Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 19:53, реферат
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Введение 3
Глава 1. Педагогическая профессия 6
1.1. Из истории профессии 6
1.2. Педагогическая деятельность 7
Глава 2. Личность учителя 10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности 21
3.1. Мотивы выбора 23
3.2. Развитие мотивов выбора 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 32
Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...
В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности учителя, т.к. личность учителя, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания:
Из чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение? Складывается оно из:
А. Знания закономерностей воспитания и обучения;
Б. Педагогических способностей;
В. Педагогического такта;
Г. Педагогической техники.
Знание закономерностей обучения и воспитания, т.е. теоретическую основу мастерства даёт изучение таких педагогических наук, как педагогика, психология, возрастная физиология, частные методики и др. А педагогические способности надо в себе развивать.
С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
Эти качества необходимы каждому, кто работает с детьми. Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно.
Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков педагогики и последним достижениям науки приведут к успехам. “Учитель, если он честен, учится всю жизнь”, – Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока сам учится”, – М.И. Калинин.
Повышение квалификации – одно из требований к личности учителя. Повышение квалификации, развитие педагогического мастерства идёт по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения- квалификации при ИУУ пединститутах.
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в)
саморазвитие (совершенствование
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Очень важно поощрение труда учителя. Поощряются лучшие учителя, работники народного просвещения за творческое отношение к работе, за большие успехи, активное участие в общественно-политической жизни.
Формы поощрения могут быть и моральными и материальными.
Глава 2. Личность учителя
Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.
Рассмотрим этот блок профессиональной компетентности по следующему плану: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества личности учителя.
Изложение профессиональных знаний о личности начнем с ее структуры. Структура личности учителя, по Марковой А.К., включает:
Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.
В целом в направленности учителя могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленности.
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Правда, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому учителя иногда узнают сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.
К свойствам личности учителя относят ее способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).
Способности
обычно рассматривают как
Можно выделить две большие группы педагогических способностей:
перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;
проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является “ядерной”, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.
В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.
Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные; компенсируемые и некомпенсируемые.
Другим свойством личности учителя является его характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один учитель – покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый, автономный в своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности личности он может меняться.
Психологи выявили, что способы эмоционального реагирования учителя (судя по его речевым реакциям) могут быть:
по содержанию – оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);
по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности – конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);
по характеру активности – наступательными (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому, поддерживание другого) , рационализирующими (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);
по функции – мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого, упрямство);
а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к проблеме, ко всем).
Оптимальные конструктивные реакции учителя чаще содержали мобилизующие и наступательные признаки, были защитными по содержанию и успокаивающими по функции, сопровождались анализом ситуации, намечали пути решения проблемы. Деструктивные реакции учителя включали оценочные суждения, сопровождались уступающими и провоцирующими реакциями, самоустранением учителя от решения проблем.
К
характеру примыкают
В работе учителя могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности. Функциональные состояния могут быть комфортными (или оптимальными, рабочими), для которых характерно оптимальное соотношение напряженности и работоспособности (рабочее состояние начинается со стадии врабатываемости, достигает затем стадии стабильности и стадии порыва), и дискомфортными, выражающимися в понижении работоспособности, повышении утомляемости, тревожности, ошибках.
Анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т. е. того, на что устремлен учитель в своем труде. Способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем. Способности чаще проявляются и развиваются у тех, у кого есть личностная направленность на соответствующий труд.
Перейдем к рассмотрению интегральных характеристик личности, объединяющих в себе многообразные ее свойства.
К ним прежде всего относится профессиональное педагогическое самосознание учителя, т. е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие.
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности