Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:42, реферат
Это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Введение ……………………………………………………………………3
Легкая атлетика…………………………………………………………4
Виды легкой атлетики…………………………………………………..5
Метание мяча…………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………….12
Педагогика — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Фундамент педагогики — философия воспитания: область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.
Общая педагогика — базовая дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека. Выделяют два уровня: теоретический и прикладной. Разделы: общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение. Возрастная педагогика. Школьная педагогика — это база для построения вузовской педагогики (педагогики высшей школы). Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука (ребенок).
Предмет — педагогический процесс как фактор формирования личности ребенка. Основные задачи педагогической науки: Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, формирование и развитие.
Педагогическая наука
является одной из самых древних
отраслей знаний, ее развитие неотделимо
от развития общества. Уже первобытные
люди обладали знаниями по воспитанию
детей, которые передавались от одного
поколения к другому в виде
обычаев, традиций, игр, житейских правил.
Позже эти знания нашли отражение
в поговорках, пословицах, мифах, легендах,
сказках, составивших содержание народной
педагогики. Педагогическая мысль в
рамках народной педагогики — это
первый этап развития педагогики как
науки. Житейский педагогический опыт
развивался и сохранялся в виде педагогической
культуры народа, его педагогической
ментальности и составлял основу
научного педагогического знания. Второй
этап связан с зарождением педагогических
идей в русле религиозных и
философских учений. Третий этап развития
педагогического знания представлен
формированием педагогических взглядов
и теорий в рамках философско-педагогических
произведений. Суть четвертого этапа
заключается в переходе от утопических
и гипотетических теорий к концепциям
и теориям, основанным на педагогической
практике и эксперименте. Указанные
этапы не выстраиваются в
Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н.В. Бордовской):
· «Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».
· Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.
· Педагогику как науку и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.
Педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.
· Педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.
Для определения педагогики
как науки необходимо осмыслить
её объект и предмет исследования.
Объектом педагогики является сфера
образования, то есть те явления действительности,
которые обуславливают
Педагогика одновременно
является и теоретической, и прикладной
наукой. Будучи теоретической наукой,
она осуществляет теоретический
анализ практики образования, устанавливает
функционирующие в ней
Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат. Понятия и категории педагогики выражаются в терминах. Большинство современных ученых-педагогов называют в качестве основных категорий педагогики следующие: образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят понятия: педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и другие. Педагогика оперирует и такими понятиями, как развитие, индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания.
Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, групповая деятельность и т.п.) и внутренних (задатки, собственная активность личности и т.п.), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.
Термином «формирование» в педагогике обозначают процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.
Процесс развития человека под воздействием социальной среды обозначают термином «социализация». В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе. Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, есть воспитание (в широком социальном значении).
Дать определение такой
категории, как воспитание, сложно,
так как под воспитанием
С учетом вышесказанного, дадим
общее (не строгое) определение воспитания
как категории педагогики. Воспитание
— это процесс
Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, называют педагогическим процессом. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория педагогики — обучение. Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
Понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики — образования.
Образование — многозначная
категория. Первоначально под образованием
понимали передачу важнейших жизненно
необходимых сведений и навыков.
В современной трактовке
Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.
Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является
образование как целостный
В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Объект педагогики
А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.
Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.
Педагогика рассматривает следующие проблемы:
1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;
2) цель воспитания;
3) содержание воспитания;
4) методы воспитания.
Функции педагогической науки.
Функции педагогической науки, несомненно,
определены ее предметом. Имеется в
виду определение теоретических
и технологических задач, поставленных
в процессе выявления принципов
и закономерностей
Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.
2) диагностический уровень
– предполагает выявление
3) прогностический уровень
– представляет собой
Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:
1) проективный уровень
– предполагает формирование
критериев и принципов
2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;
3) рефлексивный уровень
– предполагает определение