Принципы и закономерности воспитания в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном процессе.

Объект исследования: процесс воспитания на современном этапе.

Предмет исследования: общие закомерности и принципы воспитания в учебном процессе.

Задачи:

1.Раскрыть понятие воспитание и его специфику.

2.Раскрыть понятие закономерности воспитания и их сущность.

3.Раскрыть понятие принципов воспитания.

4.Изучить взаимодействие участников воспитательного процесса, как одной из форм реализации принципов воспитания.

5.Раскрыть сущность процесса самовоспитания.

6.Раскрыть сущность деятельности социального педагога в школе.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

  Основной  целью деятельности социального  педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по (13; С 33-34) :

  • разъяснению государственной политики в области детско-молодежного движения, оказанию помощи в программировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;
  • организации активного сотрудничества общественных объединений с государственными структурами, спонсорами, неправительственными организациями, средствами массовой информации:
 
  • разработке  и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ;
  • созданию эффективной системы материально-финансовой, организационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреждениях; обеспечению бюджетного финансирования, организации и координации детско-молодежного движения;
  •  установлению и развитию контактов с детскими и молодежными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями детско-молодежного движения;
  • решению вопросов занятости детей и молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
  • созданию системы подготовки будущих лидеров России;
  • содействию молодежному предпринимательству;
  • совершенствованию системы эстетического воспитания детей, способствованию развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи;
  • поддержке талантливой молодежи, творчески способных детей в реализации их собственной художественной и созидательной природы.

  Социальный  педагог сам разрабатывает и  доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам общественности, детям и взрослым в этом сложном деле. Следует отметить, что программирование — один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности.     Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педагогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оздоровления и культурного обновления условий жизни. Поиск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени и деятельности социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом ( 13; С.35). Неправильно полагать, что функция социального педагога состоит в том чтобы придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме.

Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать. Ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим аккуратно и квалифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэтому на первых этапах работы социальному педагогу нужен грамотный помощник — экономист или бухгалтер. Многочисленные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые разными ведомствами и фондами, знаменуют собой наступление нового этапа — рынка социальных проектов, на котором социально-педагогические проекты и программы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга социального педагога существенно повышают его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.

  Содержание  профессиональной деятельности социального  педагога необъятно, и мы сделали попытку лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога не вписывается ни в какие схемы и графики. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.

  В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

  Профессиональная  успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.  

Выводы  по второй главе. 

      Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние.     В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе. …..Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Не стоит забывать что главным субъектом является сам ребенок, поэтому в качестве важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Ребенок обучается в классе, который является основным структурным элементом школы. Поэтому именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

     Только учитывая все эти составляющие можно построить учебно-воспитательный процесс результатом, которого будет воспитание современной, всесторонне развитой и гармоничной личности. 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

  Цель курсовой работы - рассмотреть общие закономерности и принципы воспитания применяемые в современном обществе.

  Нами была проанализирована специальная литература по проблеме исследования, рассмотрены основные принципы воспитания и механизмы их реализации в учебных заведениях. Выявлены основные пункты работы социального педагога в школе.

  На  основе проведенного исследования мы выяснили, что как бы ни была сложна область педагогической деятельности, как ни бесконечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, но совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.

  В процессе воспитания, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов и решений. Это может быть достигнуто в тесном союзе теории и практики, в совместном поиске прогрессивных методов обучения и воспитания. Поэтому специалиста сегодняшнего дня должны отличать высокая общая культура, инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.

  

    
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Андреев, В. И.

         Педагогика: [Текст]  учеб. курс для творческого саморазвития / В. И.             Андреев. – 2-е изд.–Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

    2.  Бабанский, Ю. К.

    Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. ; под ред. Ю. К. Бабанского. -  2-е изд. , доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.

    3.   Балл, Г. А.

     Норма деятельности- категория педагогическая [Текст] / Г.А.Балл //                .Педагогика.- 1992.- № 3.- с. 43-48.

4.   Галагузова М.А.

     Социальная педагогика [Текст] : курс лекций: учеб. Пособие для студентов                   .высш. учеб. Заведений / М. А. Галагузова; под ред. М. А. Галагузовой. – М.:    Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 416 с. 

    5.   Гликман, И.З.

          Теория и методика воспитания [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман  – М.: ВЛАДОС., 2002.- 176с. 

6.   Дошкольная педагогика [Текст] Конспект лекций / Авт. сост. В.А. Титов.-                                      …...М.: Приор-издат., 2002.- 192с.  

7.    Закатова,  И.Н.

        Социальный педагог в школе  [Текст] / Под. ред. Сеневко.- М., 1996.- 70с.

8.     Иванов, И.П.

          Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П. Иванов.- М.,            .Просвещение, 1990.- 194с.

    9.    Караковский, В.А.

         Воспитательная система школы:  проблемы управления [Текст] / Под  ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой,  Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.- М., 1997.- 112с.

10.    Козлов, И.Ф.

       Методика воспитательного процесса [Текст] /  И.Ф. Козлов, В.М. Коротов,                                                    …..Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин.- М.: Просвещение., 1969.- 336с.

11.  Лихачев, Б. Т.

    Педагогика: [Текст] курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб.   заведений и слушателей, ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

    12.     Нигматов, З.Г.

    Нести энергетику культуры и знаний [Текст]  / З.Г. Нигматов // Студенчество : Диалоги  о воспитании .- 2005.- №1.- с. 2-3.

    13.   Никитина, Л.Е.

            Социальный педагог в школе  [Текст] / Л.Е. Никитина.- 2-е изд..- М.: 

           Академический проект, 2003.- 112с.

14.   Обозов, Н.Н.

            Психология межличностного познания  [Текст] / Под ред. Н.Н.Обозов, А.А.              Бадалаева .- М., 1981.-174с.

    15. Основа общей педагогики [Текст]: учеб. Пособие для вузов. Ч. 2. / В.         А. Сластенин; И. Ф. Исаев; Е. Н. Шиянов.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2002. – 256 с.

    16.   Осухова, Н.Г.

       Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем [Текст] /Н.Г. Осухова  // Педагогика.- 1995.- №3.- с. 60-65.

    17.  Петровский, М.Г.

            Психология [Текст] словарь / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990.- 258с.

    18.   Пидкасистый, П.И.

             Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998.- 598с.

    19.    Пидкасистый, П.И.

             Педагогика [Текст] учеб. пособие  / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 470с.

    20.   Поляков, С.Д.

            Психопедагогика воспитания [Текст] / С.Д. Поляков.- М. : Новая школа, 1996.- 160с.

21.   Подласый, И. П.

    Педагогика  [Текст]: новый курс: учебник для вузов; В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1999. – 256 с.

    22.     Рожков, М. И.

            Организация воспитательного процесса  в школе [Текст]: учеб. пособие     для студентов вузов. / М. И. Рожков; Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 256 с.

    23.    Рожков, М. И.

            Теория и методика воспитания  [Текст]: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / М. И. Рожков; Л В. Байбородова. – М.: Владос – Пресс, 2004. – 384 с.

    24.  Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / В 2 томах.- М., 1993.-             т.1,2.- 450с.

25.  Методика и технология работы социального педагога [Текст] Учебное     

       пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Алмазов, М.А. Беляева, 

       Н.Н. Бессонова и др..- М.: Издательский  центр «Академия» , 2002.- 192с. 

Информация о работе Принципы и закономерности воспитания в учебном процессе