Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа
Объектом исследования является учебная деятельность первоклассников.
Предметом исследования является причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Целью настоящей работы явилось изучение многогранности аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе.
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Школьная дезадаптация как предмет исследования
I.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников………………………………………...…8
I.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения……………………………………………. 18
I.3. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка…………………………………………………….30
Глава II Методологические основы исследования аспектов школьной дезадаптации первоклассников
II.1. Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………......................35
Заключение……………………………………………….......................42
Библиография……………
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
Курсовая работа
Причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Специальность: 050710 Педагогика дополнительного образования
Выполнила:
Кувичинская Евгения Владимировна
Руководитель:
Чайкина Светлана Николаевна
Волгодонск 2011
Оглавление
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Школьная дезадаптация как предмет исследования
I.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников………………………………………
...…8
I.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения……………………………………………. 18
I.3. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка…………………………………………………….30
Глава II Методологические основы исследования аспектов школьной дезадаптации первоклассников
II.1. Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………..........
............35
Заключение………………………………………………..
Библиография………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы дезадаптивного поведения детей, заключается в том, что в настоящее время распространены поведенческие расстройства, впоследствии приводящие к дезадаптации личности. Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
С этим понятием связывают:
Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие:
- несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
- преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;
- повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.
Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.
Объектом исследования является учебная деятельность первоклассников.
Предметом исследования является причины и проявления дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Целью настоящей работы явилось изучение многогранности аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что школьная дезадаптация обусловлена определенным рядом социально-психологических факторов, среди которых значительное место занимают такие, как:
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников, а также зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.
Методы исследования:
- наблюдение;
- экспериментальное исследование с помощью методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера, теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина), проективных методик: «рисунок семьи», «рисунок несуществующего животного», «рисунок школы»;
- беседы с детьми, родителями, учителями;
- изучение медицинских карт детей.
Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории учебной деятельности младших школьников.
Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение, библиографию.
Во введении раскрывается актуальность изучения проблемы школьной дезадаптации, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет и указаны этапы исследования.
Глава I рассматривает теоретические основания проблемы школьной дезадаптации, дает обзор проблемы школьной дезадаптации на основе изучения работ отечественных и зарубежных педагогов, раскрывает роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка, представляет характеристику возрастных особенностей первоклассников и их влияние на школьную дезадаптацию.
Глава II включает опытно-экспериментальную работу по исследованию психологических аспектов школьной дезадаптации первоклассников, организацию и методы исследования, интерпретацию и выводы о полученных результатах.
В
заключении изложены теоретические
выводы в целом по работе.
Глава I. Школьная дезадаптация как предмет исследования
I.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников
Литературный анализ свидетельствует, что период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.
На основании возникновения
личного сознания происходит кризис 7 лет. Основной симптоматикой кризиса являются:
1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2) манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;
3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и
непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится симптом «потери непосредственности» (Л.С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это – внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.
Исследования ученых-психологов свидетельствуют о том, что педагогам и родителям необходимы знания о психологических особенностей детей 6-7 летнего возраста, о том общем и особенном, что важно учитывать при приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса. Что общего и чем различаются вчерашние дошкольник и сегодняшний младший школьник.
Общее для дошкольника и младшего школьника заключается в следующем:
- Восприимчивость, внушаемость, податливость.
- Отзывчивость, способность к сопереживанию.
- Общительность, большая раздражаемость.
- Легкая возбудимость, эмоциональность.
- Устойчивое бодрое и радостное настроение.
- Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых,
установлением положительных отношений с
окружающими.
- Отчетливое проявление в поведении типологических свойств
высшей нервной деятельности.
- Пластичность нервной системы.
- Подвижность, непоседливость.
- Импульсивность поведения.
- Общая недостаточность воли.
- Неустойчивость, непроизвольность внимания.