Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:40, доклад
Принципы, признаки и функции наглядности (иллюстрирования)
Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации*.
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели.
Тема 5. НАГЛЯДНОСТЬ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Что такое наглядное обучение?
Да это такое ученье, которое строится
не на отвлеченных представлениях и
словах, а на конкретных образах... К.Д. Ушинский |
5.1. Принципы, признаки
и функции наглядности (
Наглядные средства обучения
или иллюстративные материалы - это
рисунки, схемы, диаграммы, фотографии,
мультимедиа и другие графические
изображения, поясняющие текст.
Принцип наглядности
обучения в современной дидактике
- это ориентация на использование в процессе
обучения разнообразных средств наглядного
представления соответствующей учебной
информации*.
В современной дидактике утверждается,
что принцип наглядности - это систематическая
опора не только на конкретные визуальные
предметы (люди, животные, предметы и т.п.)
и их изображения, но и на их модели.
А что же такое модель? В чем
ее принципиальное отличие от традиционной
наглядности? Модель - условный
образ какого-либо объекта или системы
объектов. Натуральные предметы и их изображения
дают, прежде всего, представление о внешнем
облике изучаемого объекта в целом. Модели
воспроизводят лишь отдельные, наиболее
существенные стороны явления или процесса,
причем эти стороны должны быть отражены
адекватно, то есть быть изоморфны изучаемому
явлению*.
Чтобы сделать средства обучения наглядными,
необходимо выделить основные свойства
изучаемого явления (то есть превратить
его в модель), адекватно отразить эти
свойства (то есть сделать модель изоморфной
изучаемому явлению).
Таким образом, изоморфизм и простота
являются отличительными признаками наглядности.
Роль учебных моделей (как вид иллюстраций)
в формировании теоретических понятий
убедительно раскрыта В.В. Давыдовым. Он
характеризует учебные модели
как своеобразный сплав наглядности и
понятия, конкретного и абстрактного и
предлагает рассматривать моделирование
как дидактический принцип, дополняющий
наглядность. Соотношение этих принципов
В.В. Давыдов определяет следующим образом:
"…там, где содержанием обучения выступают
внешние свойства вещей, принцип изобразительной
наглядности себя оправдывает. Но там,
где содержанием обучения становятся
связи и отношения предметов, - там наглядность
далеко не достаточна. Здесь вступает
в силу принцип моделирования"*.
На наш взгляд, более правомерно говорить
о моделировании как
составной части принципа наглядности,
то есть о расширении содержания принципа
наглядности. Это, в свою очередь, означает
расширение арсенала средств наглядности
(использование не только конкретно-образного
материала, но и моделей) и расширение
сферы их применения (формирование не
только представлений, но и понятий, не
только знаний, но и умений и навыков).
Благодаря современным компьютерным технологиям
можно не только во всех подробностях
реализовать статические модели иллюстрации,
но представить эти модели в динамике,
то есть в движении.
Все это позволяет говорить о том, что
средства наглядности обретают новую функцию
- управления познавательной
деятельностью учащихся. С их помощью
можно подводить учащихся к необходимым
обобщениям, учить применять полученные
знания.
Итак, одним из требований эффективной
методики использования иллюстративных
средств обучения является реализация
их дидактических и воспитательных возможностей.
Использование форм наглядности, которые
не только дополняют словесную информацию,
но и сами выступают носителями информации,
способствует повышению степени мыслительной
активнос ти учащихся.
5.2. Наглядности
и новые информационные
Несмотря на всеобщее признание
высокой значимости принципа наглядности
обучения, в науке практически
отсутствуют теоретические
Изобразительные (рисунки, фотопортреты,
фоторепродукции картин, живописи, архитектуры
и другие фотоизображения окружающего
мира) и условно-графические (таблицы,
схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы,
карты и картосхемы и т.д.) средства наглядности,
а также современные мультимедиа приложения
(аудио- и видеофрагменты, анимация) являются
одними из эффективных дидактических
средств как для печатных, так и для электронных
учебников, которые, как было сказано выше,
играют существенную роль в интеллектуальной
познавательной деятельности учащихся.
От наглядности, как и от доступности,
смысловой полноты и других полезных свойств
теоретического материала зависит скорость
восприятия учебной информации, ее понимание,
усвоение и закрепление полученных знаний.
Широкое использование того или иного
вида иллюстраций в трудных для понимания
фрагментах текста, требующих наглядного
разъяснения, иллюстрирования понятий
и определений, явлений и процессов, а
также оптимального использования иллюстраций
для "оживления" всего материала
(как печатного, так электронного) позволяют
улучшить восприятие, понимание и усвоение,
оптимизировать время обучения, повысить
эффективность учебно-познавательной
деятельности в целом. Вышеперечисленные
задачи в части реализации принципа наглядности
с успехом решаются в настоящее время
с помощью новых информационных технологий.
Какое же новое качество приобретает принцип
наглядности обучения при использовании
информационных технологий, в частности
для разрабатывающихся электронных учебных
изданий? Ответ на вопрос можно свести
к следующим положениям:
Если первое преимущество,
касающееся реализации принципа наглядности
обучения, а именно - высокое качество
компьютерной визуализации, как бы
лежит на поверхности и всеми
признано, то второе преимущество, заключающееся
в возможности наглядно-
5.3. Какое количество
иллюстративных объектов
По какому принципу осуществлять
отбор перечня видов и
Принцип - "чем больше иллюстраций,
тем лучше" - ложный. Наличие большого
количества иллюстраций в тексте,
неоправданное количество переходов
на тот или иной вид рисунков,
предоставление студенту "неограниченной"
свободы передвижения (за счет средств
компьютерной навигации) по всему полю
гипертекста к другим объектам посредством
ссылок, может привести к противоположного
результату.
Так сколько должно быть иллюстраций,
например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций
диктуется содержанием учебного материала
и психолого-возрастными особенностями
контингента обучаемых. Конкретное
количество иллюстраций на страницу или
тему курса специально не может быть установлено.
И еще. Это интересно.
Согласно исследованиям педагогической
психологии в копилку формирования знаний
учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный
материал - до 10-15%, практические мероприятия
и тренинги - до 35%, правильно выбранная
методика обучения и средства - около 25%,
тесты - не более 5%.
5.4. Классификация наглядных средств обучения и их дидактические свойства
Чаще всего специалисты
классифицируют наглядные средства
обучения по содержанию, характеру
изображаемого и форме представления,
при этом выделяются три группы:
1. Изобразительная
наглядность:
2. Условно-графическая
наглядность (логико-
3. Мультимедийная наглядность* (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций):
Кроме представленной выше,
существуют и другие классификации,
такие как, например, классификация
наглядных средств по признаку восприятия
учебного материала. Под понятием восприятие
информации подразумевается
включение в процесс усвоения информации
органов чувств: слуховых, зрительных,
двигательных и др.
Чем больше органов чувств участвуют в
восприятии учебной информации, тем легче
она усваивается. Конечно, кроме наличия
иллюстративного материала, для активизации
процесса осмысления учебного текста
важно, чтобы он был доступным, интересным,
логически взаимосвязанным, актуализированным.
В этих целях лучше использовать яркие
и точные формулировки, таблицы, схемы,
репродукции картин, рисунки, анимацию,
аудио-видеофрагменты.
Различают следующие виды восприятия
и познания (см. табл 20).
Таблица 20
5.4.1. Изобразительные
средства наглядности.
Как показывает практика, авторы
и разработчики курсов используют в
основном в качестве наглядного материала
при создании ОЭИ следующие средства
изобразительной наглядности: фоторепродукции
картин, фоторепродукции памятников архитектуры
и скульптуры, фотопортреты, фотоизображения
окружающего мира (природы и общества)
и фоторисунки. Основным их источником
являются иллюстрированные каталоги,
фотоальбомы, различного рода сборники
репродукций и др. Выборка, а затем сканирование* и обработка довольно трудоемкий
и затратный по времени процесс.
Второй источник
фотоматериалов - собственно авторские
фотографии различных объектов (архитектектура,
люди, животные, явления природы и т.д.).
Третий источник
изобразительных средств - это подготовленные
автором на бумаге эскизы рисунков, специально
созданные для учебного курса. Подготовленные
эскизы рисунков передаются в технических
отдел, где специалист по компьютерной
графике преобразует рисунок в электронный
вид. Если автор обладает навыками работы
с компьютерными графическими программами,
то он может самостоятельно преобразовать
свой эскиз в компьютерную иллюстрацию.
Четвертый источник
фотоизображений - Интернет. Для его использования
автору необходимо иметь навыки работы
в глобальной сети.
Общая
рекомендация. При использовании
фотоизображений из любых источников
необходимо обращать внимание на вопросы
охраны авторских прав*.
5.4.2. Логико-структурные средства наглядности. Таблицы и схемы - "синтетический образ" текста. Примеры
Как было сказано выше, к
логико-структурным
Таблицы
Рассмотрим один из видов
условно-графических наглядных
Таблица - это самое простое графическое
изображение материала, в котором основными
элементами графики являются линии и колонки.
Число столбцов и строк, в которых располагается
учебный материал, может быть различное.
Таблицы легко создать, они просты в использовании
и существенно облегчают восприятие текста.
Таблицы могут быть разноформатными: они
могут занимать часть экранной страницы,
целую страницу или даже несколько экранных
страниц электронного учебника (или несколько
печатных страниц).
Располагая разнообразным компьютерным
арсеналом мощных графических средств
(при переводе таблиц в электронное представление),
таблицы на бумаге можно оформить с помощью: