Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:40, доклад
Принципы, признаки и функции наглядности (иллюстрирования)
Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации*.
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели.
Таблицы широко используются
как в печатных, так и электронных
учебных материалах, реализующих
зрительную наглядность. Практически
любая информация, представленная в
форме таблицы, значительно легче
воспринимается.
Рекомендуется использовать таблицы,
когда необходимо:
Таблицы по их функциональному
предназначению разделяют на три
вида:
1. Разъяснительные
- в сжатом виде облегчают понимание изучаемого
теоретического материала, способствуют
осознанному его усвоению и запоминанию.
2. Сравнительные
- осуществляют сопоставление, противопоставление
и сравнение объектов. Сравниваться могут
любые элементы, при сравнении выделяются
общие, особенные, единичные и т.д. признаки.
3. Обобщающие
или тематические - подводят итог изученному
теоретическому материалу, способствуют
формированию понятий. Обобщая что-либо,
в логической последовательности перечисляют
основные черты явлений, событий, процессов
и т.п., самое существенное в них.
Таблицы систематизируют изучаемый раздел,
облегчают повторение пройденного материала,
могут быть размещены в форме выводов
в конце параграфа или темы.
Наглядность табличной формы представления
учебного материала во многом обеспечивается его компактным расположением,
облегчающим сопоставление и противопоставление
сравниваемых объектов (признаков, фактов,
явлений, событий, персоналий, документов,
героев, темпераментов, процессов, тем
и др.). При этом сопоставляемые элементы
таблицы желательно располагать друг
под другом (в столбик), противопоставляемые
- рядом (по горизонтали).
Продуманное расположение материала особенно
важно при его схематической подаче. Удачная
компоновка в таблице учебного материала
может помочь обучающимся в восприятии
и понимании текста. Эффективность использования
таблиц повышается, когда они совмещаются
с другими графическими средствами, например,
со схемами, рисунками, картинами и т.д.
При разработке таблиц рекомендуется:
Типы таблиц
Таблица 21
Статические |
Динамические |
|
|
Ниже приведены примеры трех таблиц. Первые две - сравнительные и текстовые, а третья - числовая и носит разъяснительный и обобщающий характер.
Таблица 22 |
Таблица 23 |
Таблица 24 |
Схемы (блок-схемы)
Схема - это графическое изображение
материала, где отдельные части и признаки
явления обозначаются условными знаками
(линиями, стрелками, квадратами, кружками),
а отношения и связи - взаимным расположением
частей и использованием разнонаправленных
стрелок.
Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными.
Они могут занимать часть экранной страницы,
целую страницу или даже несколько экранных
страниц.
Располагая компьютерными графическими
средствами (при переводе схем в электронную
иллюстрацию), схемы можно оформить с помощью:
К условно-графической
Для создания у обучаемого
реалистического образа в ряде случаев
целесообразно сопоставление
Разумеется, схема может быть дополнена
конкретным текстовым материалом, но объем
его желательно ограничить, так как существует
опасность перегруженности схемы, что
затруднит зрительное восприятие материала.
Компактное размещение материала, лаконичные
условные обозначения позволяют разгрузить
схему (блок-схему).
Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы
позволяют акцентировать внимание учащихся
на главном в изучаемом материале, подводят
их к осмыслению той или иной закономерности,
но не дают готовых выводов, формулировок,
а требуют определенной мыслительной
активности, развивают абстрактное мышление.
При разработке схем и блок-схем необходимо
соблюдать следующие требования:
Различают следующие типы схем (см. табл. 25):
Типы схем (блок-схем).
Таблица 25
Статические |
Динамические |
|
|
Необходимо обратить внимание
на то, что вопрос о целесообразном
использовании схем, блок-схем, таблиц
или их комбинации надо решать в
каждом конкретном случае отдельно.
Таким образом, схемы и блок-схемы позволяют
акцентировать обучающихся на главном
в изучаемом теоретическом материале,
развивают абстрактное мышление, отражают
составные части понятий, явлений, процессов;
устанавливают логическую последовательность
между частями, выявляют существенные
признаки, связи и отношения явлений, процессов
и т.п.
Ниже рассмотрено несколько примеров
схем и блок-схем (см. рис. 9 - 12).
|
|
|
|
5.4.3. Мультимедийные средства наглядности
Динамическая
иллюстрация (анимация)* - это программная реализация
эффекта движения иллюстративного объекта. Анимация (от англ. аnimated -
оживленный) - это технологически более
высокая ступень, чем статическое графическое
изображение.
Анимация позволяет представить в динамике:
Анимация представляет практически
неограниченные возможности по имитации
ситуаций и демонстрации движения объектов.
В процессе обучения наиболее эффективными
являются анимации, где излагаемая
информация иллюстрируется условно-графическими
изображениями (схемы, блок-схемы, диаграммы,
траектории) и реальными изображениями
(например, в виде образов, поверхностей,
тел, в том числе и развивающихся
в динамике).
Далее рассмотрим некоторые приемы, связанные
с созданием фрагментов анимации.
Для реализации зрительной наглядности
с помощью динамических таблиц, схем и
рисунков используют разные приемы. Остановимся
только на тех приемах, которые должен
знать автор при создании и оформлении
эскиза иллюстрации (а не на компьютерной
реализации), касаясь в основном методических
аспектов. Существует несколько приемов
реализации эффекта анимации.
1. Прием
типа "наложения". Суть этого
приема заключается в том, что автор, выбрав
статичную иллюстрацию, разбивает ее на
составные части, а затем описывает последовательность
наложения этих частей друг на друга.
Так реализуется эффект динамичного изображения
и для рисунков. Заметим, что объект не
движется в пространстве, но "живет".
Динамические иллюстрации, полученные
по такому принципу, уместно использовать
для текста, в содержание которого необходимо
проиллюстрировать в компактной и образной
форме суть процесса построения какого-то
ряда, изложить последовательность происходящего
(или происходившего) события, явления,
изменение человека и т.д.
Этот прием успешно применяется для подачи
теоретического материала по частям посредством
таблицы (например, постепенно составить
таблицу, а не давать ее сразу заполненной,
что особенно важно при объяснении сложного
теоретического материала). Такие таблицы
очень эффективны на этапе обобщения и
систематизации учебного материала в
конце темы, раздела и курса в целом. Порционную
подачу материала можно осуществить и
с помощью другого приема - типа "кэширования".
2. Прием
типа "кэширования". Суть этого
приема заключается в том, что заполненная
текстом таблица сначала закрыта (т.е.
замаскирована), а затем происходит постепенное
ее раскрытие. Создается иллюзия, что какая-то
невидимая "черная бумага", передвигаясь
по таблице, как бы раскрывает ее элементы
по частям (объектами могут быть схемы,
блок-схемы или просто "порционные"
части текста).
3. Прием
типа "движения в пространстве".
Отличие его от приема "наложения"
заключается в том, что в этом случае надо
описать последовательность
шагов (действий), которые "будет
совершать" на экране выбранный объект,
передвигаясь по заранее заданной траектории
(эффект мультипликации). Основу зрительного
ряда составляют рисунки, различные фотоизображения,
учебные картины и видеокадры. Рисунки
и видеоряд обеспечивают особый эффект
при сочетании красочности и анимации.
Экран, заполненный графическими иллюстрациями,
концентрирует внимание учащихся на изображении.
В анимационном фрагменте или видеоряде
кадры взаимосвязаны, расположены в определенной
последовательности, относительно самостоятельны
и автономны. Кроме того, отдельные кадры
лишены подписей, что позволяет комбинировать
их, давать в разном сочетании, варьировать
методику работы с одним и тем же изображением.
Возможность выборочного использования
фрагментов анимации или видеокадров
очень удобна для пояснения теоретических
положений учебного материала. Предположим,
имеется фрагмент анимации, состоящий
из трех рисуночных кадров, иллюстрирующих
смысловое содержание какого-либо абзаца.
В ходе чтения данного абзаца последовательно
вызываются на экран три рисуночных кадра.
