Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:55, реферат
Термин «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С. И. Ожегова толкование этих слов следующее: «Природа –
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
2.Основное свойство, сущность». «Сообразный – согласующийся с чем-нибудь».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Принцип природосообразности Я. А. Коменского……..……………...…...4
2. Принцип природосообразности Ж. Ж. Руссо……………………………….6
3. Принцип природосообразности И. Г. Песталоцци………………….……...8
4. Принцип природосообразности А. В. Дистервега………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………17
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Педагогика
На тему: Принцип природосообразности в педагогических взглядах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и А. В. Дистервега
Сыктывкар 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Принцип природосообразности Я. А. Коменского……..……………...…...4
2. Принцип природосообразности Ж. Ж. Руссо……………………………….6
3. Принцип природосообразности И. Г. Песталоцци………………….……...8
4. Принцип природосообразности А. В. Дистервега………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………17
Введение.
Термин «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С. И. Ожегова толкование этих слов следующее: «Природа –
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
2.Основное свойство, сущность». «Сообразный – согласующийся с чем-нибудь».
Таким образом, под природообразованием мы понимаем согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной (в нашем случае человеку, ребёнку).
В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы. Стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития
Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля.
1. Принцип природосообразности Ян Амос Коменского
Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель, ведущий представитель чешской реформаторской церкви. Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".
Четыре последовательных образа (детство, отрочество, юность, возмужалость), по Коменскому, соответствуют четырем временам года, четырем стадиям развития растения. Заслуга его в том, что в борьбе со средневековой схоластической школой он стремился опереться на природу – жизнь. Ограниченность его понимания природосообразности в том, что он не видел особых законов социальной жизни, по которым развивается человеческая личность, хотя придавал большое значение изучению психической природы ребенка, законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
К своим обобщениям в области воспитания и обучения Коменский пришел на основе своего педагогического опыта, наблюдений за жизнью общества и состоянием воспитания. Через все его педагогические сочинения, в особенности через главный его труд – «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой. В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и "основоположения" обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.
Приведем пример принципа, обозначенного им как "Все из собственных корней". Этот принцип взят автором "из природы", а также "из человеческого ремесла" и выражен соответствующим образом: "Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов - все это рождается только от корня... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей... Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны" [1, c. 68].
Отсюда великий педагог делает вывод, что "правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами" [1, c. 69].
«Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы»,– утверждал Я. А. Коменский.
Разрозненные высказывания о возможности согласования обучения и воспитания детей с их природными способностями Коменский оформил как принцип природосообразности и провозгласил его основой педагогики
.
2. Принцип природосообразности Жан-Жака Руссо
Принцип природосообразности у французского педагога-мыслителя Жан-Жака Руссо (1712–1778) сильно отличается от понимания его Я. А. Коменским. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь в развитии его природы. Он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде, чем они станут взрослыми... У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими» (Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические сочинения. М., 1981). Принцип природосообразности у Руссо вытекал из его учения о естественном воспитании, которое предполагало ведущую роль воспитания в следовании за естественным развитием ребенка. Воспитатель должен помогать природе, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, а также интересы ребенка. Свои педагогические положения, сделанные на основе анализа психической природы ребенка, Руссо изложил в художественной форме педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» (1762) переведен на русский язык в 1923 году.
В своих главных произведениях "Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?", "Общественный договор", "Эмиль, или О воспитании", "Юлия, или новая Элоиза" Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п.
Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания. "Дело не в том, чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их". Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
3. Принцип придосообразности Иоганн Генрих Песталоцци
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) трактовал принцип природосообразности как соответствие воспитания особенностям природы человека, законам ее вечного саморазвития, предопределенного божественным началом. Он формулировал свои педагогические положения на основе анализа психической природы ребенка. Воспитание – это развитие природных особенностей сообразно с естественным ходом законов природы. Причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. «Способности, полученные от природы, развиваются и крепнут посредством упражнений... Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их. Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и неловкости и стать развитой силой, которая в неразвитом виде находится в нас лишь как зародыш силы, а не как сама сила»
Песталоцци выдвинул идею социального статуса ребенка: саморазвитие человека важно не только как индивидуума, но, главным образом, как члена великого человеческого целого. Песталоцци всячески стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства, находившегося под двойным гнетом феодальных порядков и развивающегося капитализма. Он считал, что этой цели можно достигнуть, не покушаясь на частную собственность, не затрагивая основ существующего строя, путем воспитания и «совершенствования человеческой природы». Свои взгляды на переустройство общества с помощью воспитания Песталоцци изложил в форме романа под названием «Лингард и Гертруда» (1801).
Вот что он писал: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе. Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большей степени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природы и над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени они пригодны. Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношении заключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полям всезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались и никогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этим полям. Он по самому своему существу направлен против дурмана всякого поверхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящего знания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченности единичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном совершенстве целого. Они являются подлинным противоядием против всех ухищрений духа времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чисто словесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем не связаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средства моего метода должны действовать, таким образом, так как его применение расчищает навоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени».
ОСНОВНОЙ ЗАКОН Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы ПРЕЖДЕ, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: «…все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость ОТДЕЛЯТЬ НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТ ТЕОРИЙ О НЕМ.