создателем «перехода от психологии к педагогике».

По мнению Каптерева, Ушинский ошибался, утверждая, что педагогика не наука, а искусство, потому что  она не изучает объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Есть разного типа знания о человеке: естественнонаучные знания о том, что собой представляет человек; познание отношений с другими  людьми, знания в области искусства. Вместе с тем существует знание о  практической деятельности, направленной на решение прикладных проблем.

Педагогика, как медицина и политология, – прикладная наука. Она синтезирует знания наук о  человеке и на их основе разрабатывает  практические рекомендации для учителя. Педагогика как наука еще очень  молода, она только становится на прочную  основу позитивной науки, но от ее успехов  во многом будут зависеть благосостояние общества и государства, успешность подготовки новых поколений к  жизни.

Ориентированная на рецептуру  эмпирическая педагогика была чужда  Каптереву. Он справедливо упрекал  многочисленных авторов «обобщений личного опыта» в том, что они  действуют как знахари и шаманы. Теоретически не осмысленный, не проанализированный в контексте физиологии и психологии личный опыт, учителя не больше, чем  материал для обобщения, осмысления и анализа педагогического процесса. Отстаивая эту позицию, Каптерев внес важный вклад в развитие естественнонаучного  направления отечественной педагогики, представленного, прежде всего именами Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова, П.П. Блонского.

Как бы предвидя процессы превращения  педагогической науки в инструмент большой политики, направленной на манипулирование сознанием и  поведением личности, Каптерев отвергал возможность осуществления советской, капиталистической или империалистической педагогики. Педагогика как наука  универсальна, заявлял он, она фиксирует  закономерности и принципы воспитания вообще, а не как они проявляются  в отдельно взятой стране. «Если  нелепо говорить в точном смысле слова  о русской физике или немецкой химии, то точно так же нелепо говорить о немецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практическом осуществлении  научных педагогических начал в  условиях английской и немецкой жизни  данного времени, другими словами  об английском или немецком педагогическом искусстве, о педагогической технике».

Каптерев продолжал заложенную Ушинским традицию народности педагогики. Не в противопоставлении целей воспитания различных групп общества видел Каптерев задачу педагогики, а в поиске вектора, объединяющего усилия всех социальных слоев, направленного на прогресс и демократию.

 

 

3.Заключение

Обобщая вышеизложенное, хотелось бы выделить основные идеи трудов Гессена С.И., Ушинского К.Д.,  Толстого Л.Н., Каптерева П.Ф., Новикова Н.И.:

  • философского осмысления педагогики;
  • общественного смысла воспитания в  принципе народности;
  • «свободного воспитания»;
  • о самодеятельности и ее роли в развитии личности;
  • определение статуса педагогики, как науки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       4.Список литературы

1. Гессен С.И. Основы  педагогики. Введение в прикладную  философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

2. Каптерев П.Ф. Педагогика  - наука или искусство? // Избранные  педагогические сочинения / под  ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.

3. Каптерев П.Ф. Спенсер как педагог и его русские критики // Народная школа. 1879. № 1. С. 14

4. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. С. 147

5. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976).

6. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (Введение) // Педагогическая антропология / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-85.

8. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики / Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Осовский. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995.


Информация о работе Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков