Приоритеты и ценности современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

Работа содержит 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

1. Цели и ценности современного образования

          В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

     Говоря  о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

  • это ценности образования как ценности государственной;
  • как ценности общественной;
  • как ценности личностной.

     Первые  две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и  в советский период отечественного образования именно они выступали  во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время  приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

          Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства», понятий, введенных известным психологом А.Г.Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

     По  его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет».

     Очевидно, что культура достоинства требует  новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства  собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

     Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция». Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. «Старые» ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются «новыми», чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

     Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие).

     Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской  школе вводил уроки морали. Для  него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.

     Одной из педагогических систем, ориентированных  на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его  подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.

     В настоящее время идею ценностного  подхода связывают с гуманистической  парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях.

     Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.

     Вышеуказанное не означает, что для образования  снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности), то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).

     Таким образом, образование тесно связано  с особенностями человеческого  существования и имеет несколько  разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития.

                        2. Новое содержание образования

Когда мы пытаемся обозначить новые цели и содержание образования, то, как это ни тривиально звучит, мы должны прежде всего исходить из запросов и идеалов современного человека. Чего требует жизнь от современного человека? Во-первых, глубокого профессионализма, а потому обучать надо не знаниям вообще, не результаты наук преподносить, а обучать конкретным видам знаний и конкретным видам деятельности. Далее необходимо готовить обучающихся к неоднократной смене своей деятельности, переходу от уже освоенной деятельности к более сложной или даже отличающейся от нее в короткий срок и с минимальными затратами усилий. А это, в свою очередь, требует от человека умений, способностей вырабатывать новые виды деятельности, что, безусловно, приводит к необходимости самообразования и непрерывного образования. Современный человек обречен на образование. «Образоваться» и означает образовать, культивировать в себе способность к постоянному учению как к непрерывающемуся процессу. Именно это и можно определить как творческую активность. Стало быть, цель обучения и образования - формирование творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности. А что это означает для обучения? Не транслировать информацию, не передавать результаты наук, а учить самому мышлению. Отсюда меняется и сам процесс обучения: не столько преподать, сколько зарядить интересом, увлечь, помочь, поделиться опытом. При таком подходе обучающийся не просто заучивает информацию, он открывает новые миры и в то же время открывает себя. Новая идея образования подразумевает не только открытие и освоение мира, но и открытие и освоение себя, «выслушивание» себя, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Образовать человека означает не только ввести его в  мир культуры, к которой он принадлежит, но и укреплять ее, сохранять. А  это невозможно без умения приспосабливаться  к изменениям в культуре, без умения оценивать и переоценивать свои идеалы, быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своего мироощущения, мировоззрения. Как это необходимо, мы убедились на опыте «доперестроечного» поколения: многие не перенесли кардинальных перемен, произошедших в нашем Отечестве, - ушли в «иной мир» или продолжают жить с трагическим разломом в душе, с ощущением потерянности и неприкаянности «новой» жизни.

Обозначенные  «новые» цели образования (они, естественно, не являются абсолютно новыми) предполагают и иные способы обучения. Это не только школа, вуз, не только классно-урочная система, но и масса альтернативных форм обучения, так активно внедряемых сегодня на рынке образовательных услуг (дистанционное обучение, центр обучения взрослых, краткосрочные курсы по ликвидации компьютерной неграмотности и пр.). Современная поликультурная цивилизация порождает и свободу образовательного выбора (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное, религиозное и др.). В каждой из этих практик по-разному понимается и образование.

Реализации обозначенных новых целей и задач образования  во многом способствует сложившаяся  за последние 10 лет практика обучения в негосударственных учебных  заведениях. Учитывая тот факт, что  дополнительное образование получают люди взрослые, имеющие за спиной и опыт обучения в государственных вузах, и опыт работы, меняется и цель обучения - постоянно соответствовать профессиональным требованиям, применять получаемые знания «здесь и сейчас», а не когда-то в отдаленном будущем.

Институт берет  на себя ответственность за подготовку интеллектуальной и деловой элиты. С этой целью открыты такие редкие в наше время специальности, как «Регионоведение» и «Международные отношения». Вуз чутко реагирует на запросы и потребности региона: недавно открыты новые специальности: «Таможенное право», «Информационные технологии», «Агроэкономика», «Природопользование».

Институт - один из немногих, где уже внедрена и  работает система дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями. Трудно переоценить значение дистанционной формы обучения: для людей, выбитых из обычной жизни в силу определенных обстоятельств, открывается возможность не только получить образование, но и общаться с людьми, с миром.

Успешно решается проблема не только «чему учить», но и «как учить». Компьютерное обучение является нормой и осуществляется в разнообразии форм: от создания компьютерных учебников, учебных пособий до компьютерного тестирования и электронных обучающих видеокурсов. Каждый преподаватель имеет в своем арсенале набор игровых форм проведения занятий, задач и поисковых заданий по курсу преподаваемой науки. Выпускники института имеют не только приличную профессиональную подготовку, но и хорошее владение иностранными языками, компьютерную грамотность и знание современных средств связи, они компетентны в экономических и правовых проблемах региона.

Таким образом, можно констатировать, что начавшийся в 80-е годы процесс реформирования образования уже приносит свои положительные  результаты. И все же можно с  уверенностью сказать: пока ни школа, ни вуз не преуспели в главном - в обучении умению мыслить, что способствует формированию интеллекта. Ведь что означает такое требование, или запрос времени, как формирование профессионализма? Не что иное, на наш взгляд, как умение мыслить категориями той науки, которая и становится профессией. Не экономике учить, не юриспруденции, а экономическому, юридическому, педагогическому и т.д. мышлению. А это требует перестройки всего процесса обучения и воспитания.

Не секрет, что  в современной культуре в целом и в отечественной в частности мы всюду наталкиваемся на парадоксальные ситуации, в которых прямо заявляет о себе отсутствие интеллекта, следовательно, перед современным образованием, педагогикой стоит глобальная задача - развивать мышление.

Какие же навыки мышления следует развивать как  принципиально важные, фундаментальные?

Во-первых, умение логически, непротиворечиво мыслить. Перед логикой следует либо смириться, либо вообще от нее отказаться. Логическое мышление непременно предполагает и обоснованность, и доказательность выдвигаемых высказываний, аргументов, т.е. это мышление по правилам.

Опора на логику требует и обязательного обращения  к фактам. То, что очевидно, что  существует как данность, уже может  стать предметом логического обсуждения и обоснования.

Наряду с важностью  умения логически мыслить необходимо обучать умению мыслить «алогично», т.е. находить необычные, спорные пути доказательства своей точки зрения. Это так называемое латеральное  мышление, которое является составной частью и логического, и творческого мышления. Если логическое мышление ищет один путь, исключая другие, то латеральное, напротив, определяется интуицией. Интуиция, инсайт, озарение, так часто проявляющие себя в научной, творческой деятельности, требуют культивирования, «возделывния» - этому также необходимо обучать.

Следующий принцип  мышления - опора на коллективный опыт человечества, умение делиться своим  опытом и уважать опыт других людей, других поколений. Преемственность - единственная возможность сохранить ценности и традиции культуры народа, нации. Причем чужой опыт следует перенимать не бездумно, а видоизменять с учетом собственных реалий, возможностей. Отсюда следующий важный принцип мышления - критическое отношение к высказываниям, поведению других людей, которое возможно при умении видеть несоответствия того, что говорят или делают, тому, что общепринято или соответствует собственному представлению. Критическое мышление предполагает также умение увидеть алогизмы, распознать ложное, умение показать, как надо, и т.д.

Информация о работе Приоритеты и ценности современного образования