Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа
Объектом исследования является учебная деятельность первоклассников.
Предметом исследования является причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Целью настоящей работы явилось изучение многогранности аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе.
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Школьная дезадаптация как предмет исследования
I.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников………………………………………...…8
I.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения……………………………………………. 18
I.3. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка…………………………………………………….30
Глава II Методологические основы исследования аспектов школьной дезадаптации первоклассников
II.1. Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………......................35
Заключение……………………………………………….......................42
Библиография……………
Невербальный показатель отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.
Субтест 1. «Осведомленность». Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательности интересов, степени развития основных интеллектуальных функций (память, мышление). Успешность выполнения теста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за этот тест характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.
Субтест 2. «Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл.
Субтест 3. «Арифметический». Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом.
Субтест 4. «Сходство». Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически «сходство» является упрощенным вариантом методики сравнения понятий. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитию понятийного мышления.
Субтест 5. «Словарный». Предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова.
Субтест 6. «Повторение цифр». Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания.
Субтест 7. «Недостающие детали». Направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого.
Субтест 8. «Последовательные картинки». Требует умение организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют понимание и предвосхищение событий.
Субтест 9. «Кубики Косса». Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.
Субтест 10. «Складывание фигур». Обнаруживает умение соотнести части целого. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося части в структуре целого. В выполнении субтеста включены эвристические компоненты мышления.
Субтест
11. «Шифровка». По числу включенных в
него интеллектуальных функций является
наиболее комплексным. Успешность работы
с субтестом зависит от свойств внимания
(концентрация, распределение, переключение),
восприятия, зрительно-моторной координации,
скорости формирования новых навыков,
способности к интеграции зрительно-двигательных
стимулов.
II. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника.
Опросник состоит из 5 шкал.
«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
«Кооперация» - сознательно желательный образ родительского отношения. Т.е. родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, пытается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз». Шкала отражает межличностную дистанцию в общении.
При сырых баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целом, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда
«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм, требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
«Маленький неудачник ». Эта шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, предписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для других влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Таким образом, существующие методики помогут выявить причину школьной дезадаптации младших школьников, произвести целенаправленное исследование групп дезаптированных детей по направлениям :
Следовательно, при работе с дезадаптированными
детьми в первую очередь следует обращать
внимание на отношение к ребенку в его
семье и его коррекцию.
Заключение
Ребенок, поступивший в школу и испытавший с первых же шагов трудности в учении, не может иметь интереса к получению знаний, но у него, как правило, есть желание учиться и выполнять требования учителя, авторитет которого в младших классах особенно велик.. Однако, по мере того как он сталкивается с трудностями в учении и получает отрицательные оценки своей учебной деятельности, он постепенно утрачивает желание учиться, выполнять обязанности школьника, теряет веру в свои силы и возможности.
Педагогу необходимо помнить, что каждая из форм школьной дезадаптации требует особых приемов коррекции и, прежде всего, с такими детьми необходимо осуществлять индивидуальный поход, преобразовывая негативную мотивацию учения в нейтральную, а затем в позитивную. Только видя в ребенке лучшее, корректируя и сглаживая отклонения в развитии можно перевоспитать личность, давая ей «зеленый свет» в успешное будущее.
Актуальность данной проблемы особо значима в деятельности учителей младших классов и социальных педагогов в связи с тем, что в настоящее время получают распространение поведенческие расстройства, различные проблемы и трудности, возникающие у детей разного возраста в связи с обучением в школе, впоследствии приводящие к дезадаптации личности.
Подводя итоги всей работы, обобщая вышесказанное, мы определяли особенности школьной дезадаптации, выявили уровни адаптации детей к школе, определили роль семьи в дезаптационных процессах личности ребенка, а также методы исследования проблемы дезадаптации младших школьников, влияющие на преобразование дезадаптивной личности.
Библиография
1. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.;
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.
4. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др., Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 192с.
5. Гуревич К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. М.;
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000 – 3-е изд. перер. и дополн. – 184с.
7. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология./ Развитие ребенка от рождения до 17 лет./ Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.
9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: 1999.
10. Материалы Российской научно-практической конференции по теме «Проблемы школьной дезадаптации» от 26-28 ноября 2006г., г. Москва.
11. Кугукина Л.П. учебно-семинарские занятия по выполнению ВКР.
(Метод. пособие). Волгодонск 2003. – 63 с.
12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:1996.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.: 1995.
14. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.: Метод. пособие/ Н.В. Дубровина, Л.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина и др., Под ред. И.В. Дубровиной, 5-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.-96с.
15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.:2004.
16. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста// Вопросы психологии. – 1998. №4 – с.36-43.
17. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. МГУ, 2009.
18. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе// материалы симпозиума. М., 2007.
19. Хаментаускас Т.Т. Семья глазами ребенка. М.:1999.
20. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: 2002.
21. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Минск, 1997.
22. Школа и психическое здоровье./ Под ред. С.М. Громбаха.