Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Воспитание подрастающих поколений общества, как процесс их подготовки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т.п.

Содержание

Воспитание как общественное явление.
Воспитание и развитие личности.
Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко.
Воспитательный коллектив.
Основные принципы организации.
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива.
Сущность и основные задачи педагогического воздействия.
Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века.
Православная вера в педагогическом учении Ушинского.
Ушинский о воспитании.
Литература:

Работа содержит 1 файл

история педагогики и образ.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 

Ушинский о воспитании.

 

Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами – свободной инициативной деятельностью ребенка и средой.

Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает умственные и физические способности.

Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой «самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру, если она вредно действует.

Могущественнейшим органом воспитания Ушинский считал учения, учебный труд.

Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует напряжения ума, воли, всех душевных сил. Обучаясь, дитя развивается, получает «материал для будущей душевной деятельности». Но жизнь ребенка не может быть ограничена только учением, она должна быть многосторонней и содержательной. Педагогу необходимо помнить, что силы маленького школьника не велики, а требования учения при современном состоянии науки огромны. Поэтому важно призвать в помощь интерес ребенка, давать ему возможность пользоваться «плодами учения» в жизни.

Ушинский призывает родителей и педагогов воспитывать у ребенка стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе.

Волю Ушинский рассматривает как «власть души над телом», как желание в процессе его формирования, как противоположность неволе. В основе волевого процесса Ушинский видит «желание», «я желаю». Но стать «волею души, или ее решимостью» оно может только при определенных условиях. Необходимо преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться «единым желанием души в данный момент времени».

Задача чрезвычайно сложная – нравственное воспитание.

Ушинский назвал четыре «деятеля» в нравственном развитии ребенка – игру, труд, учение и школьную и семейную жизнь ребенка.

Каждый воспитатель (родители, педагоги) стремится к тому, чтобы ребенок был физически и нравственно здоров, имел полноценное развитие, был счастлив. Радость, наслаждение, счастье ребенок должен находить в деятельности. Именно переживания радости, печали, вызванные деятельностью ребенка, выступают действенным средством его воспитания, развитие нравственных качеств.

Систематические неудачи в значимой для ребенка деятельности подрывает его веру в себя, он отказывается от усилий, что приводит к появлению негативных качеств. Одним из таких Ушинский называет детскую лень.

Лень, по определению Ушинского – это бездеятельность. Ее причины различны. Так ребенок может быть не расположен к той деятельности, к которой призывает его воспитатель. Надо организовать учение так, чтобы оно было «интересным не только по своему внутреннему содержанию, но и по легкости успеха».

Рекомендовано также организовать учение, школьную и домашнюю жизнь ребенка так, чтобы он мог включиться в многосторонние отношения и многообразные виды деятельности. Ребенок обязательно обнаружить склонность к чему-либо, что его радует, приносит удовлетворение. Воспитательное и развивающее значение, утверждает Ушинский, имеет только деятельность свободная.

Упрямство – распространенное явление детской жизни. Эта проблема остается актуальной и для современной воспитательной практики. Нередко, отмечает педагог, скрытой причиной упрямства является «врожденное человеку чувство права». Ребенок «считает себя вправе поступить по своей воле» и настаивает на своем, хотя то, чего он добивается, уже стало для него безразлично. Это – своеволие, которое, будучи «истинным в основе», может развиться в неуступчивость, неуживчивость, придирчивость.

Педагогика, считал Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий живой организм развивается. Необходимо изучить причины развития человека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природы человека».

Ушинский отмечает, что функциональные особенности нервной системы индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, пишет он, имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека.

Важнейшим для первоначального обучения ребенка Ушинский считает время начала учения. Раннее обучение, как и позднее, принесет развитию ребенка непоправимый вред. Всякое органическое развитие, пишет он, – совершается в определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития. Оптимальным для начала школьного обучения Ушинский считает возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать свои мысли.

Уже в начале обучения Ушинский советует отделить обучение от игры и сделать учение серьезной обязанностью ребенка. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.

Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое.

Ушинский пишет, что «все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти».

Развитие процессов памяти Ушинский видит в единстве с развитием рассудочной деятельности.

Начиная с первого года обучения Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорит не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без разума – беда», – приводит он народную пословицу.

Говоря о развитии мышления, Ушинский, вместе с тем, подчеркивает, что «формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание». Ушинский заостряет особое внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания и потребности учиться уже в первые школьные годы. Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании.

В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю необходимо воспитывать.

Еще одно великое дело Ушинского – создание теории подготовки учителя. Во-первых, Ушинский стал идеологом педагогического образования в России. Во-вторых, он показал великую роль педагогической литературы в формировании учителя. В-третьих, Ушинский создал теорию подготовки народного учителя. В-четвертых, теория и практика женского образования, созданная Ушинским, предусматривала педагогическую подготовку девушек, достаточную для дошкольного воспитания и первоначального обучения.

Ушинский поставил проблему педагогических факультетов при университетах.

Если иметь все это в виду, то понятно, почему именно Ушинский считается основоположником педагогического образования в России.

Каким же должно быть развитие учителя, если говорить о нем более определенно?

Во-первых, в каждом учителе должно быть органически развито то качество, которое Ушинский называл народностью. Оно должно быть присуще каждому воспитателю русской школы. Следовательно, учитель не просто несет детям идеи народности, но всей своей личностью, своим характером и своей культурой олицетворяет подлинную народность.

Второе качество – глубокая христианская вера, потому что «вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен руководствоваться при воспитании детей».

В третьих, убеждение воспитателя в высоком предназначении учительской профессии, воспитательной деятельности. Это должна помнить каждая мать, воспитывающая своего ребенка. Это должен знать каждый учитель, в какой бы школе он ни работал. И педагог должен быть глубоко убежден не только в высоком предназначении своей деятельности, но истинности того предмета, который он ведет, а главное, он должен быть убежден в том, чему он хочет воспитать своих воспитанников.

В-четвертых, учитель должен быть подготовлен профессионально.

Таким образом, любой учитель, любой воспитатель должны сочетать в себе высокое личное развитие: народные черты характера в их «благороднейшей форме», глубокую православную веру, подлинную нравственность, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела и столь же высокие профессиональные знания и мастерство.

Наш современник В.А. Караковский, директор 825-й школы г. Москвы, доктор педагогических наук, народный учитель, с болью говорит о нас, нашем времени и нашенском образовании: «Под знаком борьбы с проклятым прошлым» разрушается многое из того, что разрушать нельзя. Государственная школа медленно, но неотвратимо теряет монополию на образование (не говоря уже о воспитании). Тревожит силовая ориентация на западные образцы. Эта тенденция может оказаться убийственной для образования России, ибо любая национальная политика в образовании должна быть культуросообразной».

Решать глобальную проблему Земли и человечества возможно, если живущие сегодня серьезно изучат и будут использовать творческое наследие К.Д. Ушинского, которое составляет целую эпоху не только в российском, но и в мировом образовании.

Труды Ушинского заложили фундамент развития целого ряда педагогических наук: детской физиологии, возрастной и педагогической психологии, гигиены, многочисленных методик.

Все, что сделано Ушинским в образовании и педагогике, имеет эпохальное значение не только для российского, но и для мирового образования, подобно деятельности Платона и Аристотеля, Боэция и Алкуина, Каменского, Руссо и Песталоцци.

 

Литература:

 

1.Труды А.С. Макаренко.

2.Труды К.Д. Ушинский.

 

2

 



Информация о работе Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в