В случае необходимости обучаемый может
приостановить на любое время тот или
иной анимационный кадр. По ходу изучения
теоретического материала обучаемому
можно в качестве иллюстрации выдавать
из арсенала анимационных кадров или видеоряда
проблемные вопросы, сравнительные таблицы,
блок-схемы, несколько фотоиллюстраций
(для сравнения) и т.д.
Иллюстрации, находящиеся во фрагментах
анимации (или в видеоряде), могут сопровождаться
лаконичным комментарием, то есть таким
комментарием, который направляет внимание
только на изображение, или без сопроводительного
текста. Комментирующий текст должен присутствовать
в анимации или видеосюжете при использовании
в качестве иллюстраций, к примеру, фоторепродукций
картин.
Таким образом, анимация представляет
практически неограниченные возможности
по имитации ситуаций и демонстрации движения
объектов.
Красочно оформленный иллюстрациями учебный
теоретический материал с элементами
анимации, видеофрагментами и звуковым
сопровождением облегчает восприятие
изучаемого материала, способствует его
пониманию и запоминанию, дает более яркое
и емкое представление о предметах, явлениях,
ситуациях, стимулирует познавательную
активность студентов. Кроме того, существенно повышает дидактический потенциал
анимационных изображений их интерактивность
- возможность управления различными элементами
изображения.
Видеофрагменты.
Видеоматериалы также существенно усиливают
дидактический потенциал электронных
средств поддержки обучения*. Конечно, демонстрация работы
натуральных объектов, природных и физических
явлений, вступительных слов автора электронного
учебника и т.п. - все это, безусловно, очень
полезно. Целесообразно использовать
короткие видеофрагменты - одну, максимум
две минуты: надо иметь в виду, что в когнитивном
плане просмотр учебного видеоролика
является пассивным восприятием знаний,
а не активной формой учебной деятельности.
Разработку видеофрагментов (ее содержательный
аспект) осуществляет автор, а технологическую
видеосъемку и оцифровку - технический
отдел компьютерной реализации.
Аудиофрагменты и
звук. Ими могут быть записи звуков,
музыки или голоса. Звук и музыкальное
сопровождение являются мультимедийными
элементами, активно влияющими на восприятие
учебного материала. Звук может присутствовать
в виде фраз, произносимых преподавателем,
диалога персонажей или звукового ряда
видеофрагмента. Музыка обычно используется
в качестве фонового звука. Обычно, фоновая
музыка должна быть спокойной, мелодичной,
с ненавязчивым мотивом. В этом случае
у студентов создается благоприятное,
спокойное настроение, способствующее
повышению восприимчивости к учебному
материалу.
Разнообразные звуки повседневной жизни
(пение птиц, звонок телефона, хлопанье
дверью и т.п.) и музыку можно найти в музыкальных
архивах Интернета, а также на бесплатных
CD, поставляемых компьютерными журналами.
Музыкальные произведения можно найти
на Web-сайтах в виде оцифрованного клипа.
5.5. Оформление
графических и анимационных
При оформлении таблиц и
блок-схем необходимо придерживаться
следующих рекомендаций:
1. Схемы и блок-схемы:
Рис. 14. Граф содержания учебного материала
2. Таблицы:
Таблица 1
Рост национального дохода
3. Анимация:
Для динамических иллюстраций-моделей
разрабатывается сценарий "движения"
или алгоритм перемещения по экрану.
Алгоритм - это своего рода
предписание, точным образом фиксирующее
способ выполнения чего-либо. Требуется
строгое определение каждого промежуточного
шага к достижению решения.
Алгоритм используют для описания простых
анимационных иллюстраций. При описании
сложных динамических объектов необходимо
прибегнуть к сценарию. Сценарий, в отличие от алгоритма,
описывает не только части графической
иллюстрации, но и взаимосвязи между его
частями, место расположения информации
на экране монитора, указывает цвет, звук,
размер символов, шрифт и многое другое.
Сказанное выше представлено схематически
в виде рисунка 13.