Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:34, реферат
Российская педагогика конца XVIII – начала XX веков — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики.
Книга С.И. Гессена «Основы педагогики» по праву может быть названа сейчас, одной из лучших книг XX столетия по педагогике.
1.Введение
2.Сущность педагогики, её предмет в работах Гессена С.И., Толстого Л.Н., Новикова Н.И., Ушинского К.Д., Каптерева П.Ф.
3.Заключение
4.Список литературы
Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет
Реферат
«Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков»
Выполнила:
студентка 511 группы
Соколова П.
Содержание
1.Введение
2.Сущность педагогики, её предмет в работах Гессена С.И., Толстого Л.Н., Новикова Н.И., Ушинского К.Д., Каптерева П.Ф.
3.Заключение
4.Список литературы
1.Введение
Российская педагогика конца XVIII – начала XX веков — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики.
Книга С.И. Гессена «Основы педагогики» по праву может быть названа сейчас, одной из лучших книг XX столетия по педагогике. Подготавливавшаяся еще до революции в Петрограде и в первые послереволюционные годы в Томске, законченная и изданная автором в эмиграции (1923), она широко использовалась при организации системы образования в Русском Зарубежье в течение ряда десятилетий. В ней осмысливаются многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, дается анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновываются перспективные идеи педагогики. В современных условиях России, когда радикально пересматриваются прежние ценности и установки и идет поиск новых идей, знакомство с книгой С. И. Гессена способно помочь в размышлениях над далеко не простыми проблемами педагогики и образования.
Труд Л.Н. Толстого «Воспитание и образование» (1862), вызвавший в свое время наибольшую
полемику в
педагогическом мире, где взгляды
автора отличались от официально принятых
теоретических установок в
Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Его главное педагогическое сочинение - трактат «О воспитании и наставлении детей». Для распространения общеполезных знаний», опубликованный в 1783 г. в журнале «Прибавление к «Московским ведомостям»». Это сочинение охватывает широкий круг общепедагогических проблем. В ряде специальных статей раскрываются частные вопросы воспитания: «О эстетическом воспитании», «О сократическом способе учения», «О раннем начале ученья детей», «Фамильный разговор», «Письмо о домашних учителях» и др.
К.Д. Ушинский считается
основателем научной
П.Ф. Каптерев - видный педагог России второй половины XIX -начала XX столетия - является крупным теоретиком истории педагогики. Научно - педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается.
2.Сущность педагогики, её предмет в работах Гессена С.И., Толстого Л.Н., Новикова Н.И., Ушинского К.Д., Каптерева П.Ф.
Сущность педагогики, её предмет в работах Гессена С.И.
Педагогические идеи С. И. Гессена во многом лежат в русле нового направления в западной, да и в российской науке и называемого ныне «философией образования». Вся его книга «Основы педагогики» пронизана философским содержанием. Саму педагогику, что видно уже из подзаголовка книги («…Введение в прикладную философию»), он считал философской по своему существу. Он писал, что его «привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, и что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы».
Если педагогика так тесно связана с философией и в известном смысле может быть названа даже прикладной философией, то следовало бы ожидать, что история педагогики есть часть или отражение истории философии. То же самое можно сказать и про историю образования, только отображающую в себе развитие культуры в целом. Те задания-ценности, совокупность которых составляет культуру, далеко не всегда образуют дружное и гармоническое общежитие. Если проблема образования есть проблема культуры, то, очевидно, отрицание культуры, связанное с отрицанием истории, ведет и к отрицанию образования.
Педагогика — наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. Педагогику можно разделить на две большие группы: теоретическую и практическую. Первые исследуют бытие, как оно существует независимо от наших человеческих целей и желаний. Цель свою они видят в установлении законов сущего, которым это сущее следует часто вопреки нашим желаниям и ожиданиям. От них резко отличаются практические науки, устанавливающие правила, или нормы нашей деятельности. Это науки не о сущем, а о должном, исследующие не то, что есть, а то, как мы должны поступать. Цель их сделать нашу безотчетную деятельность — сознательной, безыскусственную работу — искусной, внести знание и искусство туда, где царят навык и рутина. Это — науки об искусстве деятельности. Поэтому практические науки мы можем назвать прикладными или нормативными, часто мы их называем также техническими. Очевидно, к этим именно наукам относится педагогика.
