Предмет педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Легкая атлетика…………………………………………………………4
Виды легкой атлетики…………………………………………………..5
Метание мяча…………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………….12

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 23.69 Кб (Скачать)

Педагогика — это наука  о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом  широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

 

Фундамент педагогики — философия  воспитания: область знаний, которая  использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.

 

Общая педагогика — базовая  дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека. Выделяют два  уровня: теоретический и прикладной. Разделы: общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение. Возрастная педагогика. Школьная педагогика —  это база для построения вузовской  педагогики (педагогики высшей школы). Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного  процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

 

Объект — это область  действительности, которую исследует  данная наука (ребенок).

 

Предмет — педагогический процесс как фактор формирования личности ребенка. Основные задачи педагогической науки: Главной задачей науки  о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Функция педагогики — познавать  законы воспитания, образования и  обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, формирование и развитие.

Педагогическая наука  является одной из самых древних  отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные  люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение  в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в  рамках народной педагогики — это  первый этап развития педагогики как  науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и  философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен  формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа  заключается в переходе от утопических  и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные  этапы не выстраиваются в хронологическом  порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.

 

Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н.В. Бордовской):

· «Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни  обучает и воспитывает своих  детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».

· Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную  с передачей жизненного опыта  от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.

· Педагогику как науку  и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.

Педагогику как учебную  дисциплину, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его  развития. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального  педагога, специалиста в области  образования.

· Педагогику как отрасль  гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и  личности.

 

Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить  её объект и предмет исследования. Объектом педагогики является сфера  образования, то есть те явления действительности, которые обуславливают развитие, обучение и воспитание человеческого  индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики — образование как реальный целостный  педагогический процесс, целенаправленно  реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспита-тельных учреждениях). Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и средством развития человека на протяжении всей его жизни. Можно сказать и так: педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях воспитания и обучения.

 

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический  анализ практики образования, устанавливает  функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции  и перспективы его развития. Как  прикладная наука, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и  соответствующие группы задач (см. схему 3).

 

Педагогика как любая  наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат. Понятия и  категории педагогики выражаются в  терминах. Большинство современных  ученых-педагогов называют в качестве основных категорий педагогики следующие: образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также  относят понятия: педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и другие. Педагогика оперирует и такими понятиями, как развитие, индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания.

 

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы  присуще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, групповая деятельность и т.п.) и внутренних (задатки, собственная активность личности и т.п.), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.

 

Термином «формирование» в педагогике обозначают процесс  становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования  и собственной активности личности.

Процесс развития человека под  воздействием социальной среды обозначают термином «социализация». В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство  индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе. Социализация, происходящая под влиянием социально  контролируемых обстоятельств и  специально создаваемых обществом  условий, есть воспитание (в широком  социальном значении).

 

Дать определение такой  категории, как воспитание, сложно, так как под воспитанием понимают и социальное явление, и явление  общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность (см. схему 4).

 

С учетом вышесказанного, дадим  общее (не строгое) определение воспитания как категории педагогики. Воспитание — это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений  по передаче, усвоению и воспроизводству  социального опыта и общечеловеческой культуры.

Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов  и воспитанников, направленное на решение  целей и задач образования, называют педагогическим процессом. С категорией воспитания тесно связана еще  одна категория педагогики — обучение. Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися  определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

 

Понятие педагогический процесс  исполняет роль центрального, стержневого  понятия, оно выражает сущность предмета педагогики — образования.

 

Образование — многозначная категория. Первоначально под образованием понимали передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке образование  — это система, процесс и результат  воспитания, обучения, развития личности (см. вопрос 2). Один из смыслов понятия  «образование» заключается в  строительстве человеком своего образа «Я». Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.

Но не только педагогика изучает  образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.

Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти  науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные  с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов  и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предмет педагогики

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает  сущность, закономерности, тенденции  и перспективы развития педагогического  образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации  образования, формы и методы, которые  совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы  их взаимодействия.

Объект педагогики

А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают  объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время  человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной  из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности  профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Поэтому в качестве объекта  педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и  педагогических явлений, связанных  с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает  развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет  педагогики.

Педагогика рассматривает  следующие проблемы:

1) сущность и закономерность  развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

3) содержание воспитания;

4) методы воспитания.

Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в  виду определение теоретических  и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов  и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая  и технологическая функции, которые  педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще  называют, объяснительном, уровне изучает  основы новаторского педагогического  опыта.

2) диагностический уровень  – предполагает выявление состояния  педагогических процессов, эффективности  деятельности преподавателя и  учащихся, установление причинно-следственных  связей;

3) прогностический уровень  – представляет собой экспериментальные  исследования педагогического процесса, а также построение на их  основе моделей преобразования  действительности. Прогностический  уровень теоретической функции  раскрывает сущность педагогических  процессов, научно обосновывает  предполагаемые изменения. На  этом уровне создаются определенные  теории обучения и воспитания, а также модели педагогических  систем, которые опережают педагогическую  практику.

Технологическая функция  также осуществляется на трех уровнях  реализации:

1) проективный уровень  – предполагает формирование  критериев и принципов построения  учебного пособия, составление  методических разработок (учебных  планов, программ, учебников и учебных  пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические  концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский)  план педагогической работы;

2) преобразовательный уровень  – изучает и внедряет опыт  педагогической науки;

3) рефлексивный уровень  – предполагает определение степени  влияния результатов исследований  на практику образовательной  деятельности и последующую коррекцию. Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать. Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:

Информация о работе Предмет педагогика