Проблема формирования мотивации педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 19:53, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Педагогическая профессия 6
1.1. Из истории профессии 6
1.2. Педагогическая деятельность 7
Глава 2. Личность учителя 10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности 21
3.1. Мотивы выбора 23
3.2. Развитие мотивов выбора 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Мотивация педагогической деятелности-для инdoc.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области  человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так  сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...

      В связи с этим предъявляются серьёзные  требования к личности учителя, т.к. личность учителя, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания:

  1. Учитель школы должен быть политически грамотным человеком.
  2. Каждый учитель может и должен овладеть педагогическим мастерством. Весьма важным является наличие таланта, но, как и любой, талант педагогический встречается не так уж часто, поэтому только на него рассчитывать нельзя. И поэтому надо говорить лишь о мастерстве, т.е. о воспитательном умении.

      Из  чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение? Складывается оно из:

А. Знания закономерностей воспитания и обучения;

Б. Педагогических способностей;

В. Педагогического  такта;

Г. Педагогической техники.

      Знание  закономерностей обучения и воспитания, т.е. теоретическую основу мастерства даёт изучение таких педагогических наук, как педагогика, психология, возрастная физиология, частные методики и др. А педагогические способности надо в себе развивать.

  1. Академические – это глубокое всестороннее знание своего предмета на уровне современной науки, плюс широкие познания в области смежных наук.

      С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим  учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.

  1. Дидактические – это не только много и глубоко знать самому, но и уметь сделать свои знания достоянием своих учеников, т.е. уметь доходчиво объяснять, эмоционально преподносить знания, использовать интонацию, жесты.
  2. Речевые – речь учителя должна быть литературной, грамотной, эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.
  3. Организаторские – это способность требовать и добиваться своего, руководить детским коллективом.
  4. Психо-аналистические – это умение проникнуть во внутренний мир ученика, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим образом.
  5. Личностные – это качества личности. Л.А. Коменский считал, что дело воспитания нельзя доверять человеку, неустойчивому в нравственном отношении. “Учителями должны стать лучшие из людей.”
  6. Специальные способности – (к пению, рисованию, танцам, спорту…) Дети тянутся к людям, мастерам на все руки.
  7. Педагогический такт – это показатель внутренней и внешней культуры. Это качество необходимое для учителя. Оно проявляется в серьёзном, простом, искреннем тоне обращения с детьми, в уважении их достоинства, в самообладании, умении без грубости и раздражительности добиваться желаемых результатов.
  8. Педагогическая техника – это умение словом, жестом, мимикой воздействовать на учащихся.
  9. Любовь и уважение к детям.

      Эти качества необходимы каждому, кто работает с детьми. Крупская любила детей  заботливо, Гайдар – весело, Макаренко  – требовательно, Сухомлинский –  нежно, Корчак – грустно.

  1. Творческий подход к воспитательной работе, постоянный поиск нового.
  2. Повышение квалификации.

      Только  постоянное обогащение знаниями, неослабимый  интерес к трудам классиков педагогики и последним достижениям науки приведут к успехам. “Учитель, если он честен, учится всю жизнь”, – Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока сам учится”, – М.И. Калинин.

      Повышение квалификации – одно из требований к личности учителя. Повышение квалификации, развитие педагогического мастерства идёт по двум основным направлениям, которые  тесно взаимосвязаны:

  1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

      а) организация методических объединений  в школах,

      б) курсы повышения- квалификации при  ИУУ пединститутах.

  1. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

      а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

      б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

      в) саморазвитие (совершенствование психических  процессов и способностей);

      г) изучение передового педагогического  опыта, взаимопосещение уроков.

      Очень важно поощрение труда учителя. Поощряются лучшие учителя, работники народного просвещения за творческое отношение к работе, за большие успехи, активное участие в общественно-политической жизни.

      Формы поощрения могут быть и моральными и материальными.

 

Глава 2. Личность учителя

      Именно  личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.

      Рассмотрим  этот блок профессиональной компетентности по следующему плану: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества личности учителя.

      Изложение профессиональных знаний о личности начнем с ее структуры. Структура личности учителя, по Марковой А.К., включает:

  • мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
  • свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности); интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.

      Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

      В целом в направленности учителя  могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленности.

      Педагогическая  направленность –  это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Правда, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому учителя иногда узнают сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.

      К свойствам личности учителя относят ее способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

      Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному  выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого.

      Можно выделить две большие группы педагогических способностей:

перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;

проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

      Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является “ядерной”, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.

      В управленческие педагогические способности  входят: способность влиять на отдельные  поступки другого человека и его  поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.

      Выделяют  также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные; компенсируемые и некомпенсируемые.

      Другим  свойством личности учителя является его характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один учитель – покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый, автономный в своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности личности он может меняться.

      Психологи выявили, что способы эмоционального реагирования учителя (судя по его речевым реакциям) могут быть:

по содержанию – оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);

по эффективности  и по отношению к цели педагогической деятельности – конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);

по характеру активности – наступательными (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому, поддерживание другого) , рационализирующими (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

по функции  – мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого, упрямство);

а также  внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к  проблеме, ко всем).

      Оптимальные конструктивные реакции учителя чаще содержали мобилизующие и наступательные признаки, были защитными по содержанию и успокаивающими по функции, сопровождались анализом ситуации, намечали пути решения проблемы. Деструктивные реакции учителя включали оценочные суждения, сопровождались уступающими и провоцирующими реакциями, самоустранением учителя от решения проблем.

      К характеру примыкают психические  состояния. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени.

      В работе учителя могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности. Функциональные состояния могут быть комфортными (или оптимальными, рабочими), для которых характерно оптимальное соотношение напряженности и работоспособности (рабочее состояние начинается со стадии врабатываемости, достигает затем стадии стабильности и стадии порыва), и дискомфортными, выражающимися в понижении работоспособности, повышении утомляемости, тревожности, ошибках.

      Анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т. е. того, на что устремлен учитель в своем труде. Способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем. Способности чаще проявляются и развиваются у тех, у кого есть личностная направленность на соответствующий труд.

      Перейдем  к рассмотрению интегральных характеристик личности, объединяющих в себе многообразные ее свойства.

      К ним прежде всего относится  профессиональное педагогическое самосознание учителя, т. е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие.

Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности