Принцип наглядности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:40, доклад

Описание работы

Принципы, признаки и функции наглядности (иллюстрирования)
Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации*.
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели.

Работа содержит 1 файл

принцип наглядности.docx

— 721.17 Кб (Скачать)

Тема 5. НАГЛЯДНОСТЬ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ  ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и  словах, а на конкретных образах... 
          Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, что-бы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

К.Д. Ушинский


5.1. Принципы, признаки  и функции наглядности (иллюстрирования)

Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это  рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические  изображения, поясняющие текст.  
          Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации*.  
          В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели.  
          А что же такое модель? В чем ее принципиальное отличие от традиционной наглядности? Модель - условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Натуральные предметы и их изображения дают, прежде всего, представление о внешнем облике изучаемого объекта в целом. Модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса, причем эти стороны должны быть отражены адекватно, то есть быть изоморфны изучаемому явлению*
          Чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), адекватно отразить эти свойства (то есть сделать модель изоморфной изучаемому явлению). 
          Таким образом, изоморфизм и простота являются отличительными признаками наглядности. 
          Роль учебных моделей (как вид иллюстраций) в формировании теоретических понятий убедительно раскрыта В.В. Давыдовым. Он характеризует учебные модели как своеобразный сплав наглядности и понятия, конкретного и абстрактного и предлагает рассматривать моделирование как дидактический принцип, дополняющий наглядность. Соотношение этих принципов В.В. Давыдов определяет следующим образом: "…там, где содержанием обучения выступают внешние свойства вещей, принцип изобразительной наглядности себя оправдывает. Но там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, - там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования"*
          На наш взгляд, более правомерно говорить о моделировании как составной части принципа наглядности, то есть о расширении содержания принципа наглядности. Это, в свою очередь, означает расширение арсенала средств наглядности (использование не только конкретно-образного материала, но и моделей) и расширение сферы их применения (формирование не только представлений, но и понятий, не только знаний, но и умений и навыков). 
          Благодаря современным компьютерным технологиям можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении. 
          Все это позволяет говорить о том, что средства наглядности обретают новую функцию - управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.  
          Итак, одним из требований эффективной методики использования иллюстративных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.  
          Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активнос ти учащихся.

5.2. Наглядности  и новые информационные технологии  обучения

Несмотря на всеобщее признание  высокой значимости принципа наглядности  обучения, в науке практически  отсутствуют теоретические основы создания сценариев педагогически  эффективных наглядно-образных представлений  для электронных учебников*. Уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках.  
          Изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции картин, живописи, архитектуры и другие фотоизображения окружающего мира) и условно-графические (таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из эффективных дидактических средств как для печатных, так и для электронных учебников, которые, как было сказано выше, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.  
          От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. 
          Широкое использование того или иного вида иллюстраций в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий. 
          Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

  • с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;
  • с другой, - в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т.ч. условно-графическая интерпретация) явлений, процессов.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности  обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми  признано, то второе преимущество, заключающееся  в возможности наглядно-образного  представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств  изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в  должной мере осознано. Но именно в  нем скрывается большой резерв повышения  эффективности процесса обучения.

5.3. Какое количество  иллюстративных объектов должно  быть в тексте?

По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ  на поставленный вопрос содержится в  следующих критериях, позволяющих  отчасти определить целесообразность использования того или иного  вида иллюстраций. В частности, как  показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих  случаях:

  • в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения;
  • для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

Принцип - "чем больше иллюстраций, тем лучше" - ложный. Наличие большого количества иллюстраций в тексте, неоправданное количество переходов  на тот или иной вид рисунков, предоставление студенту "неограниченной" свободы передвижения (за счет средств  компьютерной навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам посредством  ссылок, может привести к противоположного результату. 
          Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.  
          И еще. Это интересно. Согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства - около 25%, тесты - не более 5%.

5.4. Классификация  наглядных средств обучения и  их дидактические свойства

Чаще всего специалисты  классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы: 
          1. Изобразительная наглядность:

  • фоторепродукции картин;
  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
  • фотопортреты;
  • фотоизображения окружающего мира (природы и общества);
  • учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
  • фоторисунки и аппликации;
  • видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
  • видеофильмы (художественные и документальные).

2. Условно-графическая  наглядность (логико-структурные  схемы или модели):

  • таблицы;
  • схемы;
  • блок-схемы
  • диаграммы;
  • гистограммы;
  • графики;
  • макеты;
  • карты;
  • картосхемы;
  • планшеты.

3. Мультимедийная  наглядность* (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций):

  • все фотоизображения;
  • анимация и 3D моделирование (без звука);
  • анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
  • аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
  • видеофрагменты, или видеоролики;
  • аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);
  • видеофильмы (художественные и документальные).

Кроме представленной выше, существуют и другие классификации, такие как, например, классификация  наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается включение в процесс усвоения информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др.  
          Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты.  
          Различают следующие виды восприятия и познания (см. табл 20).

Таблица 20

5.4.1. Изобразительные  средства наглядности. Источники

Как показывает практика, авторы и разработчики курсов используют в  основном в качестве наглядного материала  при создании ОЭИ следующие средства изобразительной наглядности: фоторепродукции картин, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, фотопортреты, фотоизображения окружающего мира (природы и общества) и фоторисунки. Основным их источником являются иллюстрированные каталоги, фотоальбомы, различного рода сборники репродукций и др. Выборка, а затем сканирование* и обработка довольно трудоемкий и затратный по времени процесс.  
          Второй источник фотоматериалов - собственно авторские фотографии различных объектов (архитектектура, люди, животные, явления природы и т.д.). 
          Третий источник изобразительных средств - это подготовленные автором на бумаге эскизы рисунков, специально созданные для учебного курса. Подготовленные эскизы рисунков передаются в технических отдел, где специалист по компьютерной графике преобразует рисунок в электронный вид. Если автор обладает навыками работы с компьютерными графическими программами, то он может самостоятельно преобразовать свой эскиз в компьютерную иллюстрацию. 
          Четвертый источник фотоизображений - Интернет. Для его использования автору необходимо иметь навыки работы в глобальной сети. 
          Общая рекомендация. При использовании фотоизображений из любых источников необходимо обращать внимание на вопросы охраны авторских прав*.

5.4.2. Логико-структурные  средства наглядности. Таблицы  и схемы - "синтетический образ"  текста. Примеры

Как было сказано выше, к  логико-структурным иллюстрациям относят  таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, гистограммы, графики и др.

Таблицы

Рассмотрим один из видов  условно-графических наглядных средств - таблицы. 
          Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста. 
          Таблицы могут быть разноформатными: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц). 
          Располагая разнообразным компьютерным арсеналом мощных графических средств (при переводе таблиц в электронное представление), таблицы на бумаге можно оформить с помощью:

  • разнообразной палитры цветов;
  • рисунков (рисунок как элемент оформления таблицы);
  • набора шрифтов;
  • различных средств обрамления таблиц;
  • установления определенного количества столбцов и строк; реализации эффекта движения таблиц (анимация) и др.

Информация о работе Принцип наглядности