Если мы присмотримся ближе к наукам теоретическим, мы увидим, что основное отношение, которое они преследуют, это — отношение основания и следствия или причины и действия. Напротив, науки практические предполагают чистое знание. Чтобы установить правила должного поведения, необходимо знать законы бытия. Ведь деятельностью нашей мы преобразуем бытие. Как же можно преобразовывать его, не зная его законов? Прикладная наука живет и развивается там, где господствует чистый интерес к познанию действительности. Если, таким образом, всякая теоретическая наука может быть приложена к жизни, то с другой стороны, нет ни одной практической науки, в основе которой не лежат необходимо чисто-теоретические предпосылки.
Теоретические предпосылки педагогики
— это психология и физиология.
Ведь педагогика устанавливает правила
для искусства образования
Сущность педагогики, её предмет в работах Толстого Л.Н.
Л. Н. Толстой старался раскрыть
закономерности образовательно-
«Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления, будут ли эти впечатления книги, рассказы, требования запоминания, художественные или телесные упражнения. Весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспитатель находит это удобным».
«Воспитание не есть
предмет педагогики, но одно из
явлений, на которое
Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами...».
Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Мы знаем, что доводы наши убедят немногих. «Мы знаем, что основные убеждения наши в том, что единственный метод образования есть опыт, а единственный критерием его есть свобода, для одних прозвучит избитой пошлостью, для других – неясной отвлеченностью, для третьих – мечтой и невозможностью».
Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала "опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы".
Толстой создал оригинальную
систему дидактических
Исходя из принципа свободы в педагогике, Лев Николаевич обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений.
Сущность педагогики, её предмет в работах Новикова Н.И.
Яркие аналитические способности, знание российской действительности позволили Н. И. Новикову стать достойным продолжателем идей классиков педагогики, но никак не слепым подражателем. Его главное педагогическое сочинение - трактат «О воспитании и наставлении детей». Кроме того, мысли и рекомендации наставительного, педагогического характера рассыпаны по многим публикациям, которые не являются собственно педагогическими, но в совокупности содержат целостную систему научных взглядов, охватывая большинство основных вопросов педагогики. Прежде всего, о самой педагогике как науке. Н. И. Новиков первым из наших соотечественников применил сам термин «педагогика» для обозначения науки о воспитании.
Пожалуй, мало, кто из предшественников определил так же четко верный путь к созданию науки о воспитании, как Н. И. Новиков. Педагогика, замечал он, «особенная тонкая наука», необходимая всем занимающимся воспитанием, и поэтому каждому "должно научаться ей из благовыбранного чтения, из опыта и размышления".
Н. И. Новиков формулирует
цель воспитания по-новому – «образовать
детей счастливыми людьми и полезными
гражданами». В отличие от предшественников,
он рассматривал цель воспитания и
как конкретную педагогическую проблему,
и как педагогическую категорию.
При этом справедливо утверждал,
что для правильного
Как и большинство
Наибольший интерес в наследии Н. И. Новикова представляет разработка вопросов умственного развития, "образования разума". Здесь нашли довольно полное отражение основные прогрессивные идеи предшественников в области теории обучения. И самое ценное заключается в ориентации на повышение познавательной активности учащихся - и не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности. Автор подробно, в виде «правил», показывает, как следует реализовать этот замысел: Первое: «Не погашайте любопытство детей ваших и питомцев». С радостью нужно откликаться на вопросы воспитанников, не уклоняться от ответов и использовать такие случаи «к упражнению размышления дитяти или юноши и посредством продолжения вопросов делать их самих изобретателями неизвестного еще им». Второе: «Упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо». Необходимо давать им возможность видеть и примечать красоты природы, наблюдать различные виды труда людей. Чем полнее восприятие изучаемого посредством наших органов чувств, тем глубже наше познание, «тем более может дух упражняться в размышлении». Третье: «Притом упражняйте их всегда во внимательности. Внимательность есть мать всякого основательного познания». Следует приучать, не переходить быстро от наблюдения одного объекта к другому, а выводы делать не только на основе прочитанного в книгах, но и на основе наблюдений окружающей жизни. Развивать внимательность и наблюдательность в игре, в практической деятельности. Четвёртое: Не давать детям ложных понятий, стараться сделать их познание «основательным и верным». Пятое: «Не учите детей ничему такому, что они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при этом познаний разуметь не могут. Не размеряйте детские способности по своим». Шестое: «Научайте их на все смотреть с практической стороны».