Приоритеты и ценности современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

Работа содержит 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Еще один важный, на наш взгляд, принцип - принцип  беспристрастности. Умение распознавать личные интересы, которые ведут к  ложным заключениям, - великое искусство  и ему следует учить и учиться. Что или кто стоит за теми или  иными действиями правительства? Чьи интересы скрываются за теми пропагандистскими трюками, к которым часто прибегают СМИ, особенно в период предвыборных кампаний?

                     3. Пути решения обозначенных задач

Определить, что  необходимо - одно дело, другая важная задача - как сделать то, что необходимо. Иными словами, как обучать мышлению? Здесь, на наш взгляд, требуются кардинальные изменения всего стиля, опыта преподавания, обучения.

Начнем с учебников. По природе своей, как отмечает академик Бим-Бад , учебник противоречив: он может быть вредным, полезным и нейтральным. Большинство написанных в дореформенный период учебников либо вредны, либо нейтральны. Их вредность заключается в том, что они содержат материал для заучивания, не имеющий отношения ни к душе человека, ни к его уму.

Полезным может  быть такой учебник, который содержит практические задания, способы обучения приемам мышления; иллюстративный материал, увлекательные способы контроля и самопроверки. Идеальным учебным  пособием может быть книга, содержащая в себе не популяризованное знание, а сокращенные фрагменты текстов представителей научной, экономической, юридической, исторической, философской и т.д. мысли. Вопросы, задания, задачи, упражнения к этим текстам - вот что несет в себе потенциальную возможность развития мышления.

Лекции должны быть прежде всего введением в  историографию науки, отдельных  ее разделов, тем, проблем. В них следует  демонстрировать образцы исследований, способы решения теоретических  и практических задач. Каждая лекция призвана давать примеры, эталоны применения методов науки на конкретном материале великих открытий, ярких идей.

Семинарские и  практические занятия следует посвящать  осознанию научных методов и  обучению применять их. Необходимо также прививать навыки работы со справочной литературой, обучать приемам библиографического поиска. В обучении важны игровые моменты (моделирование ситуаций, деловые игры). Необходимым компонентом образовательной практики, на наш взгляд, должны стать практические и теоретические задачи, на материале которых усваиваются методы самой науки. Кроме того, именно на семинарских и практических занятиях и должен вырабатываться автоматизированный навык осознанного отношения к реальным жизненным ситуациям, необходимо обдумывать их не от случая к случаю, а постоянно.

Следует кардинально  пересмотреть и практику проведения экзаменов и зачетов. Их целью  должны стать выявление склонностей  и способностей размышлять, рассуждать, находить правильное решение, применять  знание на практике, а не проверка того, какую массу знаний студенты сумели запомнить. А потому экзаменационные билеты должны содержать задачи и задания, в которых и раскрываются способности студентов мыслить и рассуждать.

Воспользуемся примером типовых задач, приведенным  академиком Бим-Бадом: «Анализируя содержание ст. 206 УК РСФСР, ст. 5 ГК РСФСР, ст. 52 КоБС РСФСР, определите формы взаимодействия права и морали. Указание: учтите влияние морали на формирование и развитие норм права; влияние права на формирование, утверждение и развитие нравственных норм; охрану правом моральных норм; использование нравственных устоев при применении норм права». Совершенно очевидно, что такое задание требует искать и находить ответы на основе усвоенных теоретических знаний, а не просто репродуцировать теорию.

Другой пример: «Мысль о жизни часто кончается  и часто начинается мыслью о смерти. В чем смысл жизни, если все  равно умрем, - вот с чего все  начинается. Как будто бессмыслица, длящаяся вечно, лучше временной  бессмыслицы. Дело не в бесконечности, а в оправдании жизненного процесса», - писала известный литературовед Лидия Гинзбург. Можно ли согласиться с автором? Поразмышляем вместе с ней о смысле жизни, смерти и бессмертии (Бессонова Л.А. Философия: задачи, упражнения, проблемные вопросы).

Завершить размышления о приоритетах и ценностях современного образования хочется обращением к народной мудрости, которая гласит: «Если ты хочешь накормить человека, можешь дать ему рыбу. Если хочешь сделать его сытым всю жизнь - научи ловить рыбу». Научить мыслить, разбудить, «образовать» интеллект - вот путь к процветанию народа и нации.

 

Список  литературы 

  1. Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для  вузов. - С-Пет., 2000.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. 
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
  4. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
  5. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.
  6. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.
  7. Л.А. Бессонова, д.филос.н., профессор, ТИСБИ: Кризис образования: ретроспектива
  8. Богданов И. В. Психология и педагогика.-М., 2000.

Информация о работе Приоритеты и ценности современного образования