Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Воспитание подрастающих поколений общества, как процесс их подготовки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т.п.

Содержание

Воспитание как общественное явление.
Воспитание и развитие личности.
Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко.
Воспитательный коллектив.
Основные принципы организации.
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива.
Сущность и основные задачи педагогического воздействия.
Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века.
Православная вера в педагогическом учении Ушинского.
Ушинский о воспитании.
Литература:

Работа содержит 1 файл

история педагогики и образ.doc

— 87.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т 4 курса, гр.07700с  з/о

Азизбекова М.

         Проверил: Лыгденова В.Б.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012г.

 

ПЛАН:

 

Воспитание как общественное явление.

Воспитание и развитие личности.

Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко.

Воспитательный коллектив.

Основные принципы организации.

Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива.

Сущность и основные задачи педагогического воздействия.

Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века.

Православная вера в педагогическом учении Ушинского.

Ушинский о воспитании.

Литература:


Воспитание как общественное явление.

 

Антон Семенович Макаренко – выдающийся представитель марксистско-ленинской педагогики. Применение в педагогике его учений позволило установить специфические особенности воспитания подрастающих поколений, как общественного явления, сам его «механизм», т.е. позволило понять, как, каким образом совершается этот процесс.

Воспитание подрастающих поколений общества, как процесс их подготовки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т.п.

Воспитание подрастающих поколений – это процесс становления детей людьми, как важнейшим элементом производительных сил общества.

Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом производства» и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо общество без него не может жить и развиваться.

 

Воспитание и развитие личности.

 

Ребенок – это человек в возможности. Он заключает в себе – в организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности – весь исторически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организмом, человеческой личностью.

Ребенок воспитывается постоянно в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. Следовательно, процесс жизни ребенка объективно и есть действительный процесс его воспитания. Какова жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями характер и содержание его жизнедеятельности – таков и процесс его воспитания, таков и результат его.

В этом смысле человек как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.

В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. в результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие детей.

Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко.

 

В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, который, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного.

«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко, – серьезно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. В этом случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении в терпеливости, в смелости.

То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого качества – и духовного, и физического».

Нельзя воспитывать грамотного человека без упражнения его в грамотном письме и т.д. А.С. Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации семьи, личной и общественной жизни родителей и в организации жизни ребенка». Антон Семенович всегда и во всем исходил из того, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эти личности ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле».

Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое. Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности.

«Я сторонник активного воспитания» – говорил Макаренко. Он исходил из представления о целостности процесса воспитания детей. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным».

 

Воспитательный коллектив.

 

Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности. «Развитие индивида, – писали Маркс и Энгельс, – обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

Ясно, что и детский коллектив есть явление объективно закономерное. Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и других детских учреждениях. Но и не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы возникают стихийно. Поэтому центральной задачей педагога является организация детского коллектива, всей его жизни. Процесс воспитания детей должен быть организован.

 

Основные принципы организации.

 

Макаренко говорил: «Мы обязаны  прививать детям самые передовые принципы, отношения, взгляды и привычки, нормы и навыки жизни».

Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинены воспитательным целям.

 

Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива.

 

В содержание воспитательного процесса Макаренко включал все основные элементы человеческой жизни, жизненный опыт человечества, обобщенный в его духовной и материальной культуре: основные научные положения о жизни и развитии природы, общества и человека, передовые принципы и нормы поведения людей – короче говоря, содержание современной жизни общества во всем разнообразии ее проявлений.

 

Сущность и основные задачи педагогического воздействия.

 

Создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность – таков, по Макаренко, основной путь нашей воспитательной работы. Педагогический опыт А.С. Макаренко показывает, что единственно возможным и правильным решением основной задачи педагогического воздействия в наших условиях является превращение скучного, нудного, серого, ничего по существу не дающего уговаривания, распекания, сюсюканья, чем нередко характеризуется и сегодня воспитательная работа в школе, в организацию творческой, трудовой, радостной, красивой и целеустремленной жизни и деятельности детей.

Эстетика воспитания – это сочетание требования и уважения к детям должно пронизывать всю жизнь воспитательного коллектива, являясь одним из руководящих принципов методики педагогического воздействия.

Таким образом, эстетика нашей жизни – это естественное следствие нашего строя, наших общественных отношений, нашей нравственности, наших гражданских обязанностей.

В педагогическом опыте А.С. Макаренко наиболее полно раскрыто применение следующих основных методов педагогического воздействия:

      Метода требования;

      Метода детской радости;

      Метода завтрашней радости, или «системы перспективных линий»;

      Метода общественного мнения;

      Методики непосредственного воздействия педагога;

      Метода наказания.

Все эти методы каждый по-своему организует, направляет жизнь детского коллектива.

Требование.

Исходным методом педагогического воздействия в опыте А.С. Макаренко является требование. А.С. Макаренко говорит, что сколько-нибудь серьезная воспитательная работа немыслима без требования к детям. Нельзя ни создать воспитательный коллектив, ни утвердить дисциплину в нем, если нет требования к детям – четкого, ясного, определенного и авторитетного. Первоочередная задача в организации требования – подготовка его. Требование должно осуществляться настойчиво и последовательно до конца.

Характерным для макаренковского метода требования во всех его формах является человеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку.

 

 

Общественное мнение коллектива.

Общественное мнение детей – один из главных методов педагогического воздействия, но далеко не всегда этот метод понимается правильно и, следовательно, правильно используется. Общественное мнение детей может стать действенным воспитательным методом только в том случае, если оно правильно организовано и воспитано, когда в школе создан здоровый воспитательный коллектив.

Одобрение служит стимулом активности, инициативы, деятельности, уважения и любви к коллективу, воспитывает чувство гражданской чести и долга по отношению к коллективу и через него – ко всему обществу.

Неодобрение и наказание исправляет ошибки детей, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола, от капризов отдельных «личностей», очищает коллектив от вредного и нездорового.

Методика непосредственного воздействия педагога.

Педагог — прежде всего организатор. Воспитательная работа, говорит А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Педагог в системе А.С. Макаренко – организующая, руководящая и действительно центральная фигура.

Отношения педагога  к ученику должны быть прямыми, искренними, без всякой натяжки и искусственности.

Исключительно большое значение в методике непосредственного воздействия имеет личный пример педагога. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь», — говорил Антон Семенович. Дети могут и должны любить педагога только за хорошее. Плохого  педагога дети, как правило, не любят и не уважают. Авторитет педагога и всех работников педагогического учреждения зависит от них самих, от их гражданских и производственных качеств, от их знания своего дела и отношения к нему.

 

 

Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века.

 

О творческом наследии Ушинского написано много книг, диссертаций, тысячи статей. Изучение его педагогического учения началось еще в дореволюционной России. Трудно сказать, как сложилось бы дальнейшее изучение педагогического наследия Ушинского, но революция 1917 г. насильственно прервала этот процесс. Война, вернувшая нашему народу подлинную историю Отечества, возвратила и имя К.Д. Ушинского.

 

Православная вера в педагогическом учении Ушинского.

 

Из всего педагогического учения Ушинского наименее изученной остается та часть его учения, которая посвящена православной вере и ее роли в воспитании русского человека. Задолго до того, как стали разрушаться храмы, культура и религия резко разошлись в России. Уже Ушинский видел и хорошо понимал ужас происходящего. Но то, что происходило во времена Ушинского и опасность чего с гениальной прозорливостью он видел, - было только прологом будущей национальной катастрофы, когда большая часть интеллигенции настолько далеко разошлись друг с другом, что даже голоса величайших людей России на рубеже XIX-XX вв. о гибельности для страны и каждого человека разрушение религии не были услышаны. И только Великая Отечественная война вернула России не только ее прошлую культуру, но и церковь. Ушинский подчеркивает, что религиозное воспитание должно происходить не только на уроках Закона Божьего, оно должно войти в жизнь ребенка с ранних лет, продолжаться в детстве и юности, проводиться церковью, семьей и школой. И неизменной оставалась, видимо, самая главная идея Ушинского – это построение образования и воспитания всех сословий русского общества на основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической, педагогической культуры русского народа. Именно это единство по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего русского поколения.

Информация о работе Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в