Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:55, реферат
Термин «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С. И. Ожегова толкование этих слов следующее: «Природа –
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
2.Основное свойство, сущность». «Сообразный – согласующийся с чем-нибудь».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Принцип природосообразности Я. А. Коменского……..……………...…...4
2. Принцип природосообразности Ж. Ж. Руссо……………………………….6
3. Принцип природосообразности И. Г. Песталоцци………………….……...8
4. Принцип природосообразности А. В. Дистервега………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………17
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?» - восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».
НАКОНЕЦ, ПЯТОЕ ПРАВИЛО призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».
Природосообразное воспитание, считал Песталоцци, должно первоначально осуществляться в семье матерью, а затем продолжаться в школе. Силы и способности ребенка необходимо упражнять в определенной последовательности, от простого к сложному. Он считал, что весь набор учебных предметов (содержание образования) должен приводиться в соответствии с человеческой природой, но ни в коем случае не наоборот, «ибо тогда педагог вынужден подгонять природу ребенка к учебным планам и программам, то есть укладывать его в прокрустово ложе и, в конечном счете, терпеть закономерную неудачу». Настаивая на сужении круга изучаемых предметов, Песталоцци предлагал исключить из учебных программ все то, что не будет иметь прямого отношения к дальнейшей жизни школьников, требовал упрощения и облегчения учебы детей.
Теория так называемого элементарного образования, разработанная Песталоцци на основе принципа природосообразности, включает в себя физическое и нравственное воспитание, умственное образование, которые должны осуществляться в тесной взаимосвязи, обеспечивая в итоге гармоническое развитие человека.
4. Принцип природосообразности Адольфом Вильгельмом Дистервегом
Эта идея была дальше развита немецким педагогом-демократом Адольфом Вильгельмом Дистервегом (1790–1866). В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци, Дистервег сделался горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений швейцарского педагога. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника.
Трактуя детскую природу как в основном предустановленную, он считал, что развитие ребенка протекает не спонтанно, что для развития его природных задатков необходимы благоприятные условия и педагогические воздействия, направляющие развитие детской самодеятельности при руководящей роли учителя.
Дистервег раскрыл принцип природосообразности глубже, чем Коменский, Руссо, Песталоцци, дав конкретные указания об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Он подчеркивал, что только знание психологии и физиологии дает учителю возможность обеспечить гармоническое развитие ребенка. Дистервег считал, что развитие природы ребенка определяется той культурной средой, в которой он живет (принцип культуросообразности). Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...». Поэтому, чтобы воспитание было успешным, оно должно учитывать не только «природу» ребенка, которая понималась как вечная и неизменная. Но также и те условия, в которых он живет и которые или препятствуют, или стимулируют развитие его природных задатков в деятельности (принцип самодеятельности).
Таким образом, Дистервег рассматривал ребенка не только как определенный психофизический организм, но и как составную часть социальной среды. Он включил в понимание природы ребенка социальные воздействия и активность самого ребенка, обозначив их социальными терминами – «культуросообразность» и «самодеятельность». Тем самым Дистервег значительно расширил и обогатил понятие природосообразности, под которым он понимал осуществление воспитания в соответствии с естественным ходом развития ребенка, важнейшими чертами личности которого должны быть активность и инициатива. Ученый считал, что обучать детей одинаково можно лишь в той мере, в какой одинакова их природа. Но как только появились различия, они сразу должны отразиться на учебном материале – как в смысле количества, так и качества различных учебных предметов.
Дистервег принцип природосообразности не ограничивает стенами школы. Он наполняет его глубоким философским смыслом, распространяет на весь образ жизни человечества. «Когда-то,– пишет Дистервег,– на природу смотрели с опаской, как на чуждую враждебную силу, с которой надо бороться. Но современный человек осознал свои заблуждения, понял, что чем дальше он уходит от природы, тем несчастливее становится. Но если все же вздумает идти наперекор природе, то его неминуемо ждет трагедия невиданных масштабов. Дистервег писал, что всякое искусство не достигнет ничего идя против природы; все достижения техники, вызывающие удивление, так блестящи только благодаря тому, что их творцы умеют использовать силы природы. Природа - это сила. И в человеке природа также сила. Неправильное обращение с человеческой природой может убить отдельных людей, но человечество убить нельзя. Горе тому, кто будучи облечён властью, способный на зло употребления, не понимает природы народов, человечества! Природа не любит насмешек, ничего не оставляет она не отомщенным. Противоестественный и поэтому злой поступок может породить только зло.
Дистервег полагал, что воспитание необходимо согласовывать не только с законами саморазвития природы человека, но и с конкретными социально-историческими условиями его жизни.
.Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Дистервег возбуждал в учительстве стремление вести воспитанников к прогрессивным идеалам. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены».
Идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества
Заключение
Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире
Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Что обучать нужно последовательно, начиная с самого «корня». Но при этом учитывать природные способности каждого ученика.
Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. То есть ребенок должен развиваться естественным путем, и не надо ему внушать взрослые взгляды на мир. Все это ребенок должен сам понять и освоить.
Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств". Он более подробно рассмотрел позицию Руссо и детально углубил его принцип природосообразности. Создав определенные правила и своеобразные законы.
Дистервег, на основе идей Коменского, Руссо и Песталоцци, создал определенную систему принципа природосообразности. Еще глубже проработав каждый компонент. Он считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе.
Принцип природосообразности - один из тех, что ориентирует педагога искать опору для конструирования теории, технологии или практики обучения в самом ребенке, в его индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами - от врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. Данный принцип определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на "собственные корни".
Рассмотрев педагогические взгляды не мало известных педагогов-мыслителей, я хотел бы высказать свою точку зрения.
В целом я согласен с идеями всех четырех педагогов. Я так же считаю, что изначально в ребенке заложены определенные знания, скорее своеобразные взгляды на жизнь. Безусловно их надо развивать, но делать это надо гармонично. В согласии с природой Человека. Не стоит давить и внушать ребенку, то что он не считает нужным знать. Либо сделать это так, что бы ему самому этого захотелось.
Не в меньшей мере на естественное развитие личности влияет социальная среда. Ребенок должен сам найти свою дорогу. И эту дорогу строят люди которые его окружают. То есть, если ребенок живет в обществе, то он однозначно развивается в нужном ему направлении.
В общем воспитание, развитие человека как личности должно проходить естественным путем. Роль учителя в этом процессе – следить за гармоничным его развитием.
Принцип природосообразности не потерял своей актуальности со времен Коменского. Он существует и будет существовать. Сама система останется неизменной. Поменяется лишь ее содержание, так как человечество движется вперед. Накапливает все новые знания, новые технологии, иными словами прогрессирует.
Библиографический список
1. Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие [Текст] : / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1989. – 69 с.
2. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: [Текст] : / И. Г. Песталоцци. – М. : Педагогика, 1981. – 74 с.
3. http://www.eidos.ru
2