Принципы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Содержание

1.Принципы социальной работы…………………………………………………3
2.Деятельность социальных служб помощи одаренным детям………………..9
3.Умения социального педагога………………………………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..17

Работа содержит 1 файл

контроша по социальной пелагогике.docx

— 33.19 Кб (Скачать)

         Одаренные дети:

·        имеют  более высокие по сравнению с  большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют  доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного  труда

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно  высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками  специальной умственной одаренности  во владении иностранными языками  и конкретными академическими  способностями.

3. Дети с высокими творческими  (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие  по каким-либо причинам успехов  в учении, но обладающие яркой  познавательной активностью,  оригинальностью  мышления и психического склада

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип  максимального разнообразия предоставленных  возможностей для развития личности;

·        принцип  возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип  индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип  создания условий для совместной работы учащихся при минимальном  участии учителя;

·        принцип  свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Умения социального  педагога

Специфика профессиональной деятельности социального педагога Название специалиста «социальный  педагог» является производным от слова  педагог, которое ассоциируется  прежде всего с учителем. Поэтому  не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными  педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно  и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в  основном, в педагогических учебных  заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального  педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН  о правах ребенка – «человеческое  существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет  и ряд существенных отличий, позволяющих  выявить специфику двух родственных  профессий. Учитель, выполняя свою главную  образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный  опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального  педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению»  из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии  и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в  процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного  типа, а именно в общеобразовательном  учебном заведении, то социальный педагог  может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

С этой точки зрения, а  также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе  к профессиональной деятельности специалиста  по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику  этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается  в том, что в отличие от социального  педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться  люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы  деятельности, общие требования к  знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой  занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика  учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр  реабилитации и др.), особенности  социума, в котором проживает  ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).

Поэтому представляется необходимым  дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических  видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые  могут быть оказаны ребенку.

Структура профессиональной деятельности

Любая деятельность имеет  свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность  элементов деятельности. Структура  деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие  следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она  стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при  помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Схематично это можно представить следующим образом:

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Разберем последовательно  каждый элемент схемы, начиная с  ее определяющего элемента – объекта.

Объектом, деятельности социального  педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории  относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными  отклонениями от нормы, возникшими как  следствие дефицита полноценного социального  воспитания, а также довольно большое  количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом  – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость  в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа  не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в  интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными  словами – помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств  в жизни ребенка, которые характеризуются  отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений  в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать  цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и  среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может  сам осознать свои проблемы и объяснить  их социальному педагогу. Поэтому  социальный педагог часто оказывается  перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и  ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок  является активным участником процесса решения своих проблем, когда  это возможно, с помощью социального  педагога или других специалистов.

Поскольку деятельность социального  педагога, в первую очередь, связана  с диагностикой проблем ребенка  и среды, он должен знать и уметь  применять различные диагностические  методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые  могут квалифицированно поставить  тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).

В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и  развития ребенка социальный педагог  должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное  развитие; уметь выбирать методы и  средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального  положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником  в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста  по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка. Одним  из важных направлений деятельности социального педагога является защита провозглашенных Конвенцией ООН  прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное  выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.

Следующим направлением деятельности социального педагога (как работающего  непосредственно с клиентом –  ребенком, так и в органах управления различных ведомств) является участие  в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.

Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить следующие функции:

диагностическую;

прогностическую;

посредническую

коррекционно-реабилитационную;

охранно-защитную;

предупредительно-профилактическую;

эвристическую.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Власова Е.И. Социальная  креативность в структуре интеллекта  социально одаренной личности. Психология  одаренности. Проблемы, структура,  показатели. К., 1996.

2.Савенков А.И. Детская  одаренность и школьное обучение // Школьные технологии. 1999,

3. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)

4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г.

Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.—432с.

5. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.


Информация о работе Принципы социальной работы