Принципы обучения как категории дидактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

Закономерности и принципы обучения – взаимообусловливающие категории дидактики. Знание закономерностей и принципов обучения является необходимым условием правильной организации и научного управления процессом обучения. Законы и закономерности дают общее понимание картины дидактического процесса и не содержат непосредственных указаний для практической деятельности учителя. Вместе с тем они реализуются по правилам, которые принято называть принципами обучения

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 3
§ 1. Разработка и разграничение принципов обучения ………….. 4
§ 2. Принципы обучения …………………………………………... 7
Заключение …………………………………………………………. 9
Список литературы ………………………………………………… 10

Работа содержит 1 файл

Принципы обучения как категории дидактики.doc

— 63.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им Д.И.Менделеева»

 

Кафедра практической психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Принципы обучения как категории дидактики

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 33 гр. СПФ

Козлова А.А.

Проверила:

Доронина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск, 2011

Содержание

Введение   …………………………………………………………….   3

§ 1. Разработка и разграничение принципов обучения   …………..   4

§ 2. Принципы обучения   …………………………………………...   7

Заключение   ………………………………………………………….   9

Список литературы   …………………………………………………   10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Закономерности и принципы обучения – взаимообусловливающие категории дидактики. Знание закономерностей и принципов обучения является необходимым условием правильной организации и научного управления процессом обучения. Законы и закономерности дают общее понимание картины дидактического процесса и не содержат непосредственных указаний для практической деятельности учителя. Вместе с тем они реализуются по правилам, которые принято называть принципами обучения. Поэтому выполнение учителем принципов дидактики весьма важно, так как это непосредственная реализация законов обучения.

Мы сегодня большое значение придаем учительскому мастерству. Возможности учительского творчества проявляются при выполнении принципов на практике, так как каждый из них осуществляется по правилам. Следует учесть и тот факт, что сегодня в науке педагогике есть разные принципы, и соответствуют они характеру обучения: принципы традиционной дидактики (информационного обучения); принцип развивающего обучения; принцип оптимизации процесса обучения; принципы целостности учебно-воспитательного процесса; принципы педагогического сотрудничества. У всех у них свои требования, сущность и правила осуществления. Обоснованию принципов обучения уделяется внимание с момента возникновения науки педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Разработка и разграничение принципов обучения

Разработка принципов обучения встречала большие трудности. Одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие – из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должна служить закономерность психики детей. Когда эти опыты не приводили к успехам, стали пробовать различные сочетания из этих подходов. Первые попытки обоснования дидактических принципов были предприняты Я.А.Коменским, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци. Они выдвигали один ведущий принцип и на его основе строили всю систему принципов. А.Дистервег, К.Д.Ушинский придавали большое значение принципам обучения. Используя отдельные дидактические принципы, современная дидактика дает им подлинно научное обоснование и разрабатывает новые принципы. В современной дидактике принципы обучения понимаются как исходные принципиальные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Это норма дидактического поведения учителя.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, и появляются новые. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.

Некоторые принципы утратили свое значение – например, принцип природосообразности в обучении (выдвинутый еще Я.А.Коменским, уже в XIX веке потерял свое значение). Другие принципы изменяют свое содержание, хотя сохранили формулировку, – принцип сознательности. Содержание его обогатилось: раньше требовалось только понимание материала, теперь и применение знаний. Отечественная дидактика разработала и новые принципы – научности, принцип связи теории с практикой, принцип индивидуального подхода и т.д.

Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых относительно количества и самого названия принципов. Хотя они выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса. Анализируя различные учебные пособия по педагогике (Н.Болдырев, Т.Ильина, А.Савин, И.Харламов, Г.Щукина, И.Огородников, П.Пидкасистый), можно свидетельствовать о различном подходе к определению, формулировке принципов. Некоторые из них совпадают по названию, а большинство нет. Большинство же принципов носят эмпирическое обоснование.

Принципы можно отличать по их отношению к усвоению содержания обучения (мировоззренческой стороне) и к организации процесса обучения (процессуально-технической стороне). В первом случае это принципы воспитания и всестороннего развития, научности, сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализации в обучении. А во втором случае выделим принципы наглядности, систематичности и последовательности обучения, прочности, доступности, прочности.

Одна из главных задач науки дидактики сегодня – представить принципы в определенной системе. Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, если они будут представлены в определенной системе и охватывать все стороны и этапы процесса обучения. Такая попытка была проделана профессором А.М.Даниловым. Он предлагал рассматривать принципы в тесном взаимодействии. Так, принцип научности следует рассматривать не сам по себе, а в единстве с принципом доступности. Тогда в такой совокупности принцип отражает сложность и противоречивость самого процесса обучения. В таком же сочетании и с таким же принципиальным подходом сгруппированы и другие принципы.

Сегодня в учебных пособиях по педагогике предлагается не только различная номенклатура принципов, но и в различной последовательности раскрывается их содержание. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системы принципов, так как еще не выявлены такие элементы процесса обучения, которые позволили бы создать строгую иерархию принципов, нет их системообразующей связи.

Значительный шаг в этом направлении сделал Ю.К.Бабанский. Он нашел системообразующую связь, позволяющую выстроить принципы в систему. По его мнению, система принципов в своей совокупности должна обеспечить оптимизацию всех компонентов обучения. Он определил соотношение принципов обучения со структурой учебного процесса. Это позволило создать конкретную последовательность принципов (последовательность принципов соответствует порядку основных звеньев процесса обучения).

Оптимальное число принципов, которое используется учителем в процессе обучения, в совокупности своей должны целостно охватывать основные звенья процесса обучения. Расположение принципов, порядок их следования тем самым определяет логика процесса обучения и циклы в этом логическом звене. Ю.К.Бабанский вслед за А.М.Даниловым формулирует эти принципы. Это удачная попытка систематизации принципов в современной дидактике. Сегодня еще окончательно не решен вопрос о принципах обучения. Стоит серьезная проблема в плане поиска новых принципов, изменения их содержания, раскрытия необходимого и достаточного количества принципов. Серьезную проблему для дидактики представляет идея систематизации принципов с позиции эффективности процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Принципы обучения

Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. 
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности;

- принцип доступности и посильности.

Принцип сознательности. А.Н.Леонтьев сказал: «...подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». Принцип сознательности – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. Принцип сознательности должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения.

Принцип активности.  Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:

- развитие активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения;

- мотивации и интереса;

- развитие навыков и умений самостоятельной работы в классе и индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но, чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. Принцип наглядности осуществляется при помощи лингвистических и иных средств.

Учащиеся 4–5-х классов отличаются недостаточно еще развитым абстрактным мышлением, поэтому в работе с ними нужно использовать средства зрительной наглядности: картины, предметы, иллюстрации, макеты, таблицы. Подростки способны мыслить абстрактно, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности.

Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

Заключение

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий преподавателей и мастеров производственного обучения на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи условий, действий, результатов. Они основываются на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателей и мастеров.

Принципы обучения возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения. Возникнув из опыта, они обеспечивали возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Современные принципы обучения учитывают особенности массового школьного обучения, полноценное научное обоснование которого соответствует своей функции в том случае, если оно позволяет преобразовывать и совершенствовать педагогическую практику.
Принципы обучения объективно обусловлены общественными потребностями и в то же время вариативны В них фиксируется знание о явлениях и процессах, не существующих без специальных усилий педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Данилов МЛ. Процесс обучения в советской школе. – М.: Учебно-педагогическое издание, 1960. – 299 с.

<

Информация о работе Принципы обучения как категории дидактики