Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 19:53, реферат
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Введение 3
Глава 1. Педагогическая профессия 6
1.1. Из истории профессии 6
1.2. Педагогическая деятельность 7
Глава 2. Личность учителя 10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности 21
3.1. Мотивы выбора 23
3.2. Развитие мотивов выбора 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 32
Федеральное
государственное
Высшего
профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Кафедра
акмеологии и психологии
профессиональной деятельности
РЕФЕРАТ
по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»
Проблема
формирования мотивации
педагогической деятельности
Выполнил:
Оценка
«_____________________»
«_____» ___________2011 г.
Москва 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Педагогическая профессия 6
1.1. Из истории профессии 6
1.2. Педагогическая деятельность 7
Глава 2. Личность учителя 10
Глава 3. Мотивация педагогической деятельности 21
3.1. Мотивы выбора 23
3.2. Развитие мотивов выбора 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 32
Введение
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету – 27,2%;
желание обучать данному предмету – 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%;
осознание педагогических способностей – 6%;
желание иметь высшее образование – 13%;
представление об общественной важности, престиже педагогической профессии – 12,2%;
стремление к материальной обеспеченности – 2,2%;
так сложились обстоятельства – 4%.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов. Вот выдержка из сочинения Н.А.Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: “Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение – все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества...”.
Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив – это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т.п.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и, мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае – тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности – явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
К
социально ценным мотивам педагогической
деятельности относятся чувство
профессионального и
Обозначенная в данной работе проблема обусловила цель, предмет и объект исследования.
Объектом исследования является мотивация деятельности.
Предметом исследования является выявление зависимости между личностными характеристиками учителя и педагогической мотивацией.
Цель исследования – выявление влияния мотивации на успешность будущей педагогической деятельности.
Содержание исследования представляет собой развернутое доказательство следующей гипотезы: если выбор педагогической профессии будет обусловлен мотивами высокой социальной ценности, то работа в данной сфере будет успешной.
Для достижения этой цели потребовалось решение следующих задач:
Теоретической основой являются труды отечественных педагогов С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиняева, А.К. Марковой.
Глава 1. Педагогическая профессия
“Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека”
В
мире профессий специальность
Школьный учитель... Его труд заслуживает всенародной благодарности. Уважение к нему вечно, как вечен процесс знания нового, неизвестного. Избрав одну из самых почётных и уважаемых профессий, учитель становится творцом новой жизни.
Учитель, к тому же, очень древняя профессия, издавна она считалась и самой сложной. Поэтому обучением и воспитанием подрастающего поколения во все времена назначались самые знающие” опытные и способные к этому люди.
Ещё в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди племён.
В странах Древнего Востока учителями назначались жрецы.
В Древней Греции самые умные и талантливые граждане.
В Риме учителей назначал сам Император из числа самых образованных чиновников.
На
земле несколько тысяч
Учёные, психологи и педагоги – приходят к выводам: качества личности в огромной мере зависят от того насколько правильно осуществляется процесс воспитания.
С
помощью учителя формируется
человек, дети приобщаются к тем
богатствам, которые выработало человечество,
учатся постигать себя, готовятся
к будущему. Поэтому, когда мы говорили,
что в социальном развитии личности
школа играет главную роль, то имеем
в виду прежде всего педагогическую деятельность,
направленную на воспитание и обучение
подрос тающего поколения. Именно на учителя
в современных условиях возлагается задача
координации деятельности семьи, школы,
внешкольных учреждений по отношению
к каждому учащемуся.
Многих людей, чья деятельность не связана с профессией учителя интересует вопрос: какие виды деятельности вбирает в себя профессиональные учителя и какое количество времени входит в рабочий день учителя.
Профессия учителя находится среди немногих профессий, имеющих ненормированный рабочий день.
Что такое "рабочее время учителя"?
Никаких сомнений не вызывает то, что время проведения уроков есть рабочее время. Однако, прежде чем провести урок, учитель должен подготовиться к нему: просмотреть специальные книги, подобрать материал, продумать и написать план урока, подготовить необходимые наглядные пособия.
В бюджете времени трудно установить чёткие, как у рабочего завода или служащего, границы между рабочим и свободным временем.
Какие же виды деятельности учителя охватывают рамки его рабочего времени. Это:
Информация о работе Проблема формирования мотивации педагогической деятельности