Причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является учебная деятельность первоклассников.
Предметом исследования является причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Целью настоящей работы явилось изучение многогранности аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Школьная дезадаптация как предмет исследования
I.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников………………………………………...…8
I.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения……………………………………………. 18
I.3. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка…………………………………………………….30
Глава II Методологические основы исследования аспектов школьной дезадаптации первоклассников
II.1. Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………......................35
Заключение……………………………………………….......................42
Библиография……………

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 76.80 Кб (Скачать)

    государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего  профессионального образования

    Ростовской  области

    «Волгодонский педагогический колледж» 
     
     

    Курсовая  работа 

    Причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной  школы 

    Специальность: 050710 Педагогика дополнительного                      образования

    Выполнила:

    Кувичинская Евгения Владимировна 

    Руководитель:

    Чайкина Светлана Николаевна 
     
     
     

    Волгодонск 2011 

Оглавление

Введение  ……………………………………………………………..      3

Глава I Школьная дезадаптация как предмет исследования

    I.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников………………………………………...…8 

    I.2.     Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения……………………………………………. 18 

    I.3.   Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка…………………………………………………….30 

Глава II Методологические основы исследования аспектов школьной дезадаптации первоклассников

    II.1.  Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………......................35

Заключение……………………………………………….......................42

Библиография……………………………………………………………..43 
 
 

Введение

  Актуальность проблемы дезадаптивного поведения детей, заключается в том, что в настоящее время распространены поведенческие расстройства, впоследствии приводящие к дезадаптации личности. Понятие  «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

   С этим понятием связывают:

  • отклонения в учебной деятельности,
  • затруднение в учебе,
  • конфликты с одноклассниками и т.д.

   Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

    В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие:

  • несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;
  • экстенсивный характер учебных нагрузок;
  • преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;
  • повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.

Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения  и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.

  Методологической  основой исследования являются фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.

  Объектом исследования является учебная деятельность первоклассников.

  Предметом исследования является причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

  Целью настоящей работы явилось изучение многогранности аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе.

  Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что школьная дезадаптация обусловлена определенным рядом социально-психологических факторов, среди которых значительное место занимают такие, как:

  • уровень интеллектуального развития;
  • состояние эмоционально-волевой сферы;
  • а также микро социальные условия, в частности,
  • особенности семейного воспитания и психологический климат семьи.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.

2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.

3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.

4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников, а также зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Методы  исследования:

  • наблюдение;
  • экспериментальное исследование с помощью методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера, теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина), проективных методик: «рисунок семьи», «рисунок несуществующего животного», «рисунок школы»;
  • беседы с детьми, родителями, учителями;
  • изучение медицинских карт детей.

  Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории учебной деятельности младших школьников.

Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение, библиографию.

  Во введении раскрывается актуальность изучения проблемы школьной дезадаптации, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет и указаны этапы исследования.

Глава I рассматривает теоретические основания проблемы школьной дезадаптации, дает обзор проблемы школьной дезадаптации на основе изучения работ отечественных и зарубежных педагогов, раскрывает роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка, представляет характеристику возрастных особенностей первоклассников и их влияние на школьную дезадаптацию.

Глава II включает опытно-экспериментальную работу по исследованию психологических аспектов школьной дезадаптации первоклассников, организацию и методы исследования, интерпретацию и выводы о полученных результатах.

В заключении изложены теоретические выводы в целом по работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Школьная дезадаптация как предмет исследования

I.1.  Характеристика возрастных особенностей первоклассников

    Литературный анализ свидетельствует, что период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

На  основании возникновения личного  сознания происходит кризис 7 лет. Основной симптоматикой кризиса являются:

1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение  переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно  не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична  для внешней, она на нее влияет. Кризис требует перехода к новой  социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший  школьный возрасты, становится симптом  «потери непосредственности» (Л.С. Выготский): между желанием что-то сделать и  самой деятельностью возникает  новый момент – ориентировка в  том, что принесет ребенку осуществление  той или иной деятельности. Это  – внутренняя ориентация в том, какой  смысл может иметь для ребенка  осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

    Исследования ученых-психологов свидетельствуют о том, что педагогам и родителям необходимы знания о психологических особенностей детей 6-7 летнего возраста, о том общем и особенном, что важно учитывать при приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса. Что общего и чем различаются вчерашние дошкольник и сегодняшний младший школьник. 

Общее для дошкольника и младшего школьника заключается в следующем:

- Восприимчивость, внушаемость, податливость.

- Отзывчивость, способность к сопереживанию.

- Общительность, большая раздражаемость.

- Легкая возбудимость, эмоциональность.

- Устойчивое бодрое и радостное настроение.

- Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых,

установлением положительных отношений с окружающими.

- Отчетливое проявление в поведении типологических свойств

высшей  нервной деятельности.

- Пластичность нервной системы.

- Подвижность, непоседливость.

- Импульсивность поведения.

- Общая недостаточность воли.

- Неустойчивость, непроизвольность внимания. 

Информация о работе Причